Сложившаяся в нашей стране система дошкольного обучения уникальна именно тем, насколько она соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка. Разработанные ее четыре ступени, от трех до семи лет, постепенно развивают в детях те качества, которые впоследствии станут надежным фундаментом для освоения школьной науки. Может быть, кому-то и кажется само собой разумеющимся, как научить детей лепить, вырезать, рисовать определенные фигуры. Кто-то знает, как работать над развитием речи ребенка. Но именно в детском саду развитие всех необходимых возрастных навыков и умений приведено в систему.
Сегодня во многих крупных городах России сеть дошкольных учреждений, чуть было не погибшая во время приватизации, возрождается и обновляется. Открываются и перепрофилируются новые детские сады. Это особенно заметно в Москве, где проблема дошкольных учреждений – одна из важных составляющих демографической политики правительства. Каких только детских садов здесь нет! С этнографическим и фольклорным компонентом, с музейным компонентом. Для детей с нарушениями речи, с нарушениями осанки и зрения. Есть группы круглосуточного пребывания, есть ясельные группы для детей до 1 года, открытые специально для юных мам. Но вопрос финансирования, а значит, и существования этой системы, во многом зависит от местного бюджета, а он в регионах и столице существенно разнится. С другой стороны, на государственном уровне дошкольное образование не рассматривается как составная часть общей системы образования и не включено в «национальные приоритеты».
Те, кто в последнее время сталкивался с детскими садами, знают, что многие проблемы финансирования в этих учреждениях решаются за счет родительского кошелька. Такая «принудительная» благотворительность унизительна и для администрации, и для родителей. Но и та и другая стороны понимают, что на сегодняшний день это единственный способ обеспечить ребенку нормальное пребывание в саду. Неоднократные увеличения зарплаты учителям, к сожалению, прошли мимо сотрудников детских садов, хотя и те и другие считаются работниками сферы образования. А ведь кадровый вопрос для детского сада – один из самых острых. Многие опытные воспитатели ушли и продолжают уходить трудиться в частный сектор. Сегодня работа няни, гувернантки, воспитательницы в семье – одна из самых востребованных и хорошо оплачиваемых. Спору нет, что наряду с государственной системой дошкольных учреждений должна существовать и частная, но если последняя будет развиваться за счет первой, то мы потеряем и ту и другую: педагог, который не работает в коллективе, как правило, деградирует профессионально. Но детским садам нужны не только воспитатели и няни. Нужен и музработник, и художник, и руководитель театра. Но зарплата, которая предлагается таким специалистам, настолько непривлекательна, что подобные вакансии во многих детских садах, даже в Москве, пустуют годами. Заведующие, пользуясь пока еще существующим дефицитом детских мест, пускают в ход разные ухищрения. Берут на работу специалиста с предоставлением места в саду его ребенку. Но и это мало помогает. Кардинально эту ситуацию можно изменить, приравняв зарплату воспитателя к зарплате школьного учителя и в целом вернув детским садам статус учреждения государственной системы образования.
Не последнее место в решении этой проблемы принадлежит общественному мнению. Организация «народных» конкурсов детских садов – это прекрасная возможность привлечь внимание общественности и представителей власти к проблеме дошкольного обучения. Назвать лучший сад – все равно, что назвать лучшего ребенка, лучшую картину, лучший цветок. Все они замечательны по-своему. Для меня, например, лучший детский сад – тот, где моему ребенку тепло и хорошо, как дома. Если ребенок в сад идет с удовольствием – значит это лучший для него детский сад. А большего, пожалуй, и не надо.
Оксана ВЕТРОВА, мама двоих детей
Комментарии