Сразу две московские школы – центр образования №548 и гимназия №1520 имени Капцовых – попали в десятку в конкурсе «Лучшие школы России». Как ни крути, но у этой победы есть сладкий привкус справедливости. В кои веки жюри на федеральном уровне преодолело свою предубежденность против москвичей и выставило им заслуженные баллы. После объявления решения кто-то из членов жюри по привычке ворчал, что две московские школы в десятке лучших – перебор, но что поделать, если эти школы действительно лидировали.
Портрет школы на фоне кота
По условиям конкурса каждая школа должна была выставить команду из пяти человек: директора, учителя, ученика, члена родительского комитета и журналиста. Журналист требовался для антуража и последующего освещения в СМИ как самого конкурса, так и личного участия в школьном турнире. Журналист в команде школы №548 был явно лишним – о Рачевском и его центре образования пишут все и пишут много, поэтому роль тележурналиста играл заместитель Ефима Лазаревича. А что делать: начни на страницах газеты или в эфире разговор на любую тему, и придется звать в эксперты Рачевского. У него и управляющий совет есть, и родители работают на полную катушку не как потребители, а как самые заинтересованные социальные партнеры, и дети свободны в творчестве и выборе самых различных форм обучения, и педагоги могут работать, как им кажется оптимальным, и школьное оборудование самое современное. И кот живет в школе, а коты, как известно, весьма привередливы по части выбора уютного дома.
Через все выступление 548-й проходили одна за другой качественные характеристики. Во-первых, и в-главных, школа Рачевского – «социально ориентированная». А как иначе? Расположена она буквально на краю Москвы, и сюда детей из других округов не привезешь, если даже очень захочешь, чтобы они тут учились. Берет Рачевский всех, в результате и появились три здания для начальной, средней и старшей ступеней, а вместе с ними и новое качество учебного заведения – «возрастно-сообразная школа», то есть для каждого возраста свой дом, в котором все сообща создают необходимую атмосферу, помогающую сверстникам стать успешнее в учебе. А если нужно переехать из здания в здание, то к услугам ребят школьный автобус. Кстати, есть у центра образования и загородная база. Хозяйство большое, управляться с ним сложно, ведь есть еще спортивные и тренажерный залы, зимний сад, картинная галерея. Но у коллектива педагогов и директора Рачевского это получается совсем неплохо.
Еще одно качество 548-й – это «информационная школа». Только один штрих – директор переписывается в виртуальном пространстве с учениками и родителями, отвечает на их вопросы, не ссылаясь на занятость. Для самочувствия собеседников это очень важно, так как живое общение делает и школу очень живой, не формальной. И еще, 548-я – «школа без границ»: именно в школе Рачевского была начата программа «Московский аттестат» – сначала в течение учебного года дети из СНГ учились в ней дистанционно, а потом приезжали в Москву, сдавали экзамены и получали аттестат центра образования №548.
Профилей в школе несколько, и в ней прекрасно уживаются гуманитарии, экономисты, любители точных наук, восточных и европейских языков. Скажем, в школе есть даже китайские классы.
В этом центре образования все делается для детей и ради детей. Еще один штрих – для защиты прав ребенка в центре есть омбудсмен, который занимается трудной работой, порой выходящей за школьные рамки. Ну, скажем, если ущемлены имущественные права или даже права выпускника при призыве в армию, омбудсмен тут же вступается, ходит на суды и защищает права обиженных и обойденных. И родители тут не просители, а полноправные члены коллектива, которые вместе с педагогами и детьми решают, что нужно изменить для более качественного учебного процесса. Например, новую библиотеку, где будут полно использоваться информационные технологии, делают все вместе, понимая, что чтение – лучшее учение.
У жюри к Рачевскому было много вопросов. Иначе и быть не могло, ведь всем, особенно тем, кто представлял регионы, хотелось узнать, как у 548-й получается все это. Во-первых, какова программа развития? Рачевский не скрывал, что основная задача сегодня – сформировать стандарты качества образовательной среды, а все остальное есть, ведь школа ориентирована на социум и социальную успешность своих выпускников. Рачевского тут же подкололи: а на двор ориентированы или не хотите быть дворовой школой? Он удар отразил так: на самом деле 548-я ориентирована на глобальную цивилизацию и на дальнейшую перспективу. Дело в том, что центр образования давно уже стал настоящей дворовой школой, вот только двор давно стал очень большим и иным, чем в прежние годы. Жюри не унималось: а педагогические кадры омолаживаете? Да, сказал Рачевский, программу «Молодой учитель» вот уже восемь лет поддерживает финансово и информационно попечительский совет. Кстати, годовой бюджет школы 71 миллион рублей, из них 13% – то, что получает школа по другим системам финансирования, 3% дает попечительский совет.
На недавно прошедшем конкурсе «Строим школу будущего» 548-я вошла в число пятнадцати, которым будет доверено участие в эксперименте по отработке модели такой школы. Я спросила Ефима Лазаревича: «Если нынешняя школа не школа будущего, то какой же вы видите такую школу?» Он ответил так: «Никто будущего не знает, поэтому мы стоим на том, что должны его конструировать. Школа будущего – это школа, где нет школоцентризма. У нас есть лозунг: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию». Мы должны учить детей брать информацию везде, а самое главное – формировать те поведенческие модели, которые позволят им быть успешными».
Победный звон колоколов
Гимназия №1520 вывела на сцену Валерия Капцова, который рассказал о своем прадеде Александре Капцове, пожертвовавшем городу в память своего покойного отца Сергея Капцова капитал на создание образовательного учреждения. На капитал тот и была создана гимназия, которой уже 100 с лишним лет и которая выполняет великую миссию, завещанную ей знатным гражданином Москвы. Сначала это было училище, в которое мог поступить каждый, независимо от сословного положения, и получал образование и профессиональные навыки, которые могли помочь ему в выборе жизни. Но и сегодня, как говорит директор Ольга Овсейчик, гимназия открыта, и каждый может получить тут качественное академическое образование независимо от места проживания и социального положения. Многие поколения выпускников гимназии стали достойными гражданами России. Эту замечательную школу в свое время окончили Людмила Целиковская, Юлия Друнина, Федор Бондарчук. Разные поколения, разные люди, но одно у них общее – интеллигентность, порядочность, умение и желание служить Родине, что совсем немало! 1520-ю окончил когда-то и народный учитель, бывший директор легендарной 45-й гимназии Леонид Исидорович Мильграм. Из его выпуска многие ушли на фронт и не вернулись, полегли в боях за Москву. Погибли, но не отдали столицу врагу.
В школе учатся уже и династиями. Поэтому вечера встречи в гимназии больше похожи на семейные вечера, ведь встречаются здесь поистине родные люди. Вот и Ксюша, ученица экономического класса, что вышла на сцену в составе команды 1520-й, призналась: гимназию окончили два самых любимых ее человека – мама и бабушка. В гимназии учился и праправнук Капцова-мецената Константин Капцов, который увлекся историей своей семьи, написал об этом большую работу, защитил ее на выпускном экзамене, а потом опубликовал в журнале. Надо ли говорить, что в гимназии чтут традиции, бережно их хранят и приумножают. Ученики и учителя мечтают установить в школьном дворе памятник основателю, ребята, поработав в летних трудовых лагерях, вносят деньги на создание этого памятника.
В минувшем десятилетии гимназия отметила свое столетие, тогда, может быть, впервые, ее учителя и ученики задумались о ее истории, вернулись к истокам, узнали настоящее имя учебного заведения, почувствовали радость большого справедливого дела, которым занялись все вместе. Тогда, наверное, появилась традиция исторических игр «Нить времен», когда узнанный исторический факт обыгрывается в театральной постановке, вошло в практику изучение истории семьи Капцовых – основателя гимназии и безвинно осужденных его сыновей. 9 Мая гимназисты всегда встречаются с ветеранами – «нашими стариками», как называют их ребята. С ветеранами ребятам не скучно, ведь те так молоды душой, хорошо помнят свою школу и учебу в ней, своих одноклассников, дорожат встречами в 1520-й.
За прошедшие годы гимназия очень сильно изменилась, превратившись в многопрофильное учебное заведение с современными интерактивными технологиями, процесс информатизации во многом изменил не только образовательную среду, но и психологию. Мультимедийная техника вошла в жизнь гимназии и раскрыла мировые горизонты – только успевай осваивать. 11 призов в конкурсе на грант префекта ЦАО говорят о многом, во всяком случае о большом потенциале, о бесконечных интеллектуальных возможностях гимназистов.
Но не все так просто в жизни гимназии, призналась директор Ольга Овсейчик. Расположенная в историческом центре Москвы, в десятках метров от Кремля, она по идее должна была бы испытывать трудности с комплектованием – ведь в центре нет таких жилых домов, где жили бы семьи с детьми. Но по количеству детей гимназия занимает лидирующее положение в Центральном округе, родители привозят своих детей из всех районов города и даже из ближайшего Подмосковья. Ведь широко известно, что аттестат выпускника гимназии нынче высоко котируется в ведущих российских вузах: в МГУ имени М.В.Ломоносова, МГИМО, в Финансовой академии при Правительстве РФ. Новое поколение умных, амбициозных и успешных ребят воспитывает педагогическая элита гимназии – учителя-профессионалы, всегда открытые новым знаниям и разумным экспериментам. К слову, изучая историю школы, педагоги обнаружили, что на рубеже ХIХ и ХХ веков здесь работали учителя десятилетиями, впрочем, как и сейчас, а директора – минимум по четверть века каждый.
Гимназия живет очень напряженной жизнью, но тем не менее она считает необходимым участвовать в конкурсах. Например в таком, как конкурс инновационных школ в рамках национального проекта «Образование», по итогам которого 1520-я вошла в число 118 лучших школ Москвы. Опыт работы в команде, привлечение общественности к оценке и к самой деятельности коллектива учителей и учеников стали для гимназии важнейшими результатами нынешнего года. Что директор ждет от будущего? Надеется на появление на российском небосклоне плеяды новых звезд – выпускников гимназии.
Меняются дети, меняется мир вокруг, появляются новые педагогические технологии и условия хозяйственной деятельности школ. Отстать – значит проиграть, значит, недодать что-то детям, значит, нужно меняться, и гимназия хочет необходимых перемен, готова развиваться, постоянно ищет новое, вся – в движении. Но в этом движении вперед она по-прежнему выполняет миссию, завещанную основателем – Александром Сергеевичем Капцовым, – служит на пользу Москве, удовлетворяя ее потребности в образовании и воспитании граждан России. По признанию директора, гимназия сегодня похожа на двуглавого орла, потому что одновременно устремлена и в прошлое, где коренится история, и в будущее, ради которого работает.
«Есть мировые бренды образовательных учреждений: Гарвард, Итон, считаете ли вы себя таким же брендовым учреждением?» – спросил председатель Большого жюри и ректор АПКиПРО Эдуард Никитин. Ольга Николаевна ответила просто: «Да, мы достаточно амбициозны, ведь гимназия имеет большую историю и большие традиции. Она не раз за время работы меняла свои номера, но сегодня у нее есть бренд «Школа в Леонтьевском», под этим названием она известна в Москве, поэтому сюда и возят детей со всей Москвы. А в определенном смысле гимназия даже элитарна, но не по отбору детей, а по качеству предоставляемых услуг». О гимназии в самом деле говорят как о школе, которая дает блестящие знания, и москвичи хотят, чтобы их дети и внуки учились именно в такой школе, где есть не только исторические, но и современные образовательные традиции. Тут сразу возник вопрос о деньгах: жюри интересовалось, а сколько платят ученики за предоставляемые образовательные услуги. Оказалось – нисколько, потому что есть нормативное подушевое финансирование, один гимназист «стоит» 49393 рубля в год. Бюджет гимназии составляет в результате более 22 миллионов рублей, из этих денег не оплачиваются коммунальные расходы, питание детей и так далее, поэтому деньги полностью идут на воспитание и образование детей. И первая, и вторая половина дня полностью оплачена из этого бюджета.
Педагогических династий в чистом виде в коллективе нет, но 15 педагогов – дети учителей. Но будут и новые династии, потому что многие ученики гимназии по основе целевого контрактного набора поступают в МГПУ, гимназия с удовольствием принимает на практику студентов старших курсов. Многие выпускники гимназии поступают на бюджетные отделения и в другие ведущие вузы, причем очень часто по результатам участия в предметных олимпиадах, где становятся победителями.
Жюри гимназия сделала подарки – не кружки, не часы и не книги, а программы и проектные работы своих гимназистов, которыми пользуются не только в Москве, но, скажем, в Иркутске, откуда перед самым конкурсом вернулась Ольга Николаевна Овсейчик. Количеством и качеством работ жюри было потрясено.
Закономерна ли была победа двух московских школ? Закономерна, хотя и потребовали от них организаторы конкурса «Лучшие школы России» представления опыта в виде шоу-программы с песнями и танцами. Но они и с этим справились, в очередной раз доказав, что уровень столичного образования – не миф, а реальность.
Комментарии