22 января 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения Аркадия Голикова, человека, которого в Советском Союзе знал каждый, кто умел читать, то есть все. Знали его, правда, как детского писателя Аркадия Петровича Гайдара.
Во времена СССР это был бы заметный юбилей, но сегодня в Дом-музей Аркадия Гайдара в Клину приехало пару журналистов совсем не с главных каналов, чтобы снять буквально минутные ролики о писателе, книги которого зачитывали «до дыр». Почему книги Аркадия Гайдара продолжают читать до сих пор, несмотря на то, что его практически полностью убрали из школьной программы?
Мы воспринимаем Аркадия Гайдара только как детского писателя, хотя сам он так не считал, сказав однажды: «Пусть потом когда-нибудь люди подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию». Так кого же растил писатель Аркадий Гайдар? Кто был героем его произведений?
Перечитывая Гайдара сегодня, удивляешься, как точно он показывает нам, его взрослым читателям, внутренний мир ребенка. Все юные герои Аркадия Гайдара, прежде всего – Личности, да, вот именно так, с большой буквы. И разговор сейчас даже не о Тимуре – самом известном персонаже Аркадия Гайдара, есть, например, герой рассказа «Дым в лесу» Володя Курнаков из 124 квартиры.
Этот рассказ Аркадий Петрович написал в Клину. Было лето, и окна детской библиотеки, где проходила встреча писателя с клинскими ребятами были распахнуты настежь. Вдруг кто-то крикнул: «Смотрите, смотрите! Дым в лесу!» Как оказалось позже, это горели торфяники недалеко от Клина. Гайдар даже помогал тушить пожар, а потом появился рассказ «Дым в лесу», с уже упомянутым героем – Володькой.
Когда писатель прочитал ребятам свой новый рассказ, ребята удивились: «Аркадий Петрович? Что ж это у вас за герой такой – странный? Не героистый, прямо скажем, герой! Герой – он должен быть умным, а у Вовки по географии – двойка, что такое «азимут» – не знает, хоть в школе и проходили. Герой должен уметь если и не все, то хотя бы плавать, а плавать-то Володька и не умеет, хоть и живет рядом с речкой. В общем, не герой, Вовка, не герой!»
«… Я стоял и молчал. По воде плыли щепки, ветки, куски сырой травы и клочья пухлой пены. И я знал, что, раз нужно, я переплыву Кальву – она не так широка, чтобы я выбился из сил и задохнулся. Но я знал и то, что стоит мне на мгновение растеряться, испугаться глубины, хлебнуть глоток воды, и я пойду ко дну, как это со мной было год тому назад на совсем неширокой речонке Лугарке», – это размышления Володьки перед тем, как он шагнул в воду. И это самый что ни есть – геройский поступок.
«Если надо – я смогу», – это и есть Гайдаровский герой. Нельзя быть героем все время, но быть готовым к трудностям, уметь их преодолевать – это и есть наказ Гайдара своим читателям. Так готов погибнуть за Родину Мальчиш-Кибальчиш, до конца несут ответственность за спасенных людей Ефимка и Вера («Пусть светит»), не боится вступить в бой с диверсантами Сережа Щербаков («Судьба Барабанщика»).
Герои Гайдара – самые обыкновенные ребята, которые живут на соседней улице, и читая про них, современные мальчишки и девчонки читают про себя. И многие из них понимают: «Если надо – я тоже смогу».
В книгах Аркадия Петровича Гайдара ребенок становится взрослым не тогда, когда совершает сам поступок, а когда он начинает понимать всю ответственность за принятые им решения. Часто подростки делают ошибки как раз от того, что не могут «увидеть» всех последствий своих действий, а писатель очень аккуратно подсказывает им, что все, чему они сейчас учатся, обязательно пригодится им в будущем, тем самым готовит их к правильному выбору.
«…И тебе правильно говорят: учись, пока не поздно. Тебя призовут под боевые знамена, командиры будут учить тебя, но твой долг – знать военное дело, быть всегда готовым к боям», – это скажет писатель своим читателям в грозном 1941-м. Но как актуально это звучит и сегодня!
Перлина Наталья Владимировна, заведующая отделом Дома-музея А.П. Гайдара, Московская область, город Клин
Комментарии