За последние два года учащиеся школ России и большинства стран мира успели привыкнуть к обучению в дистанционном формате. Еще с апреля 2020 года с определенной для каждого региона регулярностью вводятся ограничения на проведение очных занятий. Это побудило учебные заведения задуматься о том, как выстроить учебный процесс таким образом, чтобы вынужденная смена формата работы не повлекла за собой ухудшения качества образования. В этой статье мы затронем российский опыт.
В первую очередь определим, каким образом трансформируется процесс обучения при переходе в онлайн-плоскость. Процесс освоения большего количества дисциплин построен на усвоении учащимся материала, транслируемого учителем. А обратная связь подразумевает не процесс дискуссии, а контроль со стороны учителя качества усвоения выданного материала. Таким образом, переход обучения в онлайн не меняет качественным образом сути процесса обучения: вместо выступления у доски учитель рассказывает ученикам материал, глядя в камеру на своем компьютере. После завершения монолога учитель также может выборочно опросить ряд учащихся, контролируя, насколько внимательны были ученики во время урока, функционал платформ, подобных Zoom, прекрасно позволяет это реализовать.
Несмотря на преемственность форматов обучения, критики дистанционного обучения имеют к нему ряд претензий: учителю сложнее «считывать» реакцию аудитории, отсутствует социальная коммуникация внутри класса, обучение становится менее наглядным, учителю сложнее выстроить диалог с каждым учеником.
Представленные выше опасения отчасти реализуются на практике. Поскольку изначально педагогическая общественность не была готова к резкой смене форматов работы, у нее не было достаточно времени подготовиться методологически. Сейчас, спустя полтора года после начала периода вынужденной смены форматов обучения, мы можем сделать вывод, что, используя современные цифровые образовательные решения, школы могут не только устранить выявленные сложности, но и максимально задействовать возможности современных технологий. Одним из примеров использования цифровых технологий в образовании являются платформы чемпионата Business UP-2021.
Главное, за что критикуют дистанционное обучение, – разрушение социальных связей в классе. Однако сторонники этого мнения не учитывают, что дистанционное обучение может реализовываться в виде группового выполнения поставленных задач. Например, групповое участие в деловых играх. Так, участники чемпионата Business UP-2021 собираются в группы в рамках симуляции «Управление корпорацией» и доказывают, что проблема отсутствия социальных коммуникаций таковой вовсе не является.
Кроме коммуникации внутри коллектива качественное образование подразумевает взаимную связь между учеником и учителем. Этот аспект также может быть легко реализован в цифровой плоскости. В той же деловой игре «Управление корпорацией» в рамках чемпионата Business UP-2021 каждая группа сопровождалась наставником, который помогал повысить эффективность работы коллектива. Если экстраполировать данный опыт на обычный школьный учебный процесс, можно сказать, что учитель сначала транслирует некоторую фактическую базу, после чего принимает на себя роль наставника, корректируя ход работы учеников, направляя ее в нужное русло.
Дополнительно цифровые платформы открывают широкие возможности для повышения вовлеченности за счет визуализации материала. Так, химические, физические, биологические или географические процессы интереснее и проще изучать в мультимедийном формате. Хотя и такие дисциплины, как экономика, тоже можно прекрасно визуализировать, чему нас учит опыт платформы Business UP. Еще больший простор цифровые платформы открывают для геймификации обучения, но эту обширную тему мы подробнее рассмотрим в следующих статьях.
Комментарии