На территории Центрального административного округа успешно работают 121 образовательное учреждение и 17 учреждений дополнительного образования. Для развития природных склонностей и способностей школьникам представлен широкий спектр образовательных услуг, почти 100 видов деятельности осваивают около 60 тыс. школьников в творческих объединениях системы дополнительного образования.
Модернизация системы образования, изменение экономических условий ставят перед педагогическим сообществом множество вопросов. Как формируется блок дополнительного образования, стал ли он составной и неотъемлемой частью образовательного пространства школы, как сочетается с типом и видом, а также программой развития образовательного учреждения, а главное – насколько она эффективна и отвечает запросам ребенка? Какие методические материалы помогут организовать взаимодействие учителей-предметников и педагогов дополнительного образования, чтобы можно было увидеть конкретный образовательный результат? Какое место займет дополнительное образование в новых Федеральных государственных образовательных стандартах, если уже в начальной школе определен его статус как внеурочная деятельность?На мой взгляд, в каждом образовательном учреждении и в учреждении дополнительного образования детей должен действовать системный и непрерывный мониторинг, отражающий интересы и потребности детей, а также заказы педагогов школ на дополнительные интегрированные образовательные программы, о которых мы говорим в последние годы. Необходимо наиболее широко информировать педагогическую общественность о возможности широкого взаимодействия школ с учреждениями дополнительного образования, чтобы блоки дополнительного образования в школах не раздувались искусственно, чтобы в полном объеме использовался потенциал специалистов – педагогов дополнительного образования, а заказ формировался не под учителей-предметников, которые зачастую, набрав часы во второй половине дня, дублируют учебный процесс, а под интересы каждого конкретного ребенка.Сегодня система дополнительного образования способна предложить свой содержательно-технологический модуль для каждой ступени основного образования:На этапе дошкольного детства – построение модуля программ предшкольной подготовки с целью формирования познавательных способностей детей в условиях технологии игровой деятельности.На этапе начального обучения – оказание помощи в освоении позиции ученика за счет включения в различные учебные сообщества как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждений дополнительного образования, то есть посредством интеграции игровой и учебной деятельности.На этапе основного общего образования – поддержка процессов самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения, формирование готовности к ответственному выбору собственной образовательной траектории за счет права пробы своих сил в различных видах деятельности: учебной, проектной, игровой, художественной, конструкторской, исследовательской. Модуль программ дополнительного образования особенно актуален при определении профилирующего направления будущей профессиональной деятельности, в формировании ключевых компетентностей школьников в различных сферах самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно-досуговой деятельности. Такое взаимодействие потребует от школы существенных изменений на основе инновационных преобразований всех компонентов образовательного процесса (мотивы, цели, задачи, содержание, методы, формы, технологии, результаты).На этапе среднего полного общего образования – сопровождение процессов профессионального самоопределения личности, обеспечение допрофессиональной подготовки. В условиях взаимодействия образовательных учреждений разных типов это позволит увеличить спектр образовательных программ, расширить их вариативную составляющую. На этом этапе важна исследовательская работа, качество которой возможно улучшить за счет потенциала системы дополнительного образования. Обеспечение интегративного подхода в проектировании программ позволит выйти на межпредметный и надпредметный уровни содержания, будет способствовать формированию ключевых компетенций личности школьника. Такая модель взаимодействия заложит основу стратегического партнерства образовательных учреждений разных типов и видов.У меня есть еще и другие вопросы: готовы ли сегодня учреждения дополнительного образования ответить на запрос образования, что будет методическим стержнем при построении данной работы? Будет ли проектная деятельность дополнительным образованием или это вид внеурочной деятельности? В основном мы знаем, что проект – дело штучное, требует индивидуального подхода в сопровождении каждого ребенка, а как быть с наполняемостью групп?Но, главное, меня беспокоит судьба дополнительного образования в целом. Какое место займет дополнительное образование в новых Федеральных государственных образовательных стандартах? Как образовательная система она сравнительно молодая, и не грозит ли нам в условиях оптимизации финансовых средств потеря образовательного статуса, не скатится ли дополнительное образование вновь к внеурочной, а попросту – досуговой деятельности, что, несомненно, будет дешевле?Ответов на все эти вопросы пока, к сожалению, нет, но найти их нам придется, чтобы не потерять то, что уже наработано и накоплено.Людмила Кривошеева, заместитель директора ОМЦ ЦАО
Комментарии