Главная цель взрослых – чтобы жизнь ребенка была счастливой. И не важно, здоров он или не вполне.
В специализированную коррекционную группу школы №962 дети принимаются по заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Режим работы группы соответствует общему режиму дошкольных групп. В связи с тем что детям с особыми образовательными потребностями в силу их особенностей требуется больше жизненного пространства и внимания взрослых, количество детей в группе ограниченно.
В группе проводятся ежедневные коррекционно-развивающие занятия по адаптированной основной образовательной программе специалистами – учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. При поступлении специалисты проводят первичный мониторинг актуального состояния каждого воспитанника, на основании чего разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, с которым обязательно знакомят родителей. Занятия согласно образовательным маршрутам проводятся индивидуально или малыми подгруппами. Кроме этого, дети все вместе посещают музыкальные и физкультурные занятия.
В штат группы входит ассистент-помощник, который на основании рекомендаций ЦПМПК сопровождает тех малышей, которым требуется повышенное внимание.
В задачи учителя-дефектолога входят развитие элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, обучение конструированию из различных материалов. В процессе решения этих задач у детей повышаются познавательный интерес, произвольное внимание, память, мышление. У ребенка появляется желание плодотворно взаимодействовать со взрослым, подражать его действиям, изучать окружающий мир, познавать что-то новое. Все занятия проходят в игровой форме, так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, но в рамках игры решаются важные для ребенка образовательные задачи.
Учитель-логопед открывает для ребенка мир речевого общения. У многих детей, поступающих в группу, отмечается значительная задержка речевого развития. Занятия специалиста направлены в первую очередь на вызывание речи, появление интереса к речи окружающих, использование ее для общения со сверстниками и взрослыми: умение выразить свою просьбу, пожелание, задать вопрос или ответить на него. По мере совершенствования речевых навыков учитель-логопед исправляет у детей нарушенное звукопроизношение, обучает их рассказыванию, обогащает словарь и в дальнейшем проводит подготовку к обучению грамоте.
Работа педагога-психолога направлена на создание условий для социализации детей. Все взаимодействие с воспитанниками проводится в игровой форме в малых подгруппах или индивидуально. В процессе игры сглаживаются агрессивные проявления, тревожность, страхи, комплексы. Также большое внимание уделяется формированию навыков не только речевой, но и других видов коммуникации, умению регулировать свое поведение, согласуя его с поведением других людей. Педагог-психолог обучает детей не допускать конфликтных ситуаций, а в случае возникновения помогает их разрешению. Кроме этого, специалист консультирует родителей и педагогов по вопросам общения с ребенком, плодотворной совместной деятельности и повышения самооценки малыша.
Воспитатели группы имеют большой опыт работы с особыми малышами. Они знают, что зачастую у их воспитанников игровая деятельность самостоятельно не формируется, детям сложно чем-то себя занять. Воспитатели придумывают новые игры, стараясь включить в них как можно больше детей. Кроме того, воспитатели проводят занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые развивают мелкую моторику, интерес к творчеству и воображение.
Несмотря на насыщенную коррекционно-образовательную деятельность, у ребят всегда остается свободное время, когда они сами придумывают себе занятия. Это могут быть подвижные совместные игры, где дети обучаются взаимодействовать друг с другом, мирно решать конфликтные ситуации, договариваться, следовать заданным правилам, или спокойные самостоятельные игры в стороне от шумных сверстников.
Большое внимание педагоги группы уделяют работе с родителями: проводят консультации, мастер-классы и открытые занятия, чтобы ознакомить родителей с методиками работы, играми и упражнениями, которые они смогут самостоятельно применить на практике. Кроме этого, совместно с родителями проводятся музыкальные и спортивные досуги, где и взрослые, и дети являются полноправными участниками и на равных получают заряд бодрости и хорошего настроения.
Специалисты группы также входят в состав психолого-педагогического консилиума, который функционирует на базе дошкольного отделения. По запросу родителей педагоги проводят диагностику познавательного и речевого развития детей, консультируют и дают рекомендации по выбору образовательного маршрута ребенка.
В специальной группе созданы условия для гармоничной жизни ребенка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения, что особенно актуально для детей с ОВЗ. Успех работы во многом зависит от постоянного и пристального внимания и взаимодействия всех педагогов, от тесного сотрудничества с родителями воспитанников, от глубины постижения интересов ребенка и изучения особенностей его развития.
Людмила ЗИМИНА, старший воспитатель школы №962
Комментарии