Гнездышко – какое теплое слово! Детский сад комбинированного вида №3 города Снежинска неспроста взял себе такое название: здесь воспитываются самые маленькие жители, старшим из них только три годика. Заложен и открыт садик был в 1958 году. Первый дом и первая школа открылись годом ранее. «Гнездышку», таким образом, исполнилось недавно полвека. Всего в нем сейчас 90 детишек.
На территории сада много деревьев, берез и елочек, деревянные разноцветные грибки среди этого «леса» – одна из примет детского сада. Проходим по экологической тропке, где дети наблюдают за растениями, елочками, кустами и их жизнью. Большой приток молодых специалистов требовал именно такого дошкольного учреждения – садика для самых маленьких. Сегодня здесь воспитываются дети, чьи мамы (как правило, одиночки) находятся в сложном материальном положении, есть также дети из многодетных семей и поступившие из детского дома. Небольшой процент – дети тех жителей Снежинска, которые не хотят потерять высокооплачиваемую работу, а сидеть с ребенком не имеют возможности. Детишек в «Гнездышко» берут с трех месяцев.
Заведующая детским садом Тамара Чудиновская – педагог высшей категории, заслуженный учитель России. В садике она работает уже двадцать пять лет. Имеет среднее медицинское образование и высшее педагогическое. В этом году ее «Гнездышко» получило губернаторский грант. Тамара Алексеевна рассказывает о садике:
– У самых маленьких наших детей, до года, три-пять режимов. Вот они встают. Их нужно накормить. В особые часы уложить спать, а в группе, предположим, 10-15 человек. Значит, одни спят, других кормят, третьих кормят мамы грудью, приходящие сюда специально, четвертые бодрствуют. Вся эта нагрузка – на двух воспитателей. Представляете? У детей с года до года с половиной – два сна. С полутора лет до двух они в то же время бодрствуют, играют. У более старших детей, до трех лет, один сон. Когда дети спят, за ними обязательно смотрит воспитатель.
…Первый год жизни – это период быстрого физического, психического, социального развития. Поэтому вся деятельность сотрудников «Гнездышка» направлена на то, чтобы обеспечить малышам эмоциональный комфорт, полноценное развитие и воспитание. При оформлении проводится знакомство с родителями. Путем патронажа воспитатели знакомятся с условиями жизни ребенка в семье, его индивидуальными особенностями. В соответствии с возрастом детей их питание и сон проходят в специальных отдельных помещениях. Большое внимание уделяется созданию условий для активного бодрствования. В каждой группе оборудован безопасный мини-стадион, дидактический комплекс, манежи. Благодаря разнообразным занятиям формируются основные «блоки» развития, ведущие умения и навыки. Здесь же, в садике, при прачечной, для грудных детишек шьют одежду, распашонки, штанишечки: частая смена необходима.
Детский сад разработал особые столы, за которые можно усадить сразу двух ребятишек и покормить. Куда было деваться? Такой мебели нигде нет в продаже. Пришлось придумать собственный эскиз и заказать в городе. Для столов необходим натуральный материал, который не испортится при частой обработке. Ведь это столики для крох, которые пока не умеют ходить. А для тех, кто уже научился, другие столики. Стульчики подбираются по росту, есть поменьше, есть побольше. Ведь некоторые дети-то – акселераты!
– Чему ваши дети должны научиться к моменту окончания садика?
– Мы работаем по программам Васильевой, «Кроха», «Радуга», «Развитие». И наши крохи проходят музыкальные занятия, причем почти с каждым ребенком индивидуально. То же касается и физкультурных занятий: по одному-два человека. Проводится развитие речи, расширения словаря. В группе по интегрированному обучению детей с отклонениями в развитии на каждого воспитанника составляется индивидуальная коррекционная программа обучения. Занятия здесь проводятся самые разные: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в соответствии с режимом, возрастом, состоянием здоровья. Максимальное количество времени отводится на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Длительность пребывания в смешанной группе зависит от степени выраженности и сложности нарушения развития, а также желания родителей. В конце каждого учебного года психолого-медико-педагогический консилиум «Гнездышка» дает рекомендации о дальнейших формах, методах и средствах обучения каждого ребенка.
– Ваши выпускники навещают вас?
– О, уже своих ребятишек нам приносят! И внуков тоже!
Первые воспитанники «Гнездышка» – ровесники самого города. Прошли десятилетия, а небольшой двухэтажный садик по-прежнему хранит самое ценное – тепло заботливых человеческих рук, сердца – то, с чего должна начинаться счастливая дорога в жизнь.
Есть еще один важный аспект в деятельности сада №3: он не только занимается развитием и воспитанием ребенка в самом раннем возрасте, делясь своим опытом с другими, но работа «Гнездышка», кроме того, нацелена на поддержку неполных семей – тех, которые особо остро нуждаются в социальной защите. Увы, проблемы, о которых идет речь, свойственны и закрытым городам, от них не уйдешь, не отгородишься… «Гнездышко» помогает мамам адаптироваться, многие их заботы и трудности возьмет на себя его коллектив. Ребенок не будет брошен, не будет отдан в интернат, а останется с мамой. «Гнездышко», таким образом, работает не только для малышей до трех лет, а для семьи как таковой, для ее будущего, и в этом его особенность, важнейшая для города социальная функция.
Комментарии