Как помочь родителям в столь сложное время противостоять вооруженной до зубов наркомафии?
Мы знаем ответ на этот вопрос. Аналитики клуба «Экология общественного сознания» совместно с Всероссийской федерацией по борьбе с наркобизнесом «Заслон» предлагают систему оценки рисков для отдельных детей и групп подростков в микрорайонах и школах.
Система факторов, способствующих наркотизации учащихся
и молодежи
1. Семья. Основные критерии: отчужденность членов семьи друг от друга; частые конфликты; неадекватное поведение родителей (обоих или одного) вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркомании, психических отклонений, акцентуаций характера, аморальных стандартов; ребенок не видит положительного примера взрослых, они не пользуются у него любовью и уважением; трудноразрешимые семейные проблемы «хронического характера»; недостаточное внимание детям и др.
2. Школа. Основные критерии: преобладание женщин-учителей в школе; в школе (рядом с ней) активно действуют распространите ли наркотиков; существование в школе неформальных групп негативной направленности; авторитарный стиль учителей; неудачи в учебе; отчужденность от коллектива (изгой); наличие школьных друзей из неблагополучных семей.
3. Сфера досуга. Основные критерии: свободное время проходит в неформальных группах негативной направленности; наличие среди знакомых лиц, которые могут оказаться сбытчиками наркотиков; его увлечения носят необычный, «экстравагант ный», экзальтированный характер (оккультизм, «горячая» музыка; нетрадиционные религии); отсутствие у ребенка каких-либо хобби, интересов .
4. Личностно-поведенческие признаки. Основные критерии: растущая лживость, потеря жизненных ориентиров и перспектив; неспособность к самоорганизации – неряшливость, неаккуратность, инфантилизм, легкая внушаемость; проявление дезадаптации в окружающей среде; выраженные черты детской или подростковой акцентуации и др.
5. Внешние и психофизиологи ческие признаки. Основные критерии: следы введения наркотиков внутривенным путем; возможная реакция на введение наркотических средств; заторможенность, частые смены настроения (беспричинные эйфория, веселость сменяются депрессией) и др.
Схема расчета факторов риска вовлечения
в наркоманию
Факторы Степень риска (в процентах)
Семья:
– в семье пьет отец 1
– в семье пьет мать 2
– в семье пьют братья или сестры 3
– в семье пьют и мать, и отец, но не пьют дети (жесткое отторжение модели поведения родителей, конфронтационный настрой на исключительно трезвый здоровый образ жизни) 3
– в семье пьют все (и взрослые, и дети) 4
– в семье курит отец 1
– в семье курит мать 1
– в семье курят только дети 1
– в семье курят все 2
– в семье только мать с одним, двумя детьми 1
– семья конфликтная (отец и мать ссорятся, но не втягивают детей в ссоры) 2
– отец и мать ссорятся и втягивают детей в ссоры 3
– кто-либо из родителей ранее судим 1
– судимы оба родителя 2
– родители не судимы, судимы только старшие братья и сестры 2
– все родственники подростка ранее судимы 3
– семья очень бедная 2
– ребенок воспитывается бабушкой, дедушкой или другими родственниками при живых родителях 3
– ребенок воспитывается родственниками при отсутствии родителей 1
– в семье один или оба родителя (а также двоюродные тети или дяди по одной или другой линии) имеют психические заболевания 1
– ребенок из бедной семьи учится в привилегированной школе 1
– ребенок является поздним (рожден родителями, которым за 40 лет) 1
– родители не занимаются воспитанием детей 2
– родители мало внимания уделяют воспитанию детей 1
– бабушка или дедушка воспитывают в детях неуважение к своим родителям 1
– один или несколько сыновей воспитываются одной матерью 1
– утаивание от родителей их вызовов в школу 1
Двор:
– во дворе по месту жительства отсутствует организация, занимающая ся досугом детей и подростков 1
– во дворе по месту жительства большинство подростков курят, пьют 2
– во дворе есть ранее судимые люди, исподволь ведущие работу среди подростков, втягивая их в пьянство и аморальное поведение 2
– во дворе есть явные наркоманы 2
– двор находится недалеко от рынка 1
– двор находится недалеко от общежитий 1
– рядом с двором находятся рестораны, кафе, казино, дискотеки и другие увеселительные заведения 1
– рядом с двором находятся ПТУ, колледжи 1
– рядом с двором находится вуз 1
– рядом с двором находятся точки сбыта наркотиков 2
– во дворе живут лица кавказской или среднеазиатской национальности 2
– во дворе живут цыгане 2
– в доме есть квартиры-прито ны 2
Поведение и личностные особенности детей и подростков
– потеря интереса к спорту, внешкольным занятиям музыкой, рукоделием и т.д. 1
– сигналы от знакомых и педагогов о прогулах в школах, займах денег, драках 2
– сообщения из милиции о задержании в состоянии опьянения 2
– пропажа из дома денег, вещей, ценностей, книг 2
– выпрашивание денег у родственников и родителей 3
– частые смены настроения, необъяснимые вспышки агрессии 3
– растущая лживость 3
– растущая неряшливость, отказ от утреннего туалета 3
– внешние признаки нездорово го человека – отечность, мешки под глазами, покраснение глазных яблок, зеленовато-коричневый налет на языке, следы от уколов, маскируемые под царапины 3
– чрезмерное расширение или сужение зрачков 2
– появление трубочек, испещренность паспортной обложки тончайшими порезами (разделение доз), шприцев, игл, флаконов, закопченные ложки, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей, таблеток, порошков, соломки, травы. Как правило, эти вещи прячутся с особенной изобретательностью 2
– невнятные, закодированные разговоры по телефону вне контроля взрослых. Появление пейджера 1
– отлучки перед сном 1
– чрезмерное увлечение оккультизмом 1
– увлечение нетрадиционными религиями 1
– увлечение музыкальными субкультурами (хард-рок, металличес кий рок, рэп-музыка, рейв-музыка, психоделическая музыка) 1
– появление знакомых негритянской расы, азиатских национально стей 1
Расчет степени риска производится суммированием соответству ющих факторов, выраженных в процентах.
Суммируются только те факторы, которые имеют место в отношении конкретного ребенка или подростка.
Зона риска начинается с суммы в 10 процентов.
Редакция просит высказать свои предложения по совершенствованию данной методики, исходя из своего практического опыта наблюдений педагогической деятельности.
Комментарии