Одно из приоритетных направлений работы Департамента образования Москвы связано с профессиональной ориентацией учащихся. С этой целью в столице создана уникальная и эффективная единая городская система поиска, апробации и внедрения новых подходов к содержанию и формам организации непрерывной профориентационной работы. Благодаря ей организована подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по направлению «Профориентация».
Действующий на базе Информационно-аналитического центра Департамента образования Москвы городской Центр профориентации совместно с Управлением дошкольного и общего образования координирует работу всех участников этого процесса. Центр активно создает и внедряет новые информационные технологии в профориентационную деятельность, осуществляет информационную и программно-технологическую поддержку функционирующих и готовящихся к открытию окружных центров профориентации.В прошлом учебном году в эксплуатацию введена комплексная информационная система «Профориентация учащихся Москвы», открыт специализированный портал (http://profcenter. educom.ru). Интересным решением стали информационные киоски, где школьники и их родители могут получить необходимые им сведения о любом из московских колледжей и вузов городского подчинения. Абитуриенты могут узнать правила поступления в учреждения профобразования, посмотреть данные о социальных партнерах, ознакомиться с зарплатными ожиданиями, изучить их продукцию и услуги.За последние годы значительно расширился перечень проводимых в городе профориентационных мероприятий. В 2009-2010 учебном году в фестивалях, конкурсах, КВН, выставках, конференциях, экскурсиях приняли участие более 50000 учеников школ и интернатов.Одно из самых ярких событий года – городская Неделя профориентации. Она дала возможность более 10000 ребят во время школьных каникул посетить тематические мероприятия. Колледжи и предприятия Москвы представляли отрасли городского хозяйства, где ученики знакомились с современными профессиями, участвовали в различных викторинах и конкурсах.Центры профориентации созданы или готовятся к открытию практически во всех округах Москвы. Их материально-техническое, информационно-технологическое, научно-методическое и кадровое оснащение достаточно для выполнения поставленных задач, хотя и не всегда позволяет обеспечить инновационную направленность развития системы профориентации в Москве. Во всех окружных управлениях образования разработаны и реализуются планы профориентационной работы, которые предусматривают диагностику и консультирование учащихся, совместную работу с ссузами, проведение ярмарок профессий, конкурсов, экскурсий на предприятия, в научные учреждения и так далее.Следует особо отметить работу, проведенную городским Центром профориентации с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей. Специалистами центра была организована и проведена серия мероприятий с учетом специфики контингента: диагностика детей для осуществления профессионального выбора, экскурсии на предприятия и в учреждения профобразования, лекции и семинары, индивидуальные консультации.Год учителя в Москве отмечен циклом мероприятий, посвященных педагогической профессии. Сюда входят презентации городских педвузов, мастер-класс «Путешествие в увлекательный мир педагогики», конкурс проектов для учащихся педагогических классов «Учитель – это звучит гордо», девятый московский педагогический марафон «День учителя технологии», интерактивная игра «Быть учителем престижно», научно-практический семинар «Выбираем профессию «учитель».Бурное развитие современных технологий приводит к необходимости поиска новых подходов к ориентации молодежи на получение востребованных в городе инженерных и научно-технических профессий, знакомство с миром инновационных технологий. Разрабатываются и апробируюся модели лабораторий «От научно-технического творчества – к профессии», на базе которых активно проводится работа по направлению НТТМ и использованию инструментов НТТМ в профориентационной работе.В городе формируются новые модели образования, реализующие деятельностный подход к профессиональному самоопределению и планированию карьеры – детско-взрослые научно-образовательные производства, Школьная академия, Ассоциация старшеклассников-предпринимателей и другие. В рамках реализации программы «Одаренные дети» ежегодно проводятся 12 городских проектных и исследовательских конференций. Совместно с Российской академией наук организован Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского, в котором помимо московских школьников принимают участие представители более 60 регионов России.Комплексная работа невозможна без эффективного взаимодействия с организациями и предприятиями рынка труда, центрами занятости и кадровыми агентствами. В прошлом учебном году их посетили более 2500 учащихся.Однако мало помочь человеку выбрать вуз. Важный элемент профориентационной работы – поддержка трудоустройства выпускников. В этом году были организованы психологические тренинги для учащихся, встречи с работодателями и представителями кадровых агентств, ярмарка вакансий. Совместно с ООО «Хэдхантер» прошла акция «Найти работу легко!», в рамках которой выпускникам столичных образовательных учреждений была предоставлена подробная информация о вакансиях и востребованных специальностях в городе Москве.Положительный опыт, наработанный городским Центром профориентации, по достоинству оценен не только в Москве, но и в других регионах, где его берут за основу при создании собственных систем профессиональной ориентации детей и взрослых.Владимир ЯБЛОНСКИЙ, директор Информационно-аналитического центра Департамента образования Москвы
Комментарии