search
main
0

В гармонии с собой и миром. Концепция Хорошколы (краткое изложение)

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным и счастливым человеком. Во многом это зависит от семьи, но немалую роль играет и школа. Ведь в ее стенах дети проводят 11 лет. Сегодня все больше появляется таких образовательных учреждений, где задумываются не только о том, чтобы дать знания ученику, но и как помочь ему найти свое место в современном мире. Хорошкола – уникальный в этом отношении проект. Это школа компетенций XXI века, где дети учатся общаться и сотрудничать друг с другом, а также мыслить критически и творчески. Здесь предлагают принципиально новую среду и образовательные методы для воспитания и образования гармоничной личности, готовой учиться на протяжении всей жизни, а главное – учиться делать мир вокруг себя лучше.

Предлагаемый документ ставит целью коротко отразить ключевые элементы концепции Хорошколы, принятой наблюдательным советом школы, в изложении для широкой аудитории, прежде всего для родителей. Мы старались избежать педагогического жаргона.Миссия ХорошколыСовместно с родителями мы помогаем детям раскрыть свое предназначение, развиваем в них умение учиться на протяжении всей жизни, способность ставить созидательные цели и достигать их в гармонии с собой и миром.Учение. Целостный взглядУчеба в Хорошколе не только подготовка к будущей жизни, это прежде всего полноценное проживание своего возраста, насыщенная событиями личная и общественная жизнь каждого ребенка, включенность в жизнь всего современного общества.Ребенок рождается с огромным потенциалом, энергией учения, он учится все время и очень многое осваивает в первые дни, недели, месяцы, годы… Ему присущи любопытство, удовольствие от узнавания нового. Ученик учится сам, ему в этом помогают другие – взрослые и дети.Задача Хорошколы – максимально сохранить или восстановить способность ребенка учиться и радоваться жизни.Важнейшим элементом учения является само освоение науки, искусства, ремесла учения. Освоение способов учения происходит в течение всей жизни человека. Умение учиться – ключевое умение для продолжения образования, работы в современном мире, семейной и социальной жизни.Сегодня, в быстро меняющемся мире, когда «каждый человек сталкивается с вызовами неопределенности, сложности и разнообразия» (Александр Асмолов), когда никому не известно, какие профессии будут востребованы на рынке труда через пять, десять лет, какие знания и навыки человеку потребуются, чтобы быть успешным, необходимы «пред­адаптивные модели образования», то есть развивающие способность адаптации к непредсказуемому, навыки поведения и принятия решений в совершенно новых ситуациях, решения нестандартных задач. Хорошкола реализует такую модель образования, формируя у учащихся способность к учению в течение всей жизни и другие современные компетентности. Новизна, неожиданность задания все чаще возникают в жизни и профессиональной деятельности человека. Они же используются в процессе учения как позитивный стимул.Педагогические положения, на которые опирается Хорошкола в своей работе, основаны на идеях Льва Семеновича Выготского:    Учение эффективно в зоне ближайшего развития ребенка, то есть там, где достижение результата интересно, трудно и реально для него.    Учение идет в «строительных лесах», создаваемых школой (сам термин scaffolding – «строительные леса» был введен в 1950‑е гг. знаменитым американским психологом Джеромом Брунером на основе концепции Л.С.Выготского, в русско­язычных текстах он часто переводится безлико – «поддержка»).    Учение социально, в нем важно участие более умелых – учителей, тьюторов и соучеников.    Используемые человеком технологии формируют соответствующий им иной способ мышления, коммуникации, действия. В своей учебной работе ученики используют цифровые ресурсы (инструменты, источники, сервисы), применяемые в профессиональной и повседневной деятельности человека (на этом строится цифровая школа в подходе Алексея Семенова).При построении концепции Хорошколы мы использовали также принципы ко-конструктивизма Василиоса Фтенакиса, конструкционизма Симора Паперта. В частности, образовательный процесс Хорошколы конструируется его участниками, прежде всего детьми, совместно с взрослыми (учителями, тьюторами, родителями). Ребенок в сообществе с взрослыми и другими детьми учится совместно решать задачи, исследовать окружающий мир, спорить и договариваться и т. п.Основа учения – деятельность. Ребенок (и вообще человек) учится чему-то, в первую очередь делая это. Естественная (хотя и не единственная, но все более важная сегодня) форма деятельности – коллективная, с разделением труда и объединением его результатов.В Хорошколе ребенок учится:    формировать цели на перспективы разного масштаба, планировать действия по достижению целей;    управлять своей энергией;    управлять своим временем;    эффективно учиться самостоятельно;    организовывать свою работу вместе с другими, что включает: планирование, разделение труда, коммуникацию, работу в команде, лидерство, принятие решений об обращении за помощью к экспертам и др.;    наблюдать, понимать и конструктивно обсуждать деятельность другого, если нужно, подражать ей, поддерживать чужую деятельность, при необходимости прий­ти на помощь другому;    осознавать процесс деятельности и обучения, причины ошибок, приближения к цели и следования плану, собственные возможности и ограничения, сможет поддерживать веру в себя и стремиться к достижению цели, определять границы собственного знания и задавать вопросы, делить сложную задачу на подзадачи, самостоятельно проверять соответствие результатов работы замыслу, планам, заданию.Важнейшими элементами искусства учения являются: умение определить свое незнание, неумение; осознание своих ограничений, работа с неудачами и ошибками. Несоответствие результата намерениям, неудача – важнейший стимул к учению, основа для анализа, в первую очередь анализа своих действий, взгляда со стороны, анализа ситуации и задач, которые были поставлены. Воспитание позитивного отношения к ошибкам, формирование умения их находить, локализовать – важная задача школы.Обратная связь от учителя к ученику и система оценивания в первую очередь суммируют достижения ученика, учитывают улучшение уже достигнутого результата, учитывают ошибки, предложения от других (учителей и учеников) – это важный элемент процесса учения.Хорошкола воспитывает высокий уровень самостоятельности и ответственности в принятии решений, выборе, планировании и осуществлении деятельности.Доведение до автоматизма, отработка навыка происходят, если ученик имеет мотивацию к ним, если они соответствуют большей, желанной и принятой им цели, входят в его цели и планы. При отработке автоматического навыка могут достигаться и другие, часто более важные цели: воспитываются умение концентрироваться, настойчивость в достижении результата и т. д. Есть множество областей, где такой автоматический навык необходим по существу, например спорт или вождение автомобиля, цирковое искусство и т. д.Ресурсы ученика – это его энергия и его время. Энергия должна возобновляться за счет ясной цели, разнообразия видов деятельности, мотивации и ощущения успешности.Время должно расходоваться эффективно. Времени, которое ребенок проводит в школе, достаточно, чтобы научиться тому, что запланировано персонально для него им самим, с помощью и поддержкой других участников образовательного процесса. Это время включает и время самостоятельной работы (которая может делаться и вне школы), планируемое и учитываемое не менее тщательно, чем время групповых уроков или проектной работы.При возникновении риска неуспешности или перегрузки ребенка Хорошкола помогает ему перераспределить ресурсы, может снижать нагрузку, сохраняя цели и обеспечивая дополнительную индивидуальную помощь.Школа помогает ребенку спланировать адекватный для него распорядок дня, чередуя различные виды деятельности: интеллектуальное напряжение, физические нагрузки, активности на свежем воздухе, еда, периоды спокойного отдыха, социальная активность, использование специальных практик, развивающих способность концентрироваться и расслабляться. У ребенка остается время на общение с семьей и увлечения, не связанные со школой.Коллектив школы организует работу так, чтобы наполнять жизнь ребенка интересными и важными для него событиями, на которых он сможет представлять школе и миру продукты своей творческой, исследовательской, инженерной и другой работы вместе с другими детьми, принимать участие в фестивалях, научных конференциях, соревнованиях, олимпиадах, социальных проектах, путешествиях и т. д.Школа достигает с родителями общего видения по ключевым вопросам образования, воспитания и развития детей. Консенсус закрепляется в договоре о сотрудничестве между родителями и школой, в котором фиксируются обязательства школы и ответственность родителей, в том числе связанная с их собственным учением родительству. Школа выстраивает систему работы, направленную на развитие родительских компетенций.Школа поддерживает совместные занятия детей и членов их семей в школьных мастерских, театре, библиотеке, где детско-взрослые коллективы смогут проводить время – что-то мастерить, ставить спектакли, читать, играть в оркестре, смотреть кино, готовиться к ярмаркам и так далее.В разные возрастные периоды различные виды деятельности являются ведущими для ребенка. Для дошкольника ведущая деятельность – игра. В ходе игры, эксперимента, подражая взрослому и действуя независимо, ребенок делает собственные открытия об устройстве мира, природных явлениях, отношениях между людьми.Для младшего школьника интересным становится сам процесс учения, он готов принять роль ученика и осознавать ее. Для подростка в основной школе центральным является взаимодействие со сверстниками, социальная активность.Разумно формировать мотивацию к учению с учетом характерной для данного возраста ведущей деятельности.Успех того, что школа делает, зависит от мотивации ученика к учению в целом и мотивации к каждому отдельному действию. Основа для мотивации на каждом следующем уровне образования не отменяет предыдущую, но развивает ее и сохраняет, пока это работает. Подходы и механизмы к развитию и сохранению мотивации разные на каждом возрастном этапе:    От рождения до школы. Поддержание интереса к новому, любопытства, удовольствия от того, что что-то получилось, формирование системы образовательных отношений с другими людьми: родителями, детьми, учителями, другими взрослыми. Нужна среда, богатая объектами, ситуациями, событиями и процессами, соответствующая этому возрасту, в частности игра и обучение другого. Учитель вместе с родителями во всем этом участвует, выясняет особенности детей, предлагает план дальнейшего развития ребенка.    Начальное образование. Учитель поддерживает и стимулирует познавательную, творческую и конструктивную деятельность, коммуникацию между детьми и между детьми и их семьей, соблюдение правил, рефлексию. Семья действует согласованно со школой. Различными путями и с различной скоростью все дети достигают всех целей начального образования, сохраняется их интерес к учению, развивается умение учиться, формируется умение учиться вместе с другими и с помощью других, продолжаются выявление и учет их специфических черт, особенностей восприятия, способов учения.    Основное образование. Учение как возможность взаимодействия с другими людьми по поводу его процесса и результата. Учитель как организатор и участник этого взаимодействия, временами единственный. Поддержка семьей всего интересного ребенку и его взаимодействия с другими.    Полная школа. Учение для внешней, жизненной, цели – профессионального определения, продолжения образования. Диалог ребенка с семьей и школой по выбору пути.    Общее высшее образование и непрерывное общее образование взрослых. Обеспечиваемая обществом реализация потребности в учении, начинающейся в младенчестве. Выбор того сообщества, в котором человек продолжает учение. Учение вместе с собственными детьми.    Профессиональное образование и непрерывное профессиональное развитие – самосовершенствование и конкурентоспособность в выбираемой области.Результативная школа: персонализированное компетентностное образование на цифровой платформеОбразовательный процесс, организованный по описанным в настоящей концепции принципам, мы называем результативным образованием. В современной мировой образовательной практике о нем говорят также как о персонализированном компетентностном образовании (personalised mastery-based learning).Полная реализация результативного образования в массовой школе возможна только при использовании цифровой платформы учения, на которой идут деятельность и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Там же размещаются персональные планы детей, цифровые ресурсы, с которыми идет работа (или доступ к ним), средства наблюдения и обратной связи для мониторинга состояния и результатов образовательного процесса.Интерфейс платформы позволяет каждому из участников (ребенку, учителю, тьютору, родителю, администратору) получать необходимую информацию о планах, ходе и результатах образовательного процесса, достигаются его открытость и прозрачность.УченикМотивирован и верит в себя, управляет своим учением:    планирует учение, размещая на платформе свой индивидуальный план учения с фиксированными предметными и непредметными целями и этапами продвижения к ним; видит автоматическую фиксацию состояния выполнения плана и затраченных ресурсов, приближающийся запланированный им самим контрольный срок, при необходимости корректирует план, обсуждая его с учителем, тьютором, родителем;    получает доступ к цифровым ресурсам на платформе учения – инструментам, источникам информации, сервисам – и использует их в своей учебной работе: создает собственные произведения, обрабатывает данные, моделирует, выполняет задания учителя и т. д.;    взаимодействует с другими: размещает на платформе выполненную работу или ее уже улучшенную версию, получает обратную связь от учителя, обменивается идеями в совместном проекте с другими участниками работы, получает доступ к онлайн-материалам, курсам, рекомендованным ему учителем.УчительПоддерживает освоение своего предмета и непредметных навыков каждым ребенком:    подбирает, размещает на платформе учения цифровые ресурсы для учеников;    взаимодействует с учениками (направляет обратную связь по их работам, помогает в планировании), родителями (привлекает их внимание к успехам ученика и возможностям включиться в школьную жизнь и т. д.);    взаимодействует с другими учителями по межпредметным проектам, с тьюторами – по проблемам отдельных учащихся;    размещает на платформе свой путь учения и развития: ставит ближайшие и отдаленные цели в сфере профессиональных компетенций, пользуется онлайн-ресурсами для их достижения;    взаимодействует с администрацией и HR-службой, обсуждая пути улучшения своей работы.ТьюторЯвляется проводником ребенка в мире учения и взросления:    анализирует работу каждого своего подопечного с точки зрения оптимизации затрат ресурсов и обязательного достижения целей, помогает ему научиться учиться и осваивать другие навыки ХХI века в различных предметах и проектах;    организует с помощью учителей корректировку планов и перераспределение ресурсов для своего подопечного, когда последнему это становится необходимо для обязательного достижения целей;    взаимодействует с учителями и родителями по результатам анализа учения каждого из учеников.РодителиПомогают вместе со школой ребенку в определении его жизненных и образовательных целей и поддерживают ребенка в их достижении и, если необходимо, пересмотре. Родители поддерживают свое доверие к ребенку и школе благодаря постоянному доступу к информации, размещенной на платформе учения:    о ходе образовательного процесса;    о реализации ребенком намеченных целей.Взаимодействуют с учителями и тьютором ребенка по поводу продвижения ребенка к его целям.Учатся, совершенствуя свои родительские компетентности, используя информационные ресурсы, онлайн-курсы, размещенные на платформе учения, получая консультационную помощь школы.АдминистраторВидит процессы жизни школы в целом, при необходимости на любом уровне детализации, имея доступ ко всем обрабатываемым и визуализируемым автоматически на платформе данным, воздействует на них:    использует автоматизированные инструменты анализа эффективности образовательного процесса, размещенные на платформе, чтобы принимать решения.Результат:    реальное достижение федерального стандарта и успешное прохождение государственной итоговой аттестации всеми детьми;    выполнение персонального плана каждым ребенком, в том числе высших достижений для высокомотивированных учеников.Цели и результаты учения. Государственный стандартОбразовательная политика Хорошколы в контексте государственных требованийШкола по каждому из предметов выделяет и описывает обязательные цели освоения учебного материала, которых должен достичь каждый ученик. По каждой предметной области, заявленной в стандарте в качестве обязательной для изучения, школой создаются списки достигаемых учащимися целей на каждом уровне образования.Для каждой из целей создаются шкалы, описывающие то, что должен уметь делать ребенок, находящийся на каждом из уровней шкалы. Шкалы являются инструментом, помогающим учителю и ребенку однозначно определить, достигнут ли какой-то уровень и как нужно реагировать на такое достижение/недостижение. Эти описания доступны для ребенка, учителя и родителя на платформе учения. Ребенок использует шкалы как инструмент определения своего состояния по отношению к поставленным целям изучения им данной темы, формирования той или иной компетенции.Учитель формирует персональные перечни заданий, ведущих ученика к очередной цели, размещая их на платформе учения.Ученик в каждый момент понимает, что делает, зачем и что его ожидает на следующем этапе. С помощью описаний, представленных в шкалах, он учится объяснять, чему он уже научился, устойчиво достигая требуемого результата, а что ему пока не удается.Реальным фактором, определяющим то, чему массовая российская школа старается научить детей, является государственная итоговая аттестация (ГИА) в 11‑м и 9‑м классах, она фиксирует достижения детьми образовательных результатов, заявленных в стандарте. Цели, достижение которых проверяется ГИА, также входят в систему целей школы.Хорошкола считает, что:    каждый ученик по каждому предмету должен достигать целей стандарта;    персональные цели должны быть ясными ученику, как и предлагаемые учителем пути их достижения (системы заданий, которые нужно выполнить). Уровень (качество) достижения цели задается опера­цио­нально, то есть выявляется при анализе действий ученика (и результатов этих действий) на основании понятных ученику критериев;    персональные цели ученика должны учитывать продолжение им образования и тем самым включать результаты ЕГЭ по тем предметам, которые учитываются при поступлении в вуз.Непредметные цели и результатыДействующий стандарт уделяет достаточно внимания и непредметным результатам. В стандарте они называются метапредметными и личностными.Приведем ряд важных примеров непредметных целей, на достижение которых ориентирована Хоро­школа:    способность к коммуникации – выражение своих мыслей и эмоций, понимание мыслей и эмоций, выраженных другим, наиболее точным и эффективным, образом;    системное мышление – способность к анализу информации из разных источников и синтезу отдельных элементов в целостную картину;    способность к творчеству, открытию, изобретению, восприятию нового;    способность к сотрудничеству, совместной деятельности, разделению труда, дисциплине члена или лидера команды;    способность делать выбор, принимать решения в условиях неопределенности, действовать в неожиданной и непредвиденной ситуации завтрашнего дня;    социально-эмоциональный интеллект, включающий способность сочувствовать и понимать других, их особенности и состояния и т. д.;    умение планировать собственную жизнь, управлять своим временем, энергией и эмоциями, настойчиво выполнять и гибко корректировать свои планы.Умение учиться как важнейшая непредметная цель уже обсуждалось выше.Приведенный список неполон, но кажется достаточным для представления о том, какие цели ставит перед собой школа. Хорошкола всегда готова обсудить с ребенком и родителями, каких целей они хотели бы достичь в школе и в жизни.Непредметные цели, материалы для их формирования и результаты, достигаемые ребенком, размещаются также на платформе учения Хорошколы.Предметные цели и результатыГрамотность – необходимый фундамент для ориентации и деятельности человека в мире – сегодня включает:    цифровую, в том числе медиа- и шире – технологическую и естественно-научную грамотность – умение «пользоваться» окружающим миром, во многом ставшим цифровым;    грамотность собственного влияния на окружающий мир, экологическую в широком смысле;    грамотность в отношении сохранения и укрепления собственного здоровья (и физического, и психического);    экономическую грамотность;    художественно-эстетическую (включая музыкальную, но не обязательно нотную) грамотность;    логико-математическую грамотность – базовое умение обращаться с формальными моделями мира, обнаруживать логические ошибки в рассуждениях, понимать, как формульная, или компьютерная, модель может предсказывать реальные процессы в будущем, если вложить в нее данные об этих процессах и о том, что было раньше. Сегодня эта грамотность с огромной скоростью дополняется умением взаимодействовать с искусственным интеллектом, работающим с большими данными, и т. д.Что предлагает Хорошкола за пределами грамотности?Хорошкола старается:    сформировать для каждого ребенка свой план в рамках стандарта, и самое важное тут – не получение всеми аттестата и даже не отметки на ЕГЭ, а реальное, честное представление ребенка и школы о том, каких целей ученик достиг;    создать в рамках школьного времени условия для: выбора учащимся направлений проектировочной, исследовательской, творческой работы, реализации самостоятельных предпрофессиональных проб, которые помогут ему на старшей ступени самостоятельно принять осознанное решение об углубленном изучении отдельных предметов и сделать профессиональный выбор;    помочь ребенку сохранить и укреплить психическое и физическое здоровье.По каким учебникам мы учимся?Этот вопрос часто волнует родителей. Учителя Хорошколы используют в своей работе рекомендованные Министерством просвещения учебники, дополняя их материалами из других источников, в том числе цифровых, размещая все необходимые для каждого ученика учебные материалы на цифровой платформе учения. Это неудивительно, современная школа перешла от закрытого информационного пространства – учебник, книга упражнений, хрестоматия… – к открытому информационному пространству, представленному Интернетом. Пространство это существовало и раньше – в энциклопедиях и библиотеках. Но сегодня оно стало доступным и необходимым школе.Обратная связь, оценивание, адаптивностьОбратная связь, то есть отклик, отзыв, реакция на действие, – необходимый элемент процесса эффективного управления и реализации модели школы. Основой для успешного учения в школе является именно обратная связь – реакция учителя на работу ученика, ученика – на отношение учителя. Результат учения в школе во многом зависит от качества диалога между ребенком и взрослым, между учениками во время учения и т. д. Отметка, выраженная числом (от двойки до пятерки), часто мало что дает ученику, но оказывается сегодня главным управляющим элементом традиционной школы. Не отказываясь от отметок, Хоро­школа стремится помочь ученику достичь понимания важности не отметки, а постоянного честного и содержательного представления об уже достигнутых и еще предстоящих целях.Оценивание – это инструмент обратной связи, позволяющий всем участникам образовательного процесса формулировать и уточнять цели разного временнóго масштаба, распределять усилия, получать эмоциональную подпитку своих действий и решений.В школе используется система многокритериального оценивания. Критерии, по которым оценивается работа каждого, заранее известны ребенку. Например, даже за одну работу по математике ученик может получить несколько оценок (не отметок), реакций учителя. Они могут включать оценку усилий ученика, направленных на: повышение безошибочности арифметических вычислений (если с этим у ребенка есть трудности), на освоение нового предметного материала в соответствии с планом, на орфографическую корректность текста сданной учеником работы, на концентрацию внимания во время самостоятельного выполнения работы, на выполнение соответствующей роли в проекте, уровень кооперации при работе с другими и т. д.Отметки являются элементом обратной связи в технологии учения. Удовлетворение ученику и родителям должно приносить выполнение ребенком своих планов, а не отметка сама по себе.Получаемая внешняя оценка (государственная итоговая аттестация (ГИА) после 9‑го и 11‑го классов, Всероссийская проверочная работа (ВПР) считается достаточной, если она не хуже запланированного ребенком уровня результатов.При этом школа использует ВПР не для того, чтобы продемонстрировать уровень своих учащихся внешней проверке, а как дополнение к своему внутреннему оцениванию.ГИА за 9‑й класс используется учеником и школой для коррекции планов – выбора профиля обучения в 10‑11‑х классах.Школа сознает, какая ответственность ложится на учителя, когда он предлагает ребенку то или иное задание. Каждое задание, которое выполнил ребенок, обязательно проверяется автоматически или человеком (возможна взаимная проверка школьниками заданий друг друга и самопроверка).Очевидным требованием работы школы является честность, в том числе при оценивании результатов.Цифровой мир и информационная среда школыМир очень быстро становится все более и более цифровым. Хорошкола готовит выпускников не только к использованию, но и к созданию технологий. Они будут программировать и управлять роботами уже в начальной школе, используют компьютерный анализ данных и машинное обучение – в основной, будут комплексно применять искусственный интеллект в своих проектах в старшей школе.Ученик в своих занятиях уже сейчас может использовать средства ИТ, аналогичные используемым в профессиональной и повседневной деятельности человека (например, калькулятор для вычислений, компьютер с текстовым редактором для написания текста, компьютерный переводчик в иностранном языке). В начальный ­период ­освоения какого-то вида деятельности часто бывает важно дать ребенку возможность открыть, изобрести самому какие-то «ручные», безмашинные, технологии, которые затем «передаются» компьютеру и другим средствам ИТ, реализуются с их помощью.Можно какому-то ребенку ввиду его особенностей предоставить возможность делать на компьютере часть работы, которую остальные делают вручную. Так, кому-то из детей при написании сочинений может быть разрешен голосовой ввод, при решении задач – использование калькулятора и так далее.Школа прозрачна. В информационной среде школы постоянно идет аудио/видеофиксация (запись) образовательного процесса, сохраняется все, что делают ученики и учителя на цифровой платформе учения. Фиксация в цифровой записи всей деятельности человека быстро становится реальностью окружающего мира. Осознание этого учеником является полезным элементом его социальной адаптации. Сделанные записи используются для обратной связи – информации об эффективности образовательного процесса и оценивания работы ученика и учителя, при этом они не отвлекаются на специальные процедуры оценивания.Хранение записей и доступ к ним удовлетворяют принятым правовым и этическим нормам, связанным с работой с персональными данными.Применение искусственного интеллекта (ИИ) существенно меняет структуру производства и потребность глобальной экономики в профессионалах различных профессий. Хорошкола будет учитывать эти процессы в своей работе по планированию карьерных траекторий выпускников. Будет рассматриваться и применение ИИ в образовательных технологиях, наиболее перспективные из них будут внедряться в школе.Персональный план ученияУченик при участии родителей, учителей, тьюторов, консультантов (психологов, медиков и пр.) и других работников школы выбирает свой путь в жизни и в школе, осознанно строит систему целей и проектирует свою траекторию движения, подбирает необходимые для этого ресурсы. (Конечно, для детей разных возрастов язык такого проектирования различен, как и уровень самостоятельности в подборе материалов для учения.) При планировании для разных детей на определенный период времени могут выделяться разные уровни освоения разных предметов, достижения предметных целей. Изменение согласованного плана, например если изменились цели или стало ясно, что чего-то достичь не удастся в отведенное для этого время, происходит по согласованию ученика, родителей и школы.Иногда для удобства организации образовательного процесса дети могут динамически делиться на группы исходя из того, на каком уровне изучения темы они находятся. На цифровой платформе учения фиксируются, запоминаются все планы и весь ход событий (это одна из форм мониторинга). Учитель, анализируя предшествующие результаты каждого, может в начале урока формировать группы на этот урок.Школа поддерживает детей, которые имеют высокую мотивацию, могут устойчиво двигаться в освоении обязательного материала быстрее других, интересуются каким-то предметом или группой предметов, с увлечением занимаются решением нестандартных задач, которые не решаются другими. Устойчивые интересы ребенка учитываются при формировании индивидуальных панов учения.Уровни углубления в школьных предметах на старшей ступени предполагают выход на следующие результаты:    базовый предмет – выполнение федерального стандарта, при этом поощряется более глубокое продвижение ученика в отдельных вопросах в соответствии с его интересом в рамках отведенных при планировании ресурсов (включая резервное время);    профильный предмет – освоение на уровне, обеспечивающем дальнейшее применение полученных предметных компетенций (продолжение образования, трудовая адаптация), примерно соответствует минимальному баллу ЕГЭ по предмету, достаточному для учета этого ЕГЭ вузом в соответствии с требованиями Рособрнадзора, выбранным ребенком для продолжения образования;    ключевой предмет – достижение максимальных результатов при сохранении мотивации; в ситуации крайней необходимости и высокой мотивации использование резервного времени и перераспределение ресурсов в ущерб другим предметам и внешкольной жизни.Правила жизни школыШкола реализует новую организационную культуру, строит учащееся и развивающееся сообщество. Многие принципы при этом школа берет из организационной, процессной и проектной культуры успешных организаций, не обязательно относящихся к образованию, а, например, работающих в сфере информационных технологий, реализуя там подход, называемый сегодня agile.В Хорошколе работают учителя и другие профессионалы, имеющие общую точку зрения на центральные вопросы образования. В то же время имеются вопросы, по которым учителя могут придерживаться различных взглядов. В связи с этим одной из важнейших задач коллектива Хоро­школы является обсуждение и формирование общего видения, на базе которого выстраиваются правила жизни школы. Учителя, родители, дети, администрация – все в равной степени принимают участие в их формировании.Каждый ученик хочет учиться.Каждый достигает своих целей.Каждый растет в своем темпе.Каждый приобретает навыки ХХI века.

Хорошкола умеет это делать

​Елена БУЛИН-СОКОЛОВА, директор Хорошколы; Яна ГРЕФ, учредитель Хорошколы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте