Такого обилия креативных инициатив в области образования, наверное, нет больше нигде в стране. Причем как придуманных командой Департамента образования, так и самими школами и детсадами. Ведь необычные события, как, например, размещение на билбордах и плазмах города оригинальных фотографий учителей (в прыжке с парашютом, на рыбалке, в походе), – прекрасный повод привлечь внимание к образованию, укрепить позитивный имидж учителя как современного, продвинутого, успешного человека. И, конечно, расширить его личные и профессиональные горизонты.
Недаром мы несколько лет жили под девизом «Образование за гранью стереотипов», – поясняет заместитель начальника управления персоналом Департамента образования Перми Наталья Соснина. – Каждый руководитель, школа или сад пытались сотворить на весь город что-то интересное, креативное, актуальное. В итоге родилось множество необычных идей, например, проект «Первоклассный перезвон», придуманный в 31-й гимназии, когда 1 сентября в одно и то же время весь город звонил на улицах города. Это первое сентября точно запомнилось горожанам надолго! А 22-я школа совместно со школой «Дуплекс» и вовсе затеяла… бал педагогов, который имел такой фурор, что стал ежегодным. Представьте: все дамы в бальных платьях, кавалеры – в смокингах. Когда и где еще учителям и особенно учительницам можно почувствовать себя если не королями и королевами, то светскими звездами? Костюмы и виды танцев варьируются от темы бала: уже прошли «Белый бал», «Призрак оперы» (бал-маскарад), «Белое-черное» (тема кино). Уже освоены в вихре танца полонезы, мазурка, падеграс, полька, танго, мелонга. Бал стал поистине грандиозным событием городского масштаба: от 300 пар вначале дошли до 500, и это не считая зрителей! В итоге действо проходит в огромном здании Пермской ярмарки. – Уже помещений таких в городе нет, чтобы всех вместить! – улыбается директор школы «Дуплекс» Вера Никольская. Среди других ярких активностей в рамках проекта – Мегалыжня, Велобум и Суперкросс, в которых ежегодно участвуют не только педагоги, но и управленцы Департамента образования города. Еще один суперуспешный проект, родившийся в год, прошедший в Перми под девизом «За гранью стереотипов», – форум «Все звезды в гости к нам», куда приглашаются абсолютные победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» (о нем «УГ» уже не раз писала). Его уже четыре года как задумала и принимает школа №2, которую в городе также знают как Школу добра, красоты и гражданственности. Гостями форума за три года стали лучшие учителя России, такие как Артур Заруба, Олег Парамонов, Александр Демахин и многие другие, а также представители 15 школ России из рейтинга «Топ-500». Своим уникальным опытом они поделились с более 1,5 тысячи педагогов Перми и Пермского края. Интересно, как проявляется этот дух креативности и лидерства внутри самих учебных заведений. Так, в той же школе №2 вас встречает стенд «Педагогический Олимп», а программа профессионального развития педагогов так и называется – «Педагогические звезды» (более половины учителей здесь и впрямь лауреаты и победители различных конкурсов профмастерства, а начинается все с участия во внутришкольных конкурсах). Директор школы Валентина Красносельских выстроила работу школы в режиме проектного офиса, когда каждый учитель включен в творческую команду какого-либо проекта и в управление школой. Большинство педагогов являются руководителями подразделений и коллективов: Центра граждановедческого образования, Музея детской книги Прикамья, интеллектуального кафе «Иван Семенов», детской филармонии и т. д. В этой ответственности педагога за конкретный проект и одновременном вовлечении в общую командную работу, думается, один из ключей успеха пермского образования. Особенно это можно сказать про фишку департамента – включение «продвинутых» директоров и заведующих в рабочие группы по разработке новых глобальных проектов и программных продуктов в рамках города. – Это большой толчок для профессионального роста, – поделилась с нами руководитель и член нескольких рабочих групп, директор гимназии №31 Людмила Серикова. – Учишься у коллег, общаешься, и возникает общий командный дух, появляется стратегическое мышление, думаешь о городе в целом, а не только о своей организации. Лидерские и профессиональные качества помогает оценить множество различных конкурсов – понятие соревновательности в Перми культивируют. Понятно, что Всероссийский конкурс «Учитель года» в особом приоритете. Городской этап конкурса здесь стараются по максимуму приблизить к формату федерального, тем более что много раз победитель на уровне Перми становился лауреатом финала. Но и свои, местные испытания здесь стараются провести на высоком уровне, к примеру, конкурсы «Учитель (воспитатель), которого ждут», «Учитель XXI века», «Первые шаги» и т. д. Все конкурсы для удобства педагогов решили объединить на единой платформе под рабочим пока названием Кон.Курс, результаты их будут отражаться в рейтингах, которые опять-таки соберут на этом ресурсе. В будущем планируется, что платформу свяжут с новым электронным ресурсом «Личный кабинет педагога». Такого пока нет ни в одном регионе страны. И это еще одна история, открывающая перед пермским образованием новые перспективы.Сколько-сколько?Каждый год 2 абсолютных победителя муниципального конкурса «Учитель года» (учитель и воспитатель) получают денежные призы в размере 500 тысяч рублей.# «Стильная шпаргалка» Проекту модного дефиле два года. Он родился из мечты переодеть педагога и руководителя, сломать стереотипный образ Марьванны и создать ему новый, современный имидж. Интересно, что проект делается без привлечения бюджетных средств: модные бутики города и магазины бижутерии бесплатно предоставили участницам одежду и украшения, модные заведения – свои площадки. Инициативу проявили директора школ, которые сами все и организовали, и прошлись по подиуму. В планах – преображение учителя.
Комментарии