VI Всероссийский съезд учителей сельских школ прошел в Москве в первую неделю октября в рамках мероприятий Большой учительской недели. Они нацелены на формирование единой образовательной экосистемы, обмен педагогическим опытом и лучшими практиками. Учредителями съезда выступили Минпросвещения России и Центр просветительских инициатив Министерства просвещения РФ.
Академия Минпросвещения России представила на VI Всероссийском съезде учителей сельских школ возможности для непрерывного профессионального развития педагогов. Перед участниками пленарного заседания выступили ректор академии Павел Кузьмин, проректоры Ирина Тараданова, Ольга Суханова, Богдан Легостаев, а также заместитель начальника Управления развития дополнительного профессионального образования Ксения Табаровская.
Пленарное заседание и деловая программа съезда проходили в Московском педагогическом государственном университете и Академии Министерства просвещения. Более 170 директоров и учителей сельских школ из 75 субъектов РФ ознакомились с актуальными направлениями в сфере развития негородских учебных заведений.
В режиме видеосвязи перед педагогическим сообществом выступил министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов. Глава профильного ведомства сообщил, что в 2022-2023 гг. все запланированные проекты и программы Минпросвещения будут реализованы в полном объеме. Началась разработка федеральных образовательных программ по шести школьным предметам, работу планируют завершить к январю 2023 года. В соответствии с ними в школах введут единый стандарт преподавания по географии, истории, литературе, русскому языку, обществознанию и основам безопасности жизнедеятельности.
Участником съезда стала Виктория Стафейкова, известный и уважаемый в Карелии педагог, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, директор, учитель русского языка и литературы, а также начальных классов Толвуйской средней школы. Виктория Сергеевна особо отметила, что в докладе федерального министра прозвучала мысль о том, что сельское образовательное учреждение должно отвечать всем требованиям современной школы, поэтому будет затронуто всеми актуальными программами, включая капитальный ремонт, обновление материально-технической базы в центрах «Точка роста», открытие школьных спортивных клубов и школьных театров. Было отмечено, что управленческой команде школы необходимо грамотно организовать дополнительное образование, чтобы разделить нагрузку учителей и детей. Сергей Кравцов еще раз подчеркнул, что для снижения бюрократической нагрузки классный руководитель заполняет пять обязательных документов, а все остальные педагоги – не более трех.
В рамках съезда было организовано несколько тематических площадок: «Особенности патриотического воспитания в сельских школах», «Агроклассы: кадры для сельского хозяйства со школьной скамьи», «Школьные сообщества: как построить и развивать».
В ходе работы съезда директора школ ознакомились с управленческими треками «Механика получения грантовой поддержки», «Театр как элемент школьного воспитания», а учителя посетили педагогические занятия «Организация дополнительного досуга школьников», «Секрет победы в конкурсах», «Мотивация современных школьников».
Наталья Геннадьевна Бархатова третий год работает в Кепской школе Калевальского района Карелии по программе «Земский учитель». Кепская школа, ее педагоги и ученики – активные участники всех мероприятий Ассоциации сельских школ Карелии. В этом году она вместе с Викторией Стафейковой побывала в Москве.
– 4-5 октября мне посчастливилось принять участие в VI Всероссийском съезде учителей сельских школ в Москве. За эти дни насыщенной деловой программы директора и учителя негородских учебных заведений вовлечены в обсуждение разнообразных тем образовательной среды, обмен опытом и лучшими практиками. Завершилась программа праздничным концертом в Государственном Кремлевском дворце. Благодарю организаторов события и особенно Ассоциацию сельских школ Республики Карелия за предоставленную возможность! – говорит учительница английского языка Наталья Бархатова.
В ходе заседания представители Академии Минпросвещения России рассказали о широкой линейке программ повышения квалификации, которые педагоги сельских школ могут пройти, воспользовавшись порталом цифровой экосистемы ДПО https://education.apkpro.ru/.
Александра СЕВЕРНАЯ, Республика Карелия
Комментарий эксперта
Зинаида ЕФЛОВА, доктор педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Карелии:
– Согласно данным Росстата на 2018 год, за последние 20 лет число сельских поселений сократилось на треть. Сельских школ – с 48,6 тысячи до 26,1 тысячи. Сельских школьников – с 5903 тыс. до 3808 тыс. человек. Сельских учителей – с 1751 тыс. до 1061 тыс. Негородские школы и педагоги – добрая половина всех образовательных организаций и учителей страны. Обучаются в них около 1/3 всех учеников России. Другими словами, школы малочисленные, в них работает много учителей и обучается мало детей.
Комментарии