search
main
0

В детском саду дружат киргизка, молдаванка, армянка, украинцы, татары, русские

Москва – огромный город, населенный людьми разных национальностей. Наш детский сад – это маленькая капелька, в которой отражается жизнь мегаполиса во всем ее многообразии и со всеми его проблемами. Одна из таких проблем – воспитание уважения к иной культуре и ее носителям, взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия. Начинать работу по воспитанию этих качеств необходимо с раннего детства. Дети должны знать, что в мире существует много стран и народов, каждый из которых обладает своими особенностями, языком, традициями. Наша задача – привить им уважительное, доброе отношение к представителям других культур.

Марина КРИНОВА,Светлана ПЕСТОВА,детский сад №773

Наш детский сад посещают дети разных национальностей: есть киргизка, молдаванка, армянка, украинцы, татары. Одна из воспитанниц детского сада – Сабина Гасанова – туркменка. Поэтому один из проектов по интеркультурному воспитанию детей дошкольного возраста, разрабатываемых в нашем учреждении, был посвящен Туркмении.

Мама Сабины Садапгуль родом из столицы Туркмении Ашхабада. Хотя она уехала оттуда в ранней юности, училась в США и уже много лет живет в Москве, связей с родиной, где у нее остались многочисленные родственники, не прерывает.

Сама Сабина родилась в Москве. На родине мамы пока не была, по-туркменски не говорит, но о Туркмении мама ей много рассказывает. В семье хранятся фотографии, предметы быта, национальная одежда.

Мама Сабины с большим удовольствием согласилась помочь нам и познакомить детей с культурой своего народа. Она предоставила в наше распоряжение предметы быта, ковры, посуду, одежду, помогла подобрать иллюстративный материал, музыку, сказки, народные игры.

Знакомство с культурой туркменского народа происходило следующим образом. Начали мы с того, что включили в содержание цикла занятий старшей группы, которую посещает Сабина, знакомство с культурой Туркмении. В рамках занятия по ознакомлению с окружающим миром дети ознакомились с природой этой страны. Целью занятия было знакомство детей со свойствами песка – занятие проводилось на улице. Одним из компонентов занятия был рассказ о пустыне, поскольку большую часть территории Туркмении занимает песчаная пустыня Кара-Кум. Детям рассказали о животном и растительном мире пустыни, о том, как живут люди в этих непростых условиях.

Следующим занятием цикла было рисование – дети сначала тонировали бумагу, потом рисовали верблюдов с помощью трафарета. Затем этих же животных дети изобразили с помощью другого вида изобразительной деятельности – лепки. Кроме пластилина были использованы и природные материалы – веточки, желуди.

В цикл занятий вошла и физкультура. На этом занятии детям предложили поиграть в народные туркменские подвижные игры.

Чтобы работу по ознакомлению детей с культурой туркменского народа сделать более эффективной, была организована развивающая предметная среда в группе, которую посещает Сабина.

Для обогащения познавательного и художественно-эстетического развития детей были подобраны материалы историко-географического характера: флаг Туркмении, карты, атласы, иллюстративный материал. На фотографиях можно увидеть, как этот материал использовался в известных дидактических играх «Найди пару» и «Разрезные картинки».

В природном уголке были собраны те растения, которые типичны для Средней Азии. Детей знакомили с правилами ухода за этими растениями. Здесь же были размещены иллюстрации, дидактические коллекции. Дети узнали, что такое хлопок, рассмотрели созревшие коробочки хлопчатника и попытались догадаться, как из них делают нити. Запомнилось детям и то, что столь любимые многими из них фисташки тоже выращивают в Туркмении.

Полученные детьми представления нашли отражение не только на занятиях по изодеятельности, но и в их самодеятельных играх. Используя крупные блоки-модули, дети построили туркменскую юрту, пригласили туда гостей и разыграли ситуацию «чаепитие».

В постройках из более мелких материалов (деталей конструктора) дети старались отобразить увиденную на картинках специфическую архитектуру.

Надевая элементы туркменского национального костюма, девочки представляли себя восточными красавицами.

Таким образом, в развивающую среду группы были включены костюмы, игрушки, посуда, иллюстративный материал, книги, карты, конструкторы. В оснащении развивающей предметной среды были учтены все направления развития ребенка: познавательное, социальное, художественно-эстетическое и физическое.

Как итог цикла занятий, познакомивших детей с этой страной, был проведен досуг «Удивительная страна Туркмения», в котором самое непосредственное участие приняла мама Сабины. Она рассказала детям о природе, архитектурных памятниках Туркмении, о быте, традиционных занятиях своего народа, показала иллюстрации, на которых изображены женщины в национальных костюмах. Дети вместе с Сабиной и Садапгуль танцевали восточный танец, слушали народную туркменскую сказку «Цыпленок Караджа» (персонажей этой сказки – курицу, цыплят и кота – они лепили сами на одном из занятий по лепке), играли в народные туркменские подвижные игры «Хромой журавлик» и «Канатоходец».

Садапгуль и Сабина угостили детей чаем из пиал, конфетами «Кара-Кум» и национальными блюдами: пловом и пишме. Садапгуль продемонстрировала национальную посуду и рассказала, как готовятся эти блюда.

Благодаря такому сотрудничеству педагогов детского сада и мамы Сабины знакомство детей с культурой туркменского народа оставило у всех самые яркие и незабываемые впечатления.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте