search
main
0

В горах Сихотэ-Алиня. Служение детям – цель и смысл жизни

Добрый, любящий детей классный руководитель – большое счастье и для них, и для их родителей. А если в этой роли оказался мужчина – счастье вдвойне. Для своих учеников он второй отец и вторая мать. Владимир Гуслев работает в образовании 26 лет: из них семь – директором школы, семь – руководителем района, чуть меньше половины – учителем и классным руководителем в анучинской школе №1. Что ему больше по душе – руководящая должность или учительство? Конечно, второе. Для Владимира учить детей – дело святое, поэтому он и сбежал в школу.

Там, где «сливаяся, шумят струи» двух быстрых речек – Арсеньевки и Муравейки, в старые-престарые времена появилось село Анучино, ныне это районный центр. А вокруг – горы Сихотэ-Алиня, таежные дебри. Это сказочно красивый край тисовых рощ, алтайских елей, корейских кедров, маньчжурских кленов. Край лотоса в голубых озерах, тигров, медведей, лис. Лес, тайга – это особая замкнутая страна. В тихую погоду почти безмолвная и таинственная, в бурю – яростная и зловещая. Даже по этому скудному описанию каждому понятно, сколь необыкновенна и богата здешняя земля. Для Владимира это самое красивое место на планете, милые сердцу нерукотворные картины природы. Он и детям привил любовь к родному краю.

Дважды в год, осенью и весной, Владимир Гуслев водит ребят на экскурсию в лес, именно на экскурсию. Как ходят в музеи, картинные галереи, в храмы. Хотя и походы тоже бывают, да еще с ночевкой на берегу Муравейки.

Владимир Александрович заботливый, справедливый и строгий одновременно, какими обычно бывают отцы. Он и сам называет себя классным папой, ответственным за все, что происходит с детьми не только в школе, но и на улице, и дома. Тем более что в семьях ребят нередко бывает обстановка не очень удобная для их развития, а порой и небезопасная для здоровья. И тогда он единственный заступник за ребенка. Владимир не управляет детьми, он им служит.

Лет шесть назад в Анучинской школе появился ученик, на которого Владимир сразу обратил внимание. Худенький, бледный, с грустными глазами. По всему было видно, что Саша полуголодный, неухоженный и у него проблемы со здоровьем. Он жил вдвоем с бабушкой: мать умерла, а отец сидел в тюрьме. И хотя мальчик учился не в его классе, Владимир стал посещать эту семью, всячески помогать ей. Неожиданно бабушка тяжело заболела и, умирая, попросила учителя: «Позаботьтесь о моем внуке, у него, кроме вас, никого нет».

Когда бабушки не стало, в школе начали готовить документы, чтобы отправить сироту в детский дом. Но Владимир запротестовал, сказав, что он сам позаботится о Саше, возьмет его в свою семью. Конечно, коллеги хорошо знали, что Владимир отзывчивый на чужое горе человек, однако такого поступка они все-таки от него не ожидали.

Одиночество взрослого, если только не он сам его выбрал, вызывает сочувствие. При виде одинокого, обездоленного ребенка редкий взрослый останется равнодушным, но не всякий готов ему помочь. Такие люди, как Владимир Гуслев, встречаются нечасто. Саше повезло, что он оказался в семье, где его хорошо приняли. Первый день особенно ему запомнился. Его помыли, переодели в чистую одежду, вкусно и сытно накормили. И он, довольный, осматривал свой новый дом, гладил маленькой ручкой стены, мебель.

Постепенно душа мальчика, скрытая броней недоверия, оттаяла, как оттаивает заледенелая ветка под теплым весенним солнцем. Владимир занялся воспитанием своего приемного сынишки. (Двое родных детей стали взрослыми.) Надо сказать, что мальчик требовал постоянной заботы. Он был физически слаб, отставал в росте от сверстников, у него были проблемы с психикой (ведь Саше так много пришлось пережить), значительно отставал в общем развитии, так что Владимиру пришлось с ним пройти программу детского сада, прежде чем приступить к школьной. Ездил с Сашей по врачам, стоял с ним в очередях к педиатру, неврологу, офтальмологу и другим специалистам. А по вечерам читал ему книги, играл в развивающие игры.

Саша прожил в доме Владимира Гуслева пять лет. Стал звать его папой, привязался к нему, как к родному. Успокоился, поправился, окреп, многому научился у своего приемного отца. Неплохо играл на гитаре, но особенно увлекся шахматами. В соревнованиях по шахматам несколько раз занимал вторые и третьи места. Односельчане порой удивлялись: «Возится с мальчишкой, как родной отец, да что там отец, иная мать не так, как он, печется о своем ребенке».

Два года назад вышел из тюрьмы отец Саши и тут же потребовал вернуть ему сына. Делать нечего, сначала Владимир съездил с Сашей в гости в город Талицы Свердловской области, где жил отец, а в прошлом году отвез мальчика совсем. Саша скучает по приемному отцу, часто звонит ему, посылает короткие сообщения по мобильному. Для Владимира они словно долгожданные весточки от родного ребенка, о котором он по-прежнему беспокоится, и жалеет, что не удалось оставить его у себя, тем более что там Саше приходится жить в одной комнате с отцом и мачехой.

У Владимира Гуслева своя воспитательная система. Дети, даже близнецы, очень разные. Всех их нельзя воспитывать с помощью прокрустова ложа одного и того же метода. Он занимается, беседует с каждым в отдельности, и очень часто кто-то из ребят его класса говорит: хочу с вами посоветоваться. Его форма воспитания – диалог с каждым, а не проповедь перед всем классом.

Порой возникают неожиданные проблемы у детей, решить которые можно только с помощью нестандартного педагогического приема. Осенью этого года в его класс пришла девочка, приехавшая в Анучино из города. Девочка хорошая, воспитанная, с сильным характером. Ей захотелось установить в новом для нее классе те же традиции, тот же уклад, какой сложился в ее городской школе. Одноклассники активно воспротивились. Новенькая почувствовала себя отчужденной. Но продолжала настаивать на своем. Началось противостояние. Особенно нападали на новенькую две девочки. Никто не хотел уступать. К конфликту подключились родители. И это еще больше взбудоражило споривших. Девочки подрались. Новенькая оказалась в полном одиночестве.

Возникла ситуация, сходная с ситуацией в фильме «Чучело». Но в отличие от киношного классного здесь оказался мудрый, добрый Владимир Александрович. Он поговорил с каждой девочкой отдельно, выслушал их мнение. А потом и с их родителями. Конфликт прекратился. Теперь они дружат.

Талантливого педагога и вообще одаренного человека не раз пытались переманить на другую работу, более, как ему говорили, престижную и высокооплачиваемую. По поводу первого аргумента Владимир отвечает: учить детей – главная профессия на земле и самая престижная. Он признался, что раза два и сам порывался уйти из школы. Однажды даже принял такое решение. Конечно, это стоило ему нескольких бессонных ночей. Надумав уйти, Владимир зашел в опустевшую школу попрощаться. И понял, что именно здесь его место, даже стены его не отпускают. И его одолели сомнения: правильно ли он поступает?

В ноябре этого года Владимир Гуслев участвовал во Всероссийском конкурсе «Воспитать человека» в номинации «Классный руководитель». В своем Приморском крае занял первое место и вошел в десятку лучших в России. А по итогам финального этапа конкурса во Владикавказе оказался в первой пятерке.

Для большинства людей счастье – категория не вечная: либо оно быстро проходит, либо к нему быстро привыкают и перестают его ощущать и оно превращается в обыденность. Но есть люди, для которых состояние счастья – способ существования. Для Владимира счастье – воспитывать детей. Оно непреходяще, оно с ним постоянно. Работая с ребятами годами, он дважды счастлив: во-первых, от постоянного общения с ними (иного он и не мыслит), а во-вторых, видя плоды своих усилий, когда его воспитанники вырастают и уносят с собой частицу его сердца. Чем больше отдаешь детям, тем больше получаешь взамен. Больше отдавая, становишься богаче. Владимир в этом уверен.

Приморский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте