search
main
0

В детском саду только мамы

Валентина КЛЕНЯЕВА, начальник отдела дошкольных образовательных учреждений Южного окружного управления образования:

В нашем обществе заметно возрастает ценность семьи, материнства, семейного воспитания. Общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка. Взаимодействие этих двух важных для общества социальных институтов диктуется новыми условиями жизни общества. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения становится «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В период с 1999 по 2002 год Москва активно участвовала во Всероссийском эксперименте «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях», целями которого были:

– сохранение сети ДОУ в условиях социально-экономического кризиса;

– обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием;

– объединение усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

– создание условий для построения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результатом этого эксперимента стало создание на базе ДОУ разных видов групп кратковременного пребывания (ГКП), открытие на базе ДОУ структурных подразделений «Консультативный пункт» (КП), «Центр игровой поддержки ребенка» (ЦИПР), «Лекотека», «Служба ранней помощи», «Семейный детский сад» для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, новых форм дошкольного образования, которые встраиваются в модель уже работающих детских садов как их структурное подразделение.

Актуальность создания и развития новой формы дошкольного образования обоснована современными социально-экономическими условиями. При всем многообразии моделей дошкольных образовательных учреждений и многоаспектности предоставляемых услуг семье, имеющей детей раннего и дошкольного возраста, есть категория родителей, которые отдают предпочтение семейному воспитанию. Нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, экологического и иного характера, совладать с которыми в контексте семейного воспитания непросто. Семья – это источник психологической защиты и эмоциональной поддержки ребенка.

Создание новых форм дошкольного образования позволило сделать услуги ДОУ более доступными для населения и увеличило количество детей, получающих качественное образование и воспитание на базе детских садов и дома.

Методисты и педагоги Южного округа накопили самый разнообразный опыт работы детских садов по взаимодействию с семьями воспитанников для всестороннего развития ребенка. В последние годы отмечается не только возросший интерес родителей к системе дошкольного образования, но и их доверие, активное участие в совершенствовании этой системы. Родители все больше прислушиваются к мнению тех педагогов, человеческую ценность которых они признают. Это побуждает специалистов дошкольных образовательных учреждений непрерывно обогащать свой опыт в вопросах семейной педагогики и психологии, повышать коммуникативную культуру общения с семьей.

Сегодня важно выстроить подлинное доверие и партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества специалистов ДОУ с родителями.

В детских садах Южного округа реализуется городская программа психолого-педагогического сопровождения родителей «Московская семья – компетентные родители». Цель программы – объединение научно-культурных, научно-образовательных и педагогических ресурсов, сосредоточенных в столице, для комплексного обеспечения разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного потенциала московской семьи на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности. В программе подчеркивается, что нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания. В каждом дошкольном учреждении Москвы активно внедряются обновленные технологии сотрудничества с семьей по воспитанию детей раннего и дошкольного возраста. Педагогическая поддержка семьи предусматривает разнообразные формы реализации права родителей на информацию, овладение родителями конкретным опытом организации игр, содержательного досуга, укрепления здоровья детей.

Важнейшая задача дошкольного образовательного учреждения в воспитании детей старшего дошкольного возраста – помочь ребенку успешно войти в современный мир отношений с окружающими людьми. Вот почему так важно и дома, и в детском саду создать условия для организации специфических детских видов деятельности, в которых ребенок открыто и доверительно выражает свои чувства, проявляет творчество, самостоятельность, свободу выбора. Родители и педагоги должны использовать методы, направленные на повышение устойчивости к стрессам, работоспособности, снятие эмоционального напряжения, усталости, овладение способами регуляции поведения и общения.

Основой для разработки и построения новой инновационной модели семейного дошкольного образовательного учреждения в Москве стали аналитический и статистический обзоры запросов на дошкольное образование разных категорий семей, а также обзор накопленных знаний по проблемам «родительства» и семейного жизнеустройства.

Научные сотрудники, методисты и педагоги-практики столицы разработали модель семейного детского сада.

Основные цели организации семейных детских садов:

обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

поддержка многодетных семей, имеющих детей от 2 месяцев до 7 лет;

предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;

развитие новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;

расширение форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Семейный детский сад, с одной стороны, должен помочь многодетным семьям, а с другой – обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по разным причинам отдавать детей в ДОУ, но желающим дать детям равный старт в преддверии школы.

Пожалуй, любой дошкольник знает: в детском саду интересно и очень весело, есть и целая гора игрушек, и вкусная еда, многому можно научиться. Здесь окружают заботой, учат дружить и общаться… Вот только мамы нет рядом. А без мамы малышу часто становится грустно.

В 2008 году, в Год семьи, в Южном округе открылся первый семейный детский сад. Сегодня их уже 41.

В таком саду ребятам так же интересно, весело и вкусно, как и в обычном, только вот воспитательница в нем – их собственная мама!

Все, чем занимаются с ребятишками в детском саду, – воспитание, обучение и развитие – мамы-воспитательницы по большей части осуществляют в стенах родного дома, в привычной для малышей обстановке.

Семейные детские сады, созданные по решению Правительства Москвы, такие же учреждения дошкольного профиля, как и другие. Таким образом, в столице сокращаются очереди в детские сады, дети меньше болеют, а мамы, которые порой ради детей оставляют свою работу, вновь ощущают себя социально значимыми и востребованными. Конечно, для мамы это большая ответственность: ей нужно стать настоящим педагогом, поваром, музыкальным руководителем… Но, согласитесь, это еще и большая радость! Особенно для ее малышей, ведь мама всегда рядом!

Семейный детский сад – структурное подразделение дошкольного образовательного учреждения. Чаще всего семья выбирает детский сад, который территориально находится рядом с домом, так как маме-воспитателю должно быть удобно приводить детей на занятия и праздники в дошкольные учреждения. Отдельные специалисты ДОУ так же посещают семейный детский сад на дому. Важно, какие обязанности будут возлагаться на «семейного воспитателя», как она будет совершенствовать свою педагогическую компетентность, кто в семье сможет помогать ей в работе. Хорошими помощниками могут стать бабушка, муж, другие родственники.

Новая форма системы дошкольного образования организуется в многодетных семьях, где трое и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Если же в многодетной семье дошкольников меньше, организовать семейный детский сад можно, пригласив детей дошкольного возраста из других многодетных семей.

В семейном детском саду родители, как и прежде, занимаются воспитанием, обучением и оздоровлением детей, причем как в здании дошкольного учреждения, так и дома. К тому же для семьи это еще и дополнительный доход. Кроме этого, при желании мама может получить высшее педагогическое образование в Московском институте открытого образования (МИОО), не прерывая при этом процесса воспитания детей.

Финансируются такие детские сады за счет средств, предусмотренных на содержание подведомственных учреждений системы Департамента образования. На каждого ребенка выделяется сумма в соответствии с утвержденными нормами питания в дошкольных учреждениях. Со своей стороны родители обязаны предоставить отчеты об израсходованных суммах (с приложением документов, подтверждающих производственные расходы). Питание в семье осуществляется в соответствии с предложенным детским садом меню.

Работники семейного детского сада – сотрудники дошкольного учреждения, с ними заключают трудовой договор. Мама-воспитатель семейного детского сада может посещать методические мероприятия по плану учреждения или по своему запросу. Ей оказывается всесторонняя методическая и психолого-педагогическая поддержка и помощь со стороны всех специалистов детского сада.

Сотрудники семейного детского сада проходят медицинский осмотр в соответствии с порядком приема сотрудников в дошкольное учреждение.

При подборе воспитателей семейных детских садов учитываются их личные качества, гарантирующие гуманистический характер взаимодействия с детьми, а вот требований к педагогическому образованию нет.

Воспитатель семейного детского сада наряду с администрацией учреждения несет ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка.

Особенности, которые необходимо учитывать при организации методической работы в семейном детском саду:

– индивидуальность семьи (вера, национальность, традиции, социально-экономические условия, потребности семьи в образовательных услугах ДОУ);

– СДС – это разновозрастная группа: планирование и содержание деятельности детей разного возраста требует особого внимания;

– воспитатель в семейном детском саду прежде всего многодетная мама, а не профессиональный педагог;

– участие в работе СДС всего педколлектива ДОУ (воспитателей, старшего воспитателя, психолога, логопеда и других специалистов), четкая координации этой работы. Педагогический коллектив во главе с руководителем ДОУ должен умело выстраивать взаимодействие по самым разным вопросам, в том числе с учетом особенностей и интересов мамы-воспитателя.

Этапы взаимодействия с воспитателем СДС:

ознакомление с условиями семьи воспитателя СДС (посещение семьи);

ознакомление с педагогическим процессом дошкольного образовательного учреждения, задачами программы воспитания и развития детей, предметно-развивающей средой в детском саду, режимом дня, расписанием занятий (через различные формы методической работы, обеспечением методическими материалами, вовлечением мамы и детей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ);

беседа, анкетирование, опрос с целью выяснения потребностей семьи в услугах ДОУ, увлечений мамы, традиций семьи;

планирование работы в семейном детском саду и дальнейшее методическое и психолого-педагогическое сопровождение.

Рекомендации к подбору форм взаимодействия с воспитателем СДС:

можно использовать различные формы работы с педагогами и родителями (мастер-классы, семинары, «круглые столы», консультации, открытые занятия, тренинги, выставки, конкурсы);

целесообразно применение дистанционных форм (памяток, буклетов, телефона «горячей линии», сайта ДОУ);

теория должна быть неотделима от практики;

тематика мероприятий должна быть актуальна для мамы-воспитателя на данный момент.

Основные задачи взаимодействия:

– вовлечение мамы-педагога и детей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

– повышение педагогической компетентности воспитателя семейного детского сада;

– разностороннее, полноценное развитие детей в условиях семейного воспитания.

Задача педагогов ДОУ – отобрать содержание и доступные родителям методические приемы, которые можно использовать в домашних условиях (так как члены семьи и педагоги должны стать для ребенка единым образовательным пространством детского развития).

Формы взаимодействия с детьми СДС в дошкольном учреждении:

занятия;

праздники и досуги;

спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия;

походы и экскурсии;

выставки творческих работ;

конкурсы.

Форму организации и содержание работы с детьми каждый воспитатель семейного детского сада определяет совместно со старшим воспитателем, с учетом своих возможностей и интересов. Но нужно помнить, что программные задачи должны быть дифференцированы для детей разных возрастов. Поэтому лучше отдавать предпочтение индивидуальной работе с детьми или подгруппой детей, однотипным занятиям с разным для каждого возраста программным содержанием. Планирование всей работы осуществляется исходя из реальных возможностей детей.

При организации семейного детского сада необходимо продумать режим дня: питание, сочетание организованных форм и свободной деятельности детей, сна и бодрствования. Он должен быть гибким.

Разновозрастный состав детей позволяет в рамках пребывания в семейном детском саду полноценно решать важнейшие психолого-педагогические задачи и задачи социальной адаптации ребенка к жизни, осуществлять личностно ориентированный подход к развитию каждого ребенка, обеспечить защищенность, комфорт и духовное благополучие, игровое, развивающее взаимодействие, способствующее повышению интеллектуальной компетенции каждого ребенка. Важное значение в воспитании и обучении детей семейного детского сада имеет подгрупповая и индивидуальная организация детской деятельности, например, младшие дети заняты играми в то время, когда со старшими проводятся занятия. Для семейного детского сада характерна и организация совместной деятельности, в которой малыши учатся у старших.

В организации семейного детского сада есть огромный плюс – дети находятся в семейной обстановке, чаще всего они члены одной семьи, за ними ухаживает заботливый воспитатель – их мама. Дети без проблем включаются в занятия со специалистами и общение с другими детьми дошкольного учреждения, так как всегда рядом с ними их мама.

Таким образом, стало реальным получение детьми не только узкого семейного, а общественного, систематического воспитания в рамках одной семьи с помощью специалистов дошкольного учреждения.

Формы организации детской деятельности могут быть различны, но очень важно, чтобы средства достижения воспитательно-образовательных задач оставались игровыми. Система обучения и воспитания в семейном детском саду должна выстраиваться на основе широкого и всестороннего использования игры. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты по всем направлениям и особое место уделить сюжетно-ролевым играм.

В октябре 2009 года в рамках совместного пилотного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» по приказу Департамента образования Центр развития ребенка – детский сад №2626 Южного округа стал городским ресурсным центром «Детский сад – открытая система» по отработке новых форм дошкольного образования. На базе этого учреждения совместно с МИОО началась работа по созданию методического центра для семейных детских садов. Детский сад располагает для этого всеми необходимыми ресурсами: квалифицированными специалистами, богатой предметно-развивающей средой, сайтом, электронной почтой, что позволит родителям, которые открыли семейные детские сады, обратиться с любым вопросом, получить профессиональную консультацию специалистов, собраться для обсуждения волнующих вопросов.

В декабре 2009 года в Департаменте образования состоялась выставка рисунков воспитанников семейных детских садов, организованная ДОУ №2626 совместно с МИОО, в которой приняли участие семейные детские сады Москвы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте