search
main
0

В фокусе внимания

Не только ради победы: конкурс исследовательских работ

В колледже «26КАДР» помимо непосредственно обучения специальностям и профессиям большое внимание уделяется дополнительному образованию, а также проектированию и развитию новых образовательных и воспитательных практик. Одна из форм вовлечения ребят в образовательное пространство, способствующая повышению мотивации к обучению и преобразованию их жизненного пространства, – клубные образования. На настоящий момент это туристический клуб, волонтерский клуб, спортивный клуб, а также исследовательский клуб «Точка варения».

Клубная деятельность строится на основе конкретных видов деятельности и регулярных событий, которые выступают местом сбора и коммуникации ребят, педагогов, носителей культурных норм этой деятельности. Для вовлечения учащихся колледжа в исследовательскую деятельность исследовательским клубом был спроектирован и запущен конкурс исследовательских работ «В фокусе внимания». Он рассчитан не только на студентов, но и на педагогов, они тоже имеют возможность представлять на конкурсе свои исследовательские и методические разработки, что в свою очередь способствует формированию сообщества педагогов, вовлеченных и увлеченных исследовательской деятельностью.

Конкурс «В фокусе внимания» дает возможность учащимся и педагогам поработать над исследованиями на различном уровне погружения (сложности), в различных формах реализации практики исследований, а также без ограничений в предметности исследований.

Все цели и задачи конкурса изложены в положении о конкурсе. Одними из них являются повышение мотивации обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, развитие творческого познавательного интереса и стимулирование обучающихся к исследовательской работе в различных научных областях и направлениях.

Ключевым в данных видах деятельности в образовании является нацеленность на развитие субъектности участников: максимальное авторство, возможность проявления инициативы, творчество, самостоятельность учащихся при освоении и реализации исследовательской или проектной деятельности.

Исследовательскую деятельность мы рассматриваем в логике, предложенной Н.Г.Алексеевым в отношении деятельностного формата обучения: «замысел (постановка исследовательского вопроса) – реализация (осуществление сбора, фиксации, систематизации, обработки и анализа данных) – рефлексия (осмысление, интерпретация, представление и обсуждение результатов исследования)». Именно в этой логике и выстроены этапы нашего конкурса.

Конкурс фактически сопровождает реализацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся колледжа по этапам.

1‑й этап – это представление замыслов исследований, где ребята имеют возможность обсудить свои идеи и планы, методы и какие-то первично собранные материалы. По опыту прошлого года, а изначально было только два этапа, организаторы конкурса и эксперты обратили внимание на то, что крайне важно еще в самом начале обсудить с ребятами их идеи, первые замыслы, так как изначально неверно поставленный исследовательский вопрос или неадекватные и некорректные методы могут направить ход работы по ложному пути. Максимально свободный формат представления (без особых требований к оформлению) в том числе дает ребятам возможность активного диалога с экспертами, что помимо всего прочего, безусловно, помогает им развивать навык ведения дискуссии.

2‑й этап – это возможность представить как проработанный более тщательно замысел исследования, частично выполненное исследование, так и уже завершенное исследование. Ребята снова имеют возможность в формате стендовой защиты рассказать о проделанной работе экспертам и другим участникам, ответить на вопросы, получить рекомендации для продолжения работы. Этот этап предполагает, что в случае представления уже завершенного исследования эксперты могут рекомендовать работу (с доработками или без) для участия во внешних – городских или всероссийских – конкурсах.

На 3‑м этапе ребята представляют уже полностью завершенные исследовательские работы. Защита работ также происходит в формате стендовой защиты, при этом эксперты после проведения дискуссии с ребятами оценивают работу по определенным критериям и выбирают лучших.

Все три этапа – это тесное сотрудничество взрослого, эксперта и студента. Никаких оценочных суждений, только дискуссия и рекомендации, а также обратная связь по заранее известным (и ребятам, и научным руководителям, и экспертам) критериям. Уровень реализации замысла или завершенного исследования по каждому критерию обсуждается экспертами вместе с участниками, даются конкретные рекомендации по развитию замысла, совершенствованию проделанного, намечаются дальнейшие шаги для продолжения деятельности. При этом зачастую у авторов работ возникает потребность во внешнем консультанте по той или иной предметной области, и в этом случае организаторы берут на себя поиск такого внешнего консультанта. Ведь не всегда в стенах колледжа могут найтись специалисты любого профиля.

Психолого-педагогической рамкой реализации таких практик в образовании стала культурно-историческая психология (Л.С.Выготский и др.), в которой задана идея «обучение ведет за собой развитие» через взаимодействие взрослого и ребенка в зоне ближайшего развития учащегося. Присвоение норм деятельности через алгоритм от «делаем вместе» к «делаю сам». На конкурсе происходит не только экспертиза работы на соответствие тем или иным критериям, но в первую очередь идет совместная работа эксперта и участника, благодаря которой участник делает серьезный шаг в освоении навыков исследовательской деятельности через организованную ситуацию обратной связи и рефлексии в отношении собственного исследования.

Вот как отозвалась об одном из этапов конкурса студентка отделения «Архитектура и дизайн» Надежда В.:
– На самом деле я думала, что будет более напряженная обстановка, но в целом было очень приятно пообщаться не только с участниками, но и с экспертами. Я бы хотела участвовать в подобных мероприятиях, потому что это как минимум очень интересно и «прокачивает» мои скиллы.

Интересным нам видится также то, что форматы работ, представляемых на конкурсе, могут быть очень разными. Это не обязательно текст, оформленный согласно требованиям, презентация или постер. Это может быть и исследовательский фильм с краткой пояснительной запиской, а также реализованный мониторинг, представленный в любом удобном виде: в виде разработанного сайта, презентации или текста. Это дает свободу выбора ребятам как тем работ, где уместен тот или иной формат, так и, собственно, самих форматов. Это в свою очередь дает им возможность самовыражаться и развивать свои творческие идеи в ходе участия в конкурсе.

Мы надеемся, что конкурс поможет нашим студентам достигнуть максимального результата в развитии их личностного потенциала, научит не только видеть проблемы, но и анализировать их, используя доступные им методы. А образовательная и воспитательная среда нашего колледжа, частью которой являются исследовательский клуб и конкурс «В фокусе внимания», будет способствовать этому.

Если вы хотите подробнее узнать о конкурсе, ознакомиться с положением, методическими рекомендациями и критериями, пишите на электронную почту rytikovana@26kadr.ru.

Наталия РЫТИКОВА, руководитель отделения «Открытые образовательные практики» колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (26КАДР), руководитель исследовательского клуба;
Алексей ОБУХОВ, научный руководитель исследовательского центра «Точка варения» колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (26КАДР), ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте