Сегодня существует множество способов обучения детей: есть частные школы, очень развито репетиторство, наконец, есть специальные интернет-площадки для родителей, которые обучают детей самостоятельно. И надо сказать, что в практике семейного обучения накоплено немало положительного опыта. А ведь всего каких-то десять лет назад такая форма обучения считалась большой редкостью.
Мадина Салиева, мама двух девочек, обучала детей сама. Среднюю школу ее дочери окончили в одиннадцатилетнем возрасте, успешно сдав все экзамены. Разница между сестрами десять лет. С обеими дочками Мадина Хакимовна занималась самостоятельно, девочки не посещали ни садик, ни школу. Впрочем, в школе девочки числились, но только формально, для того чтобы сдавать программу по форме экстерната. Правда, были трудности с поиском школы для первой дочери, тогда в системе образования форма сдачи программы экстерном была предусмотрена лишь в исключительных случаях. Речь уже не шла о том, чтобы найти подходящую школу рядом с домом, пришлось обзвонить все московские школы, пока не вышли на образовательный центр на улице Мира, в котором согласились зачислить в первый класс не по годам развитого пятилетнего ребенка. Камилла стала ученицей первого класса, уже полностью изучив с мамой его программу. Администрация образовательного центра разрешила девочке не ходить на занятия, а обучаться дома. Камилла успешно осваивала школьную программу и раз в полгода сдавала ее, опережая в знаниях своих сверстников. Таким образом, девочка окончила школу в 11 лет. Этот успех вдохновил родителей, и спустя 10 лет вторая дочь, Аннисса, точно так же окончила среднюю школу в 11 лет. Правда, несмотря на то что Аннисса выпускалась в 2018 году, когда семейное образование стало уже не таким редким явлением, с зачислением ребенка в школу было сложно. В итоге Аннисса окончила новосибирскую школу, а для сдачи ОГЭ и ЕГЭ ей пришлось лететь в Новосибирск почти через всю страну.
Мадина Хакимовна не любит, когда ее детей называют вундеркиндами, и не считает интенсивное изучение школьной программы сверхспособностью. По ее мнению, любой ребенок способен освоить школьную 11‑летнюю программу в два раза быстрее.
Никакой специальной методики Мадина Хакимовна не изучала, как рассказывает она сама, после рождения первой дочери решила уйти из профессии и посвятить себя детям.
– Я по образованию инженер-системотехник, не педагог, -рассказывает она. – Но мне всегда нравилось кому-то что-то объяснять. Методика сформировалась сама собой. Когда Камилле не было года, она уже знала азбуку, показывала буквы. Как это произошло?
Просто мне пришла в голову мысль: если мы показываем ребенку предметы и говорим: «Вот зайчик, вот мишка», то почему нельзя буквы с цифрами показывать? Я развесила вокруг кроватки буквы и цифры. Мы гуляли по квартире, я ей все называла: «Смотри, доченька, вот лампочка, вот стул, вот буква «а». Считаю, что всю программу начальной школы любая мама может объяснить ребенку сама. Детям дошкольного возраста можно смело рассказывать любые сложные вещи. Например, отрицательные и положительные числа можно объяснять на примере низкой и высокой температуры. Можно им рассказать доступно и про электроны. Ребенку в три года гораздо проще растолковать, почему электрон может находиться одновременно в двух местах, а вот ученику 10‑го класса это объяснить уже намного сложнее. Главное – не сосредотачиваться на заучивании правил и законов, а делать упор на том, как и где это применяется в жизни. Ребенок в младшем школьном возрасте ежечасно и ежеминутно чему-то учится.
Если вы гуляете с ним, то объясняете, почему трава зеленая, почему от грозы сначала видим свет, что такое рычаг… Ему потом будет гораздо легче систематизировать все знания в голове и запоминать научные формулировки. То же самое и с русским языком: если ребенок много читает, то со временем и писать начинает грамотно. Это называют врожденной грамотностью, а я бы сказала, это насмотренность.
Когда пытаешься представить ежедневный распорядок дня мамы, которая ежечасно занимается с ребенком, то невольно возникает вопрос о выгорании. Но Мадина Хакимовна просто улыбнулась: «Когда что-то делаешь и видишь результат, сразу появляется больше сил. Если мне нужно было отдохнуть, то занимался с детьми муж. Супруг считает, что дети счастливы тогда, когда у мамы есть силы с ними заниматься. Впрочем, я не помню, чтобы мы целыми днями только учились, дети постоянно прыгали-бегали».
Обе девочки выбрали одно и то же высшее учебное заведение – МГТУ, факультет прикладной математики. В общении с ребятами, старшими по возрасту, не было барьеров, первое время одногруппники даже не знали, что девочки намного младше их. А вот с поиском работы у Камиллы возникли небольшие трудности: работодатели скептически относились к резюме 17‑летней выпускницы вуза. Но все же нужная работа нашлась.
Сейчас Мадина Хакимовна занимается обучением других детей. Ее главный принцип: «Не бояться идти вперед».
– Я сейчас занимаюсь с первоклассницей, – поясняет она. – Начинаю ее знакомить с дробями. Девочка задает вопрос: «А в каком классе это проходят?» Отвечаю, что в пятом. Удивляется: «Разве мне это не рано?» Предлагаю: «А давай попробуем тортик поделить!»
Совет для молодых мам, которые хотят активно участвовать в развитии детей, Мадина Хакимовна сформулировала так: «Важно не терять даром времени и начать заниматься с детьми, причем чем раньше, тем лучше. В повседневных беседах следует объяснять им все, что происходит вокруг. И постоянно читать, читать и читать. Чтение лучше, чем мультики. Считаю, читать лучше книги без картинок, потому что так лучше развивается воображение, ребенок строит свою вселенную, и таким образом мозг привыкает работать – когда не на картинке все показали, а пришлось самому представить. Когда проверяете письменные задания, например прописи, то следует отмечать то, что лучше всего получилось. К примеру, в прописях Камиллы я рисовала ей короны над теми буквами, которые лучше всего вышли. Ведь когда берешь тетрадь и видишь, что там все красным перечеркнуто, то настроение сразу падает. А когда в тетради написанное все в коронах или в цветочках, то появляется стимул стараться.
Тамара СУВОРОВА
Комментарии