search
main
0

В душе герой

Сказка утешает и учиться помогает

Сказкотерапия – один из современных действенных методов практической психологии в развитии творческих способностей и адаптивных навыков, а также в борьбе с детскими страхами.

Педагоги, психологи, логопеды, учителя музыки и изобразительного искусства нашей школы активно применяют на практике сказкотерапевтические приемы, через которые связывают события сказки с реальной повседневной жизнью своих учеников. При этом важно выстраивать свой рассказ, исходя из принципов сказки, где главный герой борется со злом и одновременно со своими страхами. Видя свое сходство с сильным, умным, находчивым сказочным персонажем, ребенок вживается в его роль и, желая помочь герою, начинает искать пути для преодоления страха.

Важной задачей для успешной реализации сказкотерапевтического направления для педагогов нашей школы стало соблюдение следующих требований:

– предотвращать слишком длинные паузы в рассказе;
– руководствоваться истинными эмоциями, передавать свое фактическое чувствование истории;
– создавать обстановку диалога с ребенком. Детский разум должен понимать важность рассказа, смысловую нагрузку, по­учение, конкретный урок или нравственный принцип. Для содействия внимательности ребенок должен находиться в удобном, наиболее комфортном положении, при котором он будет зрительно контролировать жестикуляцию и мимику рассказчика, прослеживать в его глазах восторг и восхищение историей.

Такие приемы активируют скрытые резервы подсознания, оставят значительный положительный отпечаток в памяти ребенка на долгие годы.

Подобранная или составленная сказочная ситуация для младшего школьника обязана провоцировать его собственное размышление над определенными причинами и решениями каких-то ситуаций сказки. Поэтому сказочные истории зачастую представляют собой зашифрованную информацию – описание каких-то обстоятельств с намеком или подсказкой, соответствующее детскому сознанию, не дающее конкретного решения задачи или ответа на вопрос.

Вся структура сказки должна иметь повествовательный характер, способствующий размышлению, активации логики, внимательности, для чего обязательно требуется хорошая память, сохраняющая взаимозависимые части рассказа для последующего обдумывания, обсуждения и соответствующего логического умозаключения, соответствующего пониманию смысла истории детским менталитетом.

Ребенок должен догадываться о причинах, осознавать последствия, высказывать свои предположения по поводу всех интересующих персонажей повествования и возможное дальнейшее развитие событий истории, что будет способствовать развитию его фантазии.

Сказочные истории можно условно разделить на четыре вида:
1. Авторские сказки – составляются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и соответствуют его возрастным потребностям.

2. Народные сказки – подбираются для каждой возрастной категории. Так, для детей 8‑11 лет рекомендованы литературные произведения «Двенадцать месяцев», «Синяя борода», «Илья Муромец».

3. Сказки устрашающего характера, повествующие о способностях, чертах характера и конкретных действиях колдунов, вурдалаков, упырей, домовых, мифических обитателей леса или водоемов. Такие рассказы рассчитаны на детей от 6 лет, их цель – разоблачение вымышленных опасностей. Ведь зачастую сами родители пугают детей страшными персонажами сказок. Практика работы с такими сказками показывает, что ребенок начинает воспринимать повествование как обыденную историю, так как исчезают чувство опасности, волнение.

4. Сказки с волшебным сюжетом – одни из самых любимых детьми повествований, помогающих лучше воспринимать действительность, адаптироваться к окружающей обстановке, улучшать память, внимание и фантазию, формировать позитивный склад ума, который впоследствии способен стать весомым барьером для депрессивных состояний или уныния, наиболее увлекательные сказки для детей младшего школьного возраста.

Чтобы лучше понять, как периодическое применение сказок, притч, фантастических рассказов благоприятно воздействует на младших школьников, рассмотрим наиболее популярные способы их подбора:
– придумывание сказочных повествований ребенком, в процессе чего детская ментальность идентифицирует объекты своей тревожности – некоторые персонажи могут являться определенной проекцией фобий;
– переписывание сказочных историй: юному школьнику предоставляется возможность придумать новый конец сказки, отвечающий состоянию, требованиям или вызовам внутреннего мира ребенка;
– интерпретация сказок – пересказ подобранной сказки исходя из своего миропонимания и смысла этой сказки;
– постановка сказок – разыгрывание психотерапевтических или психокоррекционных сказок. Данный прием является важной и неотъемлемой составляющей в сказкотерапии для групповых занятий младшей школьной аудитории;
– рисование сказок: ребенок рисует на заданную сказочную тему, воплощая в рисунке свои чувства;
– воплощение сказочных образов на бумаге – составной элемент тематического художественного рисования, отображающий умственно-психические, эмоциональные детские характеристики;
– имиджная сказкотерапия, обуславливаемая трансформацией собственного «я» ребенка в образ героя повествования, через которого он берет под контроль свои переживания в процессе изложения фантастического рассказа;
– танцевальная сказкотерапия. Предназначена максимально расположить детское сознание к восприятию сказочного сюжета.

Формы сказкотерапии разнообразны по своему содержанию и представлению, поэтому подбираются они под каждого ребенка индивидуально. Грамотная командная работа педагогов и психологов школы в сказкотерапевтическом направлении позволяет улучшить эмоциональное состояние младших школьников. Несмотря на то что способов борьбы с детской тревожностью на сегодня известно большое количество, опыт показывает, что именно сказка остается одним из самых действенных методов.

Тамара ГОРДОН, педагог-психолог школы №2026

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте