Один мой американский коллега из Государственного университета штата Огайо, вернувшись из поездки в Россию по программе академического обмена, искренне признался:
– Я преклоняюсь перед российскими профессорами!..
– Почему? – поинтересовался я.
– Поражаюсь, – с присущим американцам восторгом ответил он, – как ваши профессора, имея 720 часов нагрузки и всего лишь 700 долларов в год, тем не менее умудряются готовить высококлассных специалистов на уровне мировых стандартов?!
Восторг моего коллеги вполне объясним, он всего лишь “ощутил разницу”: согласно прошлогоднему докладу Научно-исследовательского института по проблемам высшего образования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, среднестатистический американский профессор имеет годовую нагрузку 240 часов и получает 45 тысяч долларов в год.
Личное дело
Если попытаться “нарисовать” портрет среднестатистического американского профессора, то он будет выглядеть примерно так:
пол – мужчина (63,8% американских профессоров – мужчины, 36,2% – женщины);
возраст – 45-54 года (средний возраст американских профессоров, по данным на 31 декабря 1998 г.: моложе 34 лет – 8,6%, 35-44 года – 25%, 45-54 года – 34,9%, 55-64 года – 27,6%, старше 65 лет – 4,9%. Причем по сравнению с исследованием 1989 года данные фиксируют старение профессорско-преподавательского состава);
этническое происхождение – англо-американец, то есть белый (91,7% американских профессоров – белые, 3,3% – азиатского происхождения, 2,6% – афро-американцы, 2,0% – индейцы (или коренные американцы);
семейный статус – женат (76,9% американских профессоров женаты);
политическая ориентация – либерально-центристская (профессоров крайне левых взглядов – 5,2%, либералов – 39,6%, центристов – 37,2%, консерваторов – 17,6%, крайне правых – 0,4%. Иными словами, американская профессура – далеко не радикальная часть общества).
Регалии
В системе высшего образования США ученое звание профессора делится на три категории:
Full Professor – аналог российского профессора,
Associate Professor – аналог доцента,
Assistant Professor – аналог старшего преподавателя.
Кроме профессоров, в американских университетах ведут занятия инструкторы, помощники преподавателя и лекторы. Процентное распределение профессорско-преподавательского состава вузов США по отдельным категориям таково: профессора – 33,4%, доценты – 25,3%, старшие преподаватели – 22,2%, инструкторы – 14,7%, лекторы – 2,8%, прочие – 1,6%.
61,4% американских профессоров имеют самую высшую в США ученую степень – доктора философии (Ph.D.), 25,2% – степень магистра, 2,4% – степень бакалавра.
Основная забота профессоров – преподавание (90,6%), в то время как научно-исследовательская и административная работа составляет соответственно 5,3% и 3,1% от общей структуры профессиональной деятельности американских профессоров. Именно поэтому невысока их научная продуктивность: в среднем 1-2 статьи в год. В отношении написания и издания книг, учебных или методических пособий 56,9% американских профессоров бесплодны, 26,9% профессоров издают 1-2 книги в год, 9,1% – 3-4 книги, 5,3% – 5-10 книг и т.д. Причем американские профессора предпочитают печататься в соавторстве (76%), нежели индивидуально (24%).
Средняя годовая учебная нагрузка профессора составляет около 240 часов. В среднем в неделю американский профессор проводит 9 часов аудиторных занятий (причем нагрузка одинаковая как у профессора, так и у старшего преподавателя). Подготовка к занятиям занимает 9-12 часов в неделю. Консультации – 1-4 часа в неделю. Такое же количество времени уходит на участие в заседаниях кафедр и различных комиссий. 4-5 часов в неделю американский профессор посвящает научно-исследовательской работе, в том числе написанию статей и учебных пособий.
Наиболее распространенная форма академических занятий в американских университетах – учебные дискуссии (67,7%). Они носят опережающий характер: на каждое очередное занятие студенты приходят, предварительно прочитав материал новой темы по учебнику и выделив для себя наиболее трудные, проблемные моменты. Задача профессора: раскрыть и объяснить именно эти проблемные моменты, а не излагать весь материал. Помимо учебных дискуссий, наиболее часто американские профессора применяют методы кооперативного обучения (малые группы – 35,5%), групповые и индивидуальные проекты (23,6% и 34,1% соответственно), использование новых информационных технологий (19,9%). Сугубо лекционные формы учебных занятий в американских университетах используются в 48,5% случаев.
Среди методов контроля и оценки учебных достижений студентов преобладают письменные работы (43,6%), тесты (26,6%), выступления с докладами (34,1%), устные зачеты и экзамены (35,2%), курсовые или дипломные проекты (37,4%) и т.д.
В своей работе со студентами американские профессора стремятся достичь следующих академических целей:
развитие научного мышления студентов – 99,4%,
подготовка студентов к будущей профессии – 70,7%,
воспитание гражданина США – 60,0%,
воспитание человеческих ценностей – 59,7%,
изучение классики – 28,4%,
подготовка студентов к семейной жизни – 17,8%.
Практически каждый американский профессор имеет свой отдельный офис на кафедре, персональный телефон и компьютер, подключенный к сети “Интернет”. Использование компьютера включает: общение по электронной почте – 73,2%, подготовку учебных материалов и конспектов лекций – 62,2%, написание статей и книг – 35,1%, использование Интернета для научных исследований – 13,1%.
Зарплата и условия жизни
Получить работу профессора в США – занятие далеко не из легких. Нельзя сказать, что она – престижная, но то, что она обеспечивает стабильное благополучное существование, – это правда. Поэтому такого понятия, как “текучесть кадров” в профессорско-преподавательской среде, практически не существует. Поступая на работу, будущий профессор подписывает контракт, который обновляется каждые 5 лет. Годовые контракты могут быть разные: продолжительностью 9-10 рабочих месяцев в году или же 11-12 месяцев. Средняя зарплата профессора – 50-60 тыс. долларов в год, доцента – 40-50 тыс. долларов, старшего преподавателя – 30-40 тыс. долларов. На фоне 20% американских сограждан, находящихся за чертой бедности и получающих 8 тыс. долларов в год, и 20% богатых американцев, получающих 102 тыс. долларов в год, американская профессура выглядит вполне достойно, представляя типичный средний класс американского общества. Кроме основной зарплаты, каждый профессор имеет индивидуальные средства в бюджете кафедры на научные конференции и поездки. Университеты также покрывают львиную долю медицинской страховки профессора. Уровень зарплаты профессоров разного профиля может существенно варьироваться: так, профессора-медики и профессора-юристы – самые высокооплачиваемые работники американских университетов. Их зарплата может достигать нескольких сотен тысяч долларов в год.
Немаловажно то, что у американских профессоров достаточно обеспеченная старость: пенсия среднего американского профессора – 40-50 тыс. долларов в год. Он, как правило, имеет загородный дом и как минимум один автомобиль.
Любимая работа?
В целом американская профессура удовлетворена своей работой (75,3% опрошенных), а также отдельными ее условиями, как, например:
учебной нагрузкой – 56,8%,
условиями труда – 71,6%,
академической независимостью – 86,8%,
безопасностью работы – 74,8%,
компетентностью своих коллег – 73,5%,
уровнем зарплаты – 49,0%,
подготовкой студентов – 41,9%.
Принципиальным моментом является то, что уровень удовлетворенности своей работой в среде американских профессоров неуклонно растет: с 68% в 1989 году до 75% в 1999-м.
Среди личностно-значимых целей средний американский профессор выделяет прежде всего цель быть хорошим преподавателем (98%), далее “по списку” – быть хорошим коллегой (89,8%), содержать семью (73,5%), помогать ближнему (64,5%), быть экспертом в своей области (54,1%). В то время как цели меркантильного характера (например, быть финансово состоятельным (37%), иметь влияние на политические структуры (14,2%) и т.д.) находятся гораздо ниже в данной иерархии. Главными мотивами выбора “трудовой стези” для американских профессоров являются благоприятная интеллектуальная среда (84,3%) и академическая свобода (78,1%). При этом престиж профессии для них не играет особой роли (17,4%) и не мешает быть истинными патриотами своего дела: 84,6% американских профессоров гордятся своим университетом (факультетом, кафедрой) и искренне заинтересованы в его успехах.
Исследование проводилось среди 33.785 представителей профессорско-преподавательского состава 378 американских университетов и колледжей.
Мурат ЧОШАНОВ,
профессор Государственного университета штата Огайо
Комментарии