search
main
0

«В цветах земной красы начало»

Областной Центр гражданского и патриотического воспитания 16 марта 2007г. провел седьмой областной конкурс социальных проектов акции «Гражданин Воронежского края – гражданин России». Из года в год у нас увеличивается число школ, использующих инновационную технологию социального проектирования, располагающую большими возможностями становления гражданской позиции школьников. Все больше ребят осознают свои возможности в преобразовании окружающей жизни еще в годы учебы. В этом году на областной этап конкурса социальных проектов было представлено 87 проектов из 33 районов области.

Они выполнялись в новых пяти номинациях: «Школьные проекты» затрагивающие важные аспекты школьной жизни, изменяющие существующие и разрабатывающие новые правила ученического сообщества; «Добровольческие проекты», направленные на решение актуальных локальных проблем социума; «Проекты общественного взаимодействия», решающие социальные задачи во взаимодействии с разными слоями общества и органами власти, «Проекты молодежного бизнеса», «Нормотворческие проекты», разрабатывающие в ходе проектной деятельности поправки к законам, бюджетам, предлагающие новые муниципальные, региональные и федеральные правовые акты и привлекающие к их обсуждению и принятию представителей общества и органов власти

Компетентное жюри внимательно изучило портфолио всех команд и приняло решение пригласить для участия в финале конкурса 25 команд. Проблемы, выбранные и решенные юными гражданами Воронежского края, разнообразны, актуальны, социально значимы.

Особенно порадовали нас проекты новой для всех номинации-«Нормотворческие проекты».Их всего два: «Закон и мы» Острогожской школы №1 и «Школьный омбудсмен» Воронежского лицея №4. Острогожские школьники добились включения их предложения в местное законодательство о бюджетном финансировании, с презентацией его они побывали в различных органах муниципальной власти. Проект, выполненный в лицее №4 Коминтерновского района города Воронежа «Школьный омбудсмен» (представитель по правам ребенка, демократически избираемый из числа учащихся всем сообществом), жюри отметило за актуальность и новизну, важность – защиты прав ребенка в школе. Лицеисты глубоко изучили юридическую базу, провели серьезную просветительскую работу в области прав человека и ребенка, затем участвовали в выборах первого лицейского омбудсмена.

Воспитанию толерантности посвящен проект Центра развития творчества детей и юношества Ленинского района г. Воронежа. Авторы его доказали, что можно и нужно учиться понимать и принимать людей и детей другой национальности, другой культуры, уметь с ними общаться и дружить.

В номинации «Школьные проекты» интересны работы, созданные в Писаревской школе Кантемировского района «Активно жить – здоровым быть», Новохоперской школе №91 «Альпийская горка», Бутырской школе Репьевского района и Лосевской школе №1 Павловского района «Создание школьного музея», Богучарской школе №1 проект «Парк моей мечты», Россошанской школе №3 «В цветах земной красы начало» и другие работы.

В номинации «Общественное взаимодействие» также много интересных проектов. Бобровские ребята из Никольской школы решали острую проблему одиночества пожилых людей в проекте «Боль на миру», юные бутурлиновцы из школы №6 скрупулезно исследовали причины демографического спада в их селе. Богучарская школа №1, Каменская школа №1 им. В.П.Захарченко и школа №5 г. Воронежа своими проектами привлекали общественность к благоустройству своих сельских и городских районов.

В номинации «Добровольческие проекты» Новохоперская гимназия представила проект «Спешите делать добро», в котором отражена деятельность ребят по возрождению милосердия у их земляков, убеждению их в том, что счастливым можно стать, если подаришь ближнему тепло своей души. Грибановский Центр детского творчества в проекте «Память» и Землянская школа Семилукского района в проекте «Памяти павших будьте достойны» работали над увековечиванием памяти земляков – героев Великой Отечественной войны. В проекте Острогожской школы №8 «Не смейте забывать учителей» ребята провели большую работу по изучению жизненного пути ветеранов-учителей и передали эти бесценные материалы в музей. Они организовали также программу тимуровской работы по оказанию помощи педагогам-ветеранам. Ученики Новокурлакской школы Аннинского района представили проект «Реставрация архитектурного памятника «Церковно-приходская школа», а ребята из школы №51 Коминтерновского района г. Воронежа в проекте «Вернисаж» задумали облагородить серую, однообразную городскую среду микрорайона школы организацией вернисажа детских живописных работ. Юные художники решили таким образом эмоционально согреть взрослых своего микрорайона. Ту же цель преследовали ученики из Заболотовской школы Ольховатского района в проекте «Цвети, Земля!»

Технология социального проектирования располагает большими возможностями погружения детей и молодежи в социальную практику, становления их активной гражданской позиции, обретения навыков делового общения, партнерского взаимодействия.

О важности такой работы свидетельствует живой интерес к этому виду воспитания и администрации области, и Президента России: победители Всероссийского конкурса 2006 года были награждены специальным президентским грантом.

Результаты областного конкурса социальных проектов этого года таковы: 1-е место у Новохоперской гимназии (проект «Альпийская горка»), Острогожской школы №8 (проект «Не смейте забывать учителей»), Ленинского ЦРДТ г. Воронежа(проект «Счастливы вместе»), Острогожской школы №1 (проект «Закон и мы»)

2-е место завоевали Писаревская школа Кантемировского района, Бутырская школа Репьевского района, Новохоперская гимназия, Хохольская школа, школа №51 и лицей №4 г.Воронежа.

На 3-м месте оказались Россошанская школа №3, Грибановский ЦДТ, Рамонская школа №2, Никольская школа Бобровского района и Богучарская школа №1.

Конкурс этого года вызвал большой интерес средств массовой информации. Внимание журналистов особенно привлекли проекты, направленные на возрождение милосердия в обществе. Гимназисты Новохоперска исследовали глубокие исторические корни милосердия как исконной духовной ценности русского человека, установили очевидный факт оскудения, ожесточения душ людей в наше нелегкое время, предположили, что, оказав помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, можно тем самым помочь себе, повысить самоуважение, испытать чувство собственной нужности людям. Ребята инициировали в районе сбор средств для спасения их сверстницы, нуждающейся в дорогостоящей операции. Авторы проекта буквально взбудоражили весь район: их листовки, выступления по местному радио, статьи в районной газете не позволяли остаться в стороне от беды тяжелобольной девочки. Люди приходили в школу, оставляли деньги и уходили, даже не называя своей фамилии.

Нашими гостями стали представитель главы администрации области, руководитель Центра региональных реформ И.Шепелевич, группа сотрудников государственного учреждения «Центр регионального развития» во главе с директором центра М.Кутузовым. Наши именитые гости признали, что в ученических социальных проектах они видят залог успешности развития муниципального самоуправления, становления гражданского сознания воронежцев. Они сообщили также, что на совещании глав районных администраций у губернатора области В.Кулакова серьезно обсуждался вопрос создания условий для развития социального проектирования.

Мы, в свою очередь, говорили о том, как важно развивать демократическую культуру отношений в школе, помогать учителям избавляться от стандартов императивного поведения: ведь воспитательная действенность социального проектирования во многом зависит от степени самостоятельности детей, от позиции взрослого: в работе над проектом он не наставник, не руководитель, он консультант.

Галина РОСЛЯКОВА, директор Воронежского центра гражданского и патриотического воспитания

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте