search
main
0

В центре внимания – трудные подростки

​Темпы роста детской преступности в 15 раз опережают аналогичные показатели общей преступности. Только в Москве в суд ежегодно направляют более 20 тысяч материалов о совершении преступлений несовершеннолетними или с их участием. Детское и подростковое «социальное дно» составляет не менее 4 млн человек (для сравнения: в России 3 млн студентов). И это не просто статистика, а та реальность, с которой мы сталкиваемся в школах.

Девиантное поведение явление и персональное, и социальное, чрезвычайно многогранное и сложное. Не останавливаясь подробно на всех особенностях работы с трудными подростками, нельзя не отметить все же, что им часто свойственны случаи специфического искажения понимания собственных особенностей и социальных отношений.У девиантных подростков формируется особая, парадоксальная, позиция в восприятии социума и себя. Им присуще эгоцентрическое нерефлексивное компенсаторное искажение видения мира и окружающих. В картине себя у асоциального подростка часть качеств вытесняется или искажается, другие приобретают первостепенное значение, причем выбор таких предпочитаемых или отвергаемых характеристик призван поддерживать личный миф, фантазийное представление о себе, выставляющее себя в исключительном свете. Такая картина себя оправдывает и фаворитизирует девиантное поведение. Ни собственный опыт, ни суждения окружающих, ни противоречивость этого фантазийного образа себя не меняются под влиянием корректирующих воздействий. Эгоцентрическое восприятие мира и себя субъективно переживается подростком как правдоподобное и не требующее вмешательства, оно позволяет видеть источник разного рода проблем психологического и социального характера не в себе, а в окружающих. При этом у девиантного подростка сохраняется адекватное понимание тех аспектов социальной действительности, которые не связаны непосредственно с ним самим. Эгоцентрические искажения выполняют функцию защитного механизма, препятствующего проникновению определенной информации в сознание. Он создает защитную, вторую, эгоцентрическую реальность, двойника себя самого (желаемого) и партнера по социальному взаимодействию, на которого перекладывается ответственность за негативные события жизни. В норме эгоцентризм необходим для понимания себя, самоопределения, а в случае девиантности он превращается в устойчивое патологическое состояние, которое маскирует реальные трудности и создает компенсаторную «фасадную» успешность.Когда-то Фрейд сказал: «Мы живем в очень странное время и с удивлением отмечаем, что прогресс идет в ногу с варварством». Эти слова звучат очень современно. Наряду с утратой здравого смысла и сниженной критичностью очень распространенным свойством стала устойчивая привычка к развлекательности, желание немедленного достижения целей. В кино и литературе культивируются герои-супермены, обладающие различными сверхспособностями, черпающие силы из ниоткуда, достигающие успеха без труда. Действительно, «массовая культура очарована готовыми полуфабрикатами… и обещаниями всего, что избавляет от труда». Такая «изнеженность» прогрессирует и превращается в привычку. У современных школьников она к тому же сочетается с деградацией некоторых интеллектуальных навыков, знаний, речи.Такие качества неизбежно сказываются и на социальной жизни школьников. Их необходимо преодолевать. Грамотная работа позволяет психологу на самом разном материале обращаться к внутреннему миру человека, анализу и интерпретации поведения и таким образом стимулировать рефлексию. Богатый материал для этого дают содержание и форма психологических занятий. Огромное значение имеют интересность и иллюстративность заданий. Это мотивирует, материал запоминается и используется. Консультирование, группы развития и коррекции также открывают возможности для повышения рефлексивности и психологической грамотности школьников и взрослых. По сути, в развивающей работе, в консультировании психолог помогает ученику или взрослому лучше освоить и понять собственные умения, способности, сильные и слабые стороны, убеждения, проблемы. Поставленная цель работы может быть реализована через уроки психологии, классные часы, систему тренинговых и иных игровых занятий, мастер-классы и семинары для семей школьников и для педагогов. Чрезвычайно важно оснастить человека психологическими знаниями, ибо они меняют человека. Кстати, отмечу, что я провела небольшое полевое исследование на своих знакомых в возрасте от 35 до 60 лет. Увидев тематику уроков и ознакомившись с их содержанием, все они разными словами, но единодушно сказали: «Если бы у меня в подростковом возрасте или в юности было хотя бы одно подобное занятие, моя жизнь была бы другой».Безусловно, повышение психологической грамотности одна из самых значительных и масштабных целей в работе с трудными подростками. Повышение психологической грамотности и рефлексивности подростков и тех взрослых, которые работают с ними, важно еще и потому, что оно способствует взаимопониманию и формированию единства в понимании целей обучения и воспитания, без которого успех работы школы едва ли достижим. Помимо всего прочего, способствуя развитию теперешних школьников, мы определенным образом влияем на будущее России. Кто ничего не знает, поверит во все. Умение оценивать, причем не только толерантно, представляется одним из самых необходимых умений современного человека. Как сказал публицист Вильгельм Швебель, «в демократическом обществе безобидный гражданин становится опасным, как только превращается в избирателя или потребителя».Александра ФОКИНА, кандидат психологических наук, член ISSBD, педагог-психолог ЦО №1466 имени Нади Рушевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте