Ежегодно мы проводим нашу традиционную августовскую конференцию, и всегда это было значимым событием для педагогической, родительской общественности, руководителей всех уровней. Однако сегодня интерес к образованию со стороны общества и государства принципиально иной. Система образования – в самом фокусе государственного и общественного внимания. Это связано с тем, что именно образование, и прежде всего школа, наша новая школа, служит ключевым звеном, с которого начинается превращение жизненного цикла развития общества в инновационный цикл. Политическая задача превращения России в государство знаний и интеллекта осуществляется через образовательную инициативу, а тем самым модернизацию жизни образования как социального института развития общества. Кроме того, решение задач по практическому обеспечению высокотехнологического прорыва может быть обеспечено только при условии перехода образования в режим инновации.
Мы все воспитаны на гуманистических традициях российской и советской школы, основной задачей которой всегда было воспитать человека, личность, гражданина. Но сегодняшняя интеллектуальная глобализация общества заставляет по-новому осмыслить эти понятия. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному Собранию России отметил: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Так, время трансформирует задачи, стоящие перед школой, диктует необходимость кардинальных изменений, затрагивающих все сферы и аспекты его деятельности, и не в последнюю очередь – финансовые. Эффективность использования финансовых средств сегодня становится одним из главных условий модернизации образования. Вот почему и в наступающем учебном году продолжится трудная, кропотливая работа по оптимизации расходов. Мы обязаны добиться, чтобы финансовые ресурсы, выделяемые на образование из всех уровней бюджета, расходовались рачительно. Необходимо, чтобы выделенные средства были максимально нацелены на обеспечение эффективных результатов образовательного и воспитательного процессов. Сегодня область преодолевает допущенное в 2009 году отставание в экономическом развитии, связанное с мировым экономическим кризисом. Отчетные данные государственной статистики за первое полугодие 2010 года свидетельствуют о том, что область хотя и медленно, но все же восстанавливает положительную динамику развития. Промышленный рост составил 113,3 процента к аналогичному периоду 2009 года. По итогам первого полугодия консолидированный бюджет по доходам исполнен на 51,5 процента, областной бюджет – на 53,3 процента. Финансирование образования Подмосковья является одной из самых крупных статей бюджета Московской области. Расходы консолидированного бюджета Московской области по отрасли «Образование» на 2010 год составляют 68,3 млрд рублей (в прошлом году – 67,4 млрд рублей), из которых субвенция на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в объеме 20,1 млрд рублей. В докризисный период у нас была возможность повышать заработную плату работников образования ежегодно, в итоге она достигла одного из самых высоких уровней по отрасли среди субъектов Российской Федерации. Сегодня у нас снова есть возможность выделять средства для повышения заработной платы учителей. Но это повышение должно находиться в тесной взаимосвязи с качеством и эффективностью работы учителя, мотивировать учителей на работу в инновационном режиме. Построить инновационное государство без инновационного учителя невозможно, поэтому выделяемые в этом году с 1 сентября из бюджета Московской области 254 миллиона рублей в виде субвенции образовательным учреждениям направляются на увеличение выплат стимулирующего характера, что позволит увеличить размер стимулирующих выплат учителю в среднем на 868 рублей. Это не означает автоматическую выплату данной суммы, размер стимулирующей выплаты каждому конкретному педагогу должен зависеть от реального вклада в результативность деятельности, в первую очередь инновационной, образовательного учреждения. Кроме того, в бюджете Московской области 2011 года предусматривается свыше ста шестидесяти миллионов рублей на единовременную выплату в размере двух тысяч рублей в расчете на каждое физическое лицо из числа руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы общего образования в Московской области. Данная выплата будет распространяться на образовательные учреждения системы здравоохранения, культуры, строительного комплекса, сельского хозяйства, физической культуры и спорта Московской области, реализующие программы общего образования.Встает перед нами и такой вопрос: а насколько наши руководители всех уровней – от директора образовательного учреждения до главы муниципального образования – готовы к работе в новых условиях психологически, профессионально? Надо учиться, осваивать новое понятийное пространство, новые технологии, новые принципы деятельности. Я считаю, что тот руководитель, который не перейдет на новый уровень профессионализма, работать в своей должности не сможет. Год учителя – это повод для более пристального внимания к результатам деятельности подмосковного образования, достижениям, которые объективно достойны признания и уважения. Результат работы наших подмосковных педагогов – качественная подготовка учащихся, выражающаяся в результатах экзаменов, предметных олимпиад, конкурсов.В 2010 году улучшились результаты ЕГЭ по обязательным общеобразовательным предметам – русскому языку и математике. По сравнению с прошлым годом в Московской области увеличилось количество участников ЕГЭ, получивших 100 баллов. В 2009 году их было 87 человек, в 2010-м – 102 человека, два участника имеют 100 баллов по двум предметам. Все эти выпускники являются либо призерами, либо участниками районных, областных и международных олимпиад, многие их них награждены золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении». Количество медалистов в Подмосковье также в этом году увеличилось. Все они подтвердили свои знания на ЕГЭ. Ежегодно увеличивается количество победителей и призеров всероссийского этапа олимпиады школьников. Отрадная тенденция: увеличивается в целом количество школьников, стремящихся принять участие в предметных олимпиадах – от открытых и школьных до международных. На наш взгляд, эти результаты и тенденции порождены еще одной реалией времени – рынком труда. Именно рынок требует в дополнение к основному образованию непрерывного повышения образовательного уровня, причем на всех ступенях образования и в течение всей жизни. А это означает, что главной целью школы является не целенаправленная подготовка детей к сдаче ЕГЭ, поступлению в вуз, хотя это и является локальными задачами школы, а развитие интеллекта школьников, креативного подхода к решению задач, формирование устойчивого сознания того, что в современном мире необходимо учиться всю жизнь и не опираться на готовые ответы, а искать свои. Механизмом, позволяющим решать современные образовательные задачи, остается нацпроект. В 2010 году в его рамках реализуются направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Все направления инициативы полностью обеспечены финансированием, на их реализацию из федерального и областного бюджета направляется более миллиарда рублей. В 2011 году в рамках приоритетного национального проекта также планируется реализовывать мероприятие «Совершенствование организации школьного питания». Финансирование из бюджета Московской области – 150 млн рублей. В настоящее время разрабатывается долгосрочная целевая программа по данному направлению.Принято решение о возобновлении финансирования областной целевой программы «Развитие образования в Московской области», в которой основное внимание будет уделено реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На эти цели в 2011 году будет направлено 155 млн рублей. К Дню учителя в Сергиево-Посадском районе планируется открытие образовательно-культурного центра, который объединит управление образования, учебно-методический центр, Дом работников просвещения, РК Профсоюза работников образования и науки, детскую школу искусств.В школе должен работать учитель, который верит в собственное предназначение и понимает, что эта профессия нужна обществу. Если мы хотим, чтобы дети тянулись к педагогам, чтобы они были интересны детям, у каждого учителя должны появиться уверенность в жизни, ощущение собственной значимости для общества. Поэтому необходимо продолжать выстраивать систему социальной поддержки учителей.В год юбилея Победы я хочу поблагодарить руководителей муниципальных образований, представителей системы образования за большую работу, благодаря которой празднование великой даты прошло очень достойно. Но важно, чтобы поддержка ветеранов, патриотическая работа не стали лишь событиями, приуроченными к памятной дате, – эта работа должна продолжаться на таком же высоком уровне. В Год учителя мы отмечаем еще один юбилей – 70-летие системы начального профессионального образования. Но юбилей – повод не столько для торжеств, сколько для осмысления стоящих перед системой задач. Не только начальное профессиональное образование, а вся система подготовки профессиональных кадров сегодня оценивается прежде всего рынком труда. Не случайно начало нового учебного года предваряет заседание Государственного Совета, посвященное приоритетам развития профессионального образования в России. Московская область всегда была регионом высоких технологий и наукоемких производств, и мы уверены, что модернизация профессионального образования области будет определяться их развитием. С целью реализации этого Московская область готова участвовать в федеральном проекте по поддержке комплексной модернизации профессионального образования в субъектах Российской Федерации на условиях конкурсности и софинансирования. Развитие экономики области, интенсивное строительство жилья создали ситуацию, при которой действующая сеть дошкольных учреждений не удовлетворяет потребность населения. Только за предыдущий год количество детей в Московской области в возрасте до семи лет увеличилось на 18 тысяч. По состоянию на 1 января 2010 года очередь в детские дошкольные учреждения составила более 114 тысяч детей. Мы ежегодно вводим дошкольные учреждения, охват дошкольным образованием в области составляет 68 процентов. Мы стараемся мобилизовать все внутренние ресурсы, чтобы решить эту задачу. Так, в Дмитровском районе по согласованию с компетентными структурами и совместно с депутатами было принято решение об увеличении количества детей в группах в тех детских садах, которые были построены до двухтысячного года в соответствии с существовавшими на тот момент нормами. Была проведена ревизия помещений действующих дошкольных учреждений, в результате чего большие площади были направлены на использование по своему прямому назначению. Район изыскал более 26 миллионов рублей на оснащение этих помещений мебелью и проведение в них ремонта, а также на увеличение фонда заработной платы. Результат – 300 дополнительных мест, что позволило значительно разгрузить существующую очередь. Аналогичная работа проводится и в ряде других муниципальных образований, в результате в дошкольных образовательных учреждениях открыто дополнительно 197 групп почти на 4 тысячи мест.Год учителя завершится, но то, что сделано в этом году, будет оказывать влияние на судьбу школы, всего общества еще многие годы. Мы прокладываем колею в будущее. И от того, насколько ровно она ляжет, зависит, в каких школах будут учиться наши дети, какие учителя их будут учить, насколько будет наше общество, наше государство прирастать молодыми талантами. Будем об этом помнить.Борис ГРОМОВ, губернатор Московской области
Комментарии