search
main
0

В этой школе два входа. Не парадный и черный, а два равноценных входа-выхода на восток и запад, дабы не огибать здание. И в этом тоже стиль самарской школы искусств # 124, директором которой вот уже восемь лет работает Татьяна Алексеевна КОШЕВАЯ

КОРОЛЕВА

В Татьянин день ее короновали. Старшеклассники по-молодецки внесли директора школы прямо в кресле на сцену. От такого экспромта у нее перехватило дыхание. Но Татьяна Алексеевна умеет красиво выйти из любого положения. Не разрушила праздник – подыграла, вошла в роль.

Так же случилось и когда школе нужен был новый директор. Человека со стороны здесь боялись, поскольку уже два года работали по программе эстетического образования, автором и реализатором которой и была Кошевая. Назначенец мог всему положить конец. И вызрела в коллективе мысль: в духе времени поиграть в демократию. И предложили три педагога коллективу свои программы развития школы. После тайного голосования сторонников у программы Кошевой оказалось больше всех.

Первая пробная аттестация, которую проводило Министерство образования СССР, показала ее жизнеспособность и органичное внедрение в учебный процесс. Только слепой не видел этого. Отказаться от дальнейшей реализации программы означало бы не только отбросить школу назад, но обречь ее на затворничество…

– Все вышло стихийно. Я не стремилась стать директором, но за мной стоял коллектив, с которым мне бы хотелось довести начатое до конца. И я – как в омут. Если б знать, сколько навалится, – признается Татьяна Алексеевна. – Я – белая ворона. Некоторые директора школ и работники городского управления образования до сих пор меня не признали – я не из их среды. Но это не отравляет мне жизнь, ведь я занимаюсь своим делом.

Получив музыкально-педагогическое образование, Т.А.Кошевая долгое время работала концертмейстером в музыкальных школах и училищах. Постоянно приходилось переезжать с места на место. Такова была судьба жены военного хирурга. По мнению Татьяны Алексеевны, она была хорошей женой и достаточно приличным педагогом. Смерть мужа, внезапная, нелепая, все перевернула в ее жизни. Чтобы не дать сломить себя горю, поменяла квартиру, работу, образ жизни. Так оказалась в школе ? 124, и только увлеченность своим чадом – программой гармоничного развития – помогла ей выжить.

Полгода после тех тайных выборов она исполняла обязанности директора школы. На утверждение в должности роно долго не решалось, пока не настоял коллектив. Но времени Татьяна Алексеевна зря не теряла. Осваивала искусство составления многочисленных документов, вживалась во все новые социальные роли – организатора, экономиста, психолога, социального педагога. Одним словом, администратора. Это не так давно в школе появился социальный педагог и психолог, а до тех пор приходилось сочетать все эти функции в себе: быть исповедником, наставником коллег и родителей.

В самом начале не без риска, по своей инициативе школа отказалась от услуг централизованной бухгалтерии. И, как сказала одна из заместителей Кошевой, благодаря тонкой экономической политике директора школа не бедствует. Учителя получают зарплату больше, чем коллеги в других школах.

Вот вам и музыкант. Вот вам и концертмейстер, которому что сказано, то и играет. Наверное, талантливый человек талантлив во всем, за что бы ни взялся. Разумеется, благосостояния школа добилась не только благодаря мудрой экономической деятельности и практической сметке директора. На это теперь уже влияет сам имидж школы. Нет отбоя от родителей, желающих учить здесь своих детей. Весной и осенью в школе просто столпотворение. Родители находят потайные тропы даже в дом Татьяны Алексеевны, умоляя взять ребенка в любой класс. Потому вместо 1100 учащихся по норме их набрано 1630. Не только ради престижа и заработка берут в школу учеников сверх нормы, а ради самих же детей, у которых здесь появляется возможность выбора способа реализации собственного “я”. И не ропщут педагоги, работая в классе, где 33 ученика. Не ропщут и дети, учась в две смены. Только в начальной школе по семь классов в каждой параллели.

Когда идешь по коридору, лучше все же смотреть не под ноги, на линолеум, кое-где подбитый жестяными планками, давно утративший первозданный цвет, а на стены, где висят картины юных художников. Вернисаж меняется каждую четверть. И вот этот диссонанс – нищеты и красоты – создает неожиданный эффект. Вдруг становится очевидным любому тот факт, что искусство вопреки нищете вечно, а такая материальная категория, как линолеум, преходяща. По сути это и есть точка отсчета истинных ценностей в школе.

“ЖЕЛЕЗНАЯ” ЛЕДИ

Существует весьма устойчивое мнение, что только гимназии и лицеи выпускают качественную “продукцию”. Школы же, как чернорабочие, если и способны явить миру нечто, то в виде исключения одного-двух самородков, как Катя Гуреева, к примеру. Девочка закончила с отличием 9 классов и с тем же успехом художественное отделение. Сейчас она, выбрав экологию, биологию и химию, блистает в новой сфере. В нынешнем году стала победительницей Алабинских чтений, выполнив исследование по загазованности города. Опубликованы тезисы ее доклада, получившего хороший отклик в научной среде. Причем Катя – не исключение, а скорее правило.

Кошевая прочла программу американского президента Клинтона, и ей понравился тезис “качественное образование – каждому ребенку”. И в школе взяли этот девиз на вооружение, чтобы помочь тем детям, которые никогда не пробьются ни в лицеи, ни в гимназии в силу своего социального статуса. Ребенок не виноват, что рожден в семье алкоголиков или нищих. Он уже самим фактом своего рождения заслуживает лучшей участи.

– Татьяна Алексеевна, что такого было в вашей программе, что ее поддержали на всех уровнях?

– Моей целью было создать единый школьный организм. Система ориентирована на три уровня детей: те, кто просто хочет заниматься искусством; те, кто способен, но искусство не будет их профессией, а поможет стать развитой, гармоничной личностью; и те талантливые ребята, которых предстояло найти в большом коллективе и пестовать по особой программе.

Музыкальный цикл по идее должен был стать обязательным эстетическим ядром, ведь музыка развивает эмоциональную сторону психики ребенка. Какой бы ни был профиль класса – естественно-научный, гуманитарный, хореографический, – предметы музыкального цикла даются всем. Причем сразу была заложена комплексность этих предметов. К примеру, класс с углубленным изучением музыки обязательно получает такие предметы, как изобразительное искусство и хореография. Именно в комплексе ученики развивают все стороны души и личности в целом. Ничего нет неожиданного в том, что дети, занимающиеся в классах изобразительного искусства, побеждают на биологических или математических олимпиадах. Когда же заканчивают 9-й класс, могут, как Катя, выбрать иной профиль.

В иное время я не добилась бы того, что задумала. По тем законам и порядкам не вписалась бы в общепринятую систему образования и сложившуюся систему ценностей. Мне повезло уж тем, что никто не мешал.

И, не обладая острыми локтями и связями, эта спокойная, деликатная женщина поставила дело так, что теперь не возникает никакой паники, если ее нет на рабочем месте. По закону Паркинсона, это признак крепкой власти. Как бы сказала А.П.Карпова, заместитель директора по науке, державной власти.

– Кошевая умеет, когда надо, эту власть употребить. Уравновешенный ее характер помогает сгладить любой конфликт. Нас ведь 12 заместителей – 12 произволов. Как правило, кто идет в замы? Люди с сильными, волевыми характерами, и у каждого свое представление о справедливости, отчего порой прорывается наружу психологическая несовместимость внутри команды.

Татьяна Алексеевна играет в таких ситуациях роль амортизатора. Выслушает всех и примет свое решение, встав на сторону интересов дела. Бывает, обидишься на нее за то, что не тебя лично поддержала, а поразмыслив, успокоишься: а ведь она была права.

Что больше всего поражает в Татьяне Алексеевне, так это ее хозяйское отношение к школе. Бывает, вечером идет к выходу, на минутку остановится с уборщицей, на минутку – с завхозом. И пока не обойдет все школьные этажи, не вернется. Умеет она находить нужных людей, вежливо и уважительно говорить с любым – с учителем или уборщицей. Оттого в школе нет хамства и грязи. Такое впечатление, что Кошевая делает все с такой основательностью потому, что решила остаться в школе навечно.

БЕЛАЯ ВОРОНА

Я поделилась с депутатом городской Думы Г.Д. Вадченко, что собираюсь в школу ? 124, которая в ее микрорайоне. Та обрадовалась:

– Директор тебе понравится. Говорит тихо, а такую гору сдвинула! Талантливый человек и организатор. К тому же неспокойный и независимый человек, что по нашим временам большая редкость. Она живет для того, чтобы было комфортно ее талантливым и умным детям. А они у нее все умные и талантливые.

– Если бы директором был диктатор, мы бы с вами сейчас не беседовали, – заинтриговала меня самый молодой заместитель по начальным классам Ольга Евгеньевна Земскова. – А она именно мне доверила представить журналисту школу. Доверяет, значит. “Администратор” – слово-то какое! Так и слышишь: “углубить”. Татьяна Алексеевна – из другой оперы человек. От нее ни одного казенного слова не услышишь. “Милые коллеги”, – обращается к нам или по имени и отчеству, а нас 150 учителей. А вы заметили, какие нарядные и подтянутые у нас педагоги? Все на каблучках, словно в театр пришли. Никого в тапках не увидишь. А тон задает директор.

Действительно, приодеты учителя, но не это бросается в глаза случайному здесь человеку, а особое внутреннее состояние некоей приподнятости и приветливости. Хмурые мы все какие-то в последние годы, озабоченные, смотрим настороженно, недоверчиво, равнодушно. А в школе светло от улыбок, словно бы житейские бури проносятся где-то стороной. В том-то и дело, что словно бы. Школа – место публичное, и от социально-политических невзгод ей не укрыться. Понимая это, ее директор не жалеет времени на душевные беседы с коллегами, с родителями. За годы своей административной деятельности Кошевая так и не установила дни и часы приема по личным вопросам, мотивируя тем, что уж коль пришел занятой человек, то не принять его нельзя. А поскольку родители в микрорайоне все больше многодетные да неполные семьи, инвалиды, пенсионеры, афганцы, то Татьяне Алексеевне приходится в условиях перманентной паники по поводу понижения жизненного уровня поддерживать их, как она говорит, снимать депрессивное состояние. И она на правильном, хотя и тернистом, пути, ибо уныние, по Писанию, – один из страшных грехов.

“Каждая дорога имеет свой поворот”, – любит повторять Кошевая, успокаивая растерявшегося родителя, полагая, что тому помощь нужней, чем его чаду. Говоря же о проблемах ученика, директор предпочитает упирать на лучшее, что есть в нем, потому как совсем плохих детей, по мнению Татьяны Алексеевны, не бывает. Все плохое в них – от родителей.

КАЗАЧКА

Есть в натуре Кошевой кое-какие противоречия. Программу, к примеру, задумала на перспективу, а живет, как призналась, одним днем. Никогда ни о чем не сожалеет, что, согласитесь, тоже не слишком вяжется с эмоциональностью музыканта…

– Родом я из донских казаков. Несмотря на внешнюю покладистость, я непокорная. Пережила большую трагедию, и меня в этой жизни ничего не страшит.

– А быть непризнанной? Или взамен можно довольствоваться тихой радостью человека, который вырастил и пожал свой урожай?

– Да, наград у меня нет. Но главная цель достигнута – школа работает на детей и родителей. А больше мне ничего не надо. Я не претендую, чтобы знали меня лично, хотя школу знают и за пределами Самарской области: у нас несколько экспериментальных программ, мы получили статус городского научно-методического центра по эстетическому образованию.

– Существует такой парадокс: глупец учит, умный помогает учиться. Ваш педагогический коллектив помогает учиться. Как вам удалось гармонизировать его? Стихийно вышло или было заложено в программе?

– Когда я пришла в школу, была поражена невысоким уровнем культуры педагогического коллектива, поэтому решила, что мы будем развиваться вместе с детьми. При прежнем директоре как завуч по эстетическому образованию я была изолирована от учебного процесса, позже мне удалось всех преподавателей объединить. Пусть каждый знает “функционал” другого. У нас не стало деления на основные предметы и второстепенные, как и на учителей-предметников и эстетов. Каждый получает зарплату в зависимости от профессиональных возможностей и от затраты труда и времени, независимо от того, пляшут они и поют или решают уравнения.

Понятно, что приказом культуру насадить нельзя. Процесс длительный. Вспоминаю, школьные стены, особенно в туалетах, были расписаны всякими гадостями, мебель в классах разбита. Мы, конечно, с этим боролись – воспитывали детей, забеливали надписи. В последние же годы мы перестали об этом беспокоиться. Как-то незаметно прошли стадию тревог и волнений, притом постоянно увеличивали число учеников.

– Я уже по-другому работать не могу, – сказала мне педагог начальной школы О.Е.Земскова, – только по развивающей системе профессора Занкова. Недавняя аттестация показала высокий уровень обученности детей. Кроме того, система развивает волю, чувства, то есть активизирует основные стороны психики, помогает научить ребенка самостоятельно мыслить, а значит, жить.

Теперь в школу приезжают за опытом. Здесь проводятся научно-практические семинары и конференции регионального и всероссийского уровней. Учителя делятся своими наработками, а есть здесь и собственные авторские учебники.

Верно подметила Татьяна Алексеевна, что провозглашать в педагогике можно что угодно, используя философскую терминологию и уповая на высокие цели. Куда важнее создать особую ауру, которая воспитывает уже без лишних усилий.

Я поинтересовалась у Раисы Анатольевны Скрижалиной, заместителя директора школы по изучению иностранных языков, которая была одной из тех трех претенденток на директорский пост, какой должен быть в ее понимании директор школы.

– Это Татьяна Алексеевна.

Галина СЮНЬКОВА

Самара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте