search
main
0

В центре внимания – ребенок

Поддержанная Правительством Москвы инициатива детского фонда ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям» определила стратегию реализации социальной политики города в интересах детей, разработанная Правительством Москвы программа «Московские дети (до 2017 года) ставит в центр всей социальной политики ребенка, его интересы, права и потребности. В десяти основных направлениях стратегии, охватывающих как различные категории детей (дети-сироты, дети-инвалиды, дети с особыми потребностями), так и разнообразные сферы жизни и деятельности ребенка (охрана здоровья, обучение, воспитание, обеспечение безопасности), раскрыты цели и задачи, спланирован комплекс мероприятий, реализация которых позволит улучшить положение детей в обществе, создать благоприятные условия для их обучения, воспитания и развития, обеспечить их надлежащую защиту. На прошлой неделе Департамент образования и начальники окружных управлений образования знакомились с опытом СВАО в области дополнительного образования и психологической службы. О том, какова роль воспитания в масштабах округа, размышляет заместитель начальника Северо-Восточного окружного управления образования Любовь КОРЕШКОВА.

Ключевыми принципами реализации этой стратегии становятся такие, как:

– услышать каждого ребенка и раскрыть его потенциал;

– обеспечить защиту прав и партнерство во имя ребенка;

– поставить накопленные знания и опыт на службу детям;

– обеспечить новый взгляд на ребенка и семью.

Мы должны не дать оступиться и помочь оступившимся. Это важнейшая задача органов управления образованием и профилактических учреждений. Одно из средств предупреждения преступности – содержательное образование подрастающего поколения. Общее среднее образование – фундамент системы образования. Именно оно определяет уровень образованности нации, готовит подрастающее поколение к жизни, открывает возможности для самореализации и личностных достижений как в интересах самой личности, так и в интересах общества.

Федеральный закон 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает участие в решении проблемы безнадзорности большого количества организаций. Объединение всех ведомств в единую систему профилактики безнадзорности и правонарушений позволяет комплексно решать поставленные задачи. Северо-Восточное окружное управление образования совместно с органами, службами, учреждениями, организациями системы профилактики использует в своей деятельности такие подходы к решению проблем, обеспечивая соблюдение прав детей и подростков: рассмотрение вопросов на оперативных совещаниях, заседаниях Совета директоров, окружной комиссии, проведение коллегий, привлечение родительской и ученической общественности, организация акций, конкурсов, спортивных мероприятий. Для создания более полной картины отношения к интересующей проблеме, мы проводим не реже двух раз в год анкетирование детей и родителей, при этом выявляются «группы риска», на основе обобщенной информации вырабатываем новые формы и подходы к работе, планируем проведение семинаров, «круглых столов», даем рекомендации классным руководителям, социальным педагогам.

Основные мероприятия по решению проблем детской и подростковой безнадзорности и правонарушений определены законом Москвы №14 от 19.03.2008 года «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве», совместными планами работы с Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, ПДН УВД СВАО, городскими и окружными целевыми программами «Молодежь Москвы» и «Молодежь СВАО».

Конечно, первичное звено профилактики – 186 образовательных учреждений. В основе работы каждого – интересы ребенка и его семьи. Исходя именно из этого и строится вся система профилактики. Каждое учреждение выстраивает свою траекторию работы с такими подростками в зависимости от наличия на территории района других профилактических учреждений: межрайонный центр «Дети улиц», психолого-медико-социальные центры, социально-реабилитационные центры, наркологические диспансеры. В округе создана сеть опорных школ, которые могут провести консалтинг по различным направлениям, в том числе по работе с трудными детьми, идет трансляция положительного опыта экспериментальной деятельности школ №№752, 959, центров образования №№166, 164, 293, 1486, КШИ №6 по вопросам социально значимой жизненной позиции учащихся. Успешно работают такие экспериментальные площадки, как «Воспитание межэтнической солидарности учащихся через систему образования» (школы №№959 и 264, ЦЭВД «Иверия», детский дома №59), «Использование ресурса образовательного пространства Северо-Восточного округа для формирования и развития социализации учащейся молодежи». Все ОУ ведут работу по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, социальные педагоги осуществляют патронат семей «группы риска», контроль за получением несовершеннолетними основного общего образования, советы профилактики заслушивают учащихся, допустивших нарушения устава школы.

Информация к сведению

На учете в КДН, ПДН на 1 июня 2008 года состояли 275 учащихся, на внутришкольном учете – 1083 учащихся.

На учете в окружной комиссии по соблюдению прав несовершеннолетних на получение общего образования состояли 12 учащихся, длительное время не посещавших ОУ без уважительной причины или систематически пропускавших учебные занятия:

– двое находились в розыске;

– один – в больнице;

– один – в СРЦ «Отрадное»;

– одному препятствовали в учебе родители;

– двое выехали из Москвы без документов;

– пятеро пропускали занятия по другим причинам.

Социальные педагоги на ранних сроках выявили этих учащихся и предприняли все меры для их возвращения в школу, вели с ними индивидуальную работу. Все учащиеся и их родители побывали на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, был налажен обмен информацией об этих детях и семьях с Управлением внутренних дел СВАО. Система образования делает все, что может, но образовательные учреждения сталкиваются с нежеланием родителей заниматься воспитанием и образованием своих детей, с категорическим отказом от сотрудничества, с невозможностью привлечь их к ответственности. Каждая школа, имеющая учащихся, длительное время не посещающих занятия, может представить отчет о проделанной работе, зачастую сотрудники школы знают о подростках больше, чем их родители, но это не помогает вернуть детей в школу. Например, на учете в управлении образования стоят трое детей Дмитриевских, родители которых, отправляясь в командировку в Украину, категорически отказались забрать документы из школы. Тимур Шарипов, учащийся школы №246, не посещает занятия в связи с тем, что его мать категорически против того, чтобы ее сын получал образование, она отказывается от общения с сотрудниками школы, районной КДН, отвергает все предложения о сотрудничестве.

Одно из решений проблемы систематической непосещаемости и неуспешности ребенка – перевод его на другую форму обучения для создания наиболее оптимальных условий обучения с учетом социальных факторов и личностных особенностей ребенка. Каждый раз это результат совместной работы социальных педагогов, психологов, КДН и ЗП районов с подростками и родителями. Это шанс для ребенка найти свое место в жизни, получить профессию и прочувствовать ситуацию успеха в новом окружении, реализовать свои возможности.

С июня 2007 года в комиссию по вопросу изменения формы обучения обратились 25 человек, из них 4 было рекомендовано продолжить обучение в своих школах, 5 несовершеннолетних получили разрешение на продолжение обучения в вечерних сменных школах, 16 – на получение общего образования в учреждениях среднего профессионального образования.

В СВАО осуществляет свою деятельность специальная общеобразовательная школа №10 для детей и подростков с устойчивым противоправным поведением, испытывающих трудности в общении, часто это подростки, совершившие противоправные действия. Все учащиеся, направленные районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в это учреждение для обучения, прошли психолого-медико-педагогическую комиссию. Кропотливая индивидуальная работа с каждым учащимся, родителем позволяет выявить проблемы подростков и их семей, направить усилия на предупреждение повторных правонарушений, успехи коллектива школы по социализации учащихся уже очевидны.

Целенаправленную работу ведут и психолого-медико-социальные центры. Деятельность психологической службы в округе становится все более востребованной: увеличивается количество людей, обратившихся в психолого-медико-социальные центры за помощью: если в 2005-2006 учебном году за помощью пришли 10 тысяч человек, то в 2007-2008 учебном году – уже до 22 тысяч человек. Всем семьям, чьи дети поставлены на внутришкольный учет, оказывают помощь специалисты психолого-медико-социальных центров. Их в СВАО 9, каждый центр ведет большую консультационную работу с учащимися, родителями, оказывает помощь педагогам и специалистам, работающим с детьми и подростками. В 2008 году в центры уже обратились: 85% из полных семей, 12% – из неполных семей, 165 человек – из многодетных семей, 430 человек интересовались проблемами приемных семей, опеки, усыновления, патроната. Наиболее частые причины обращений выглядят так: 83% – нарушение межличностных отношений в семье, 30% – развод, 55% – порядок общения и проживания, до 5% – лишение и ограничение родительских прав, 6% – назначение опеки.

В психолого-медико-социальных центрах СВАО широко используются различные формы и методы работы с семьей. Среди методов: встречи родителей со специалистами в родительском клубе «Истоки», семейная гостиная, родительская школа для приемных родителей, системная семейная психотерапия, тренинги «Модель изменения поведения» и «Активное взаимодействие родителя с ребенком», психологические игры «Копилка хороших поступков» и «Будь успешным». Среди форм: оздоровительная (работа врачей и инструкторов по физическому воспитанию), диагностическая (раннее выявление нарушений развития у детей), коррекционно-развивающая (своевременное исправление имеющихся психофизических и эмоционально-волевых нарушений), информационно-консультативная (психолого-педагогическое содействие укреплению семьи, ранняя социализация и развитие детей). Среди методик работы: «Увидеть проблему глазами ребенка» и «Диагностика эмоциональных отношений в семье».

Проведение массовых кампаний, акций, конкурсов, пропагандирующих здоровый образ жизни, – одно из направлений работы ОУ. Так, «Соревнование классов, свободных от курения» с каждым годом привлекает все большее количество участников, в прошлом учебном году в нем приняли участие более 100 классов, 145 школ после 6 этапов вышли в городской финал. Месячники правовых знаний, единые дни правовых знаний проводятся в ОУ для повышения значимости правовой культуры учащихся, профилактики нарушений. К проведению лекций и бесед активно привлекаются сотрудники правоохранительных органов, юристы. Новые интересные формы – это интерактивные спектакли на правовую тему, разыгранные школьниками для своих сверстников, требующие ответа на самые острые вопросы, интересующие их, конкурс плакатов «Скажи наркотикам: «Нет!», «Мы выбираем жизнь!», конкурс авторских и адаптированных программ, участие в III Всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности (в СВАО есть победители на городском уровне, например А.Перепелкина из школы №1956), программа вечерней сменной школы №203 «Правовое воспитание подростков и молодежи», профилактические акции «Шаг навстречу», «СВАО выбирает здоровый образ жизни», «Сегодня модно быть здоровым». Социальные педагоги, ответственные сотрудники ОУ вместе с органами профилактики участвуют в окружных операциях «Подросток». Важная составляющая профилактической работы – организация летнего отдыха. Организованными формами отдыха и труда во время летних каникул были охвачены 82% детей и подростков. Сеть оздоровительных, трудовых, профильных лагерей учитывает потребности всех категорий школьников. Каждый год межрайонный центр «Дети улиц» помогает организовать отдых детей «группы риска», учащихся школы №10 в своих лагерях, районные управы привлекают подростков для работы по благоустройству. Летом в СВАО открыты городские оздоровительные профильные трудовые лагеря, лагеря по преодолению неуспешности (147 лагерей – 7060 детей). На базе школ организуют работу три лагеря для детей, не успевающих по общеобразовательным предметом (школы №№250, 270, 1374 – 70 детей), на базе ДЮЦ «Отрадное» в каникулярное время работает профильный лагерь «Город безопасный», программа которого рассчитана на подростков, включает в себя ролевые игры, тренинги, акции (например, «Выход из нестандартных ситуаций»), ДЮЦ «Северный» – организатор соревнований школьных команд по программе «Школа безопасности».

Наиболее эффективное средство профилактики отклоняющегося поведения – поддержка и развитие социальной активности, которая наиболее ярко проявляется в летний период. Одна из форм охвата трудных подростков – походы и экспедиции. В СВАО организованы три экспедиции: экологическая (ЦДЮТ «Бабушкинский»), экспедиция по программе «Школа безопасности» (ДЮЦ «Северный»), экспедиция по местам боевой славы работников тыла (ЦДТТ «Пилот»). Большую работу по профилактике ведут 20 учреждений дополнительного образования детей, в которых занимаются 60 тысяч детей и подростков (общий охват дополнительным образованием во всех учреждениях – 78 тысяч учащихся, или 67% обучающихся).

Усиление роли гражданско-патриотического воспитания в ОУ приносит несомненный положительный результат, месячники оборонно-спортивной работы, военно-спортивная игра «Зарница» привлекают все больше подростков. В округе более 75 детских общественных объединений и клубов, которые стали альтернативой молодежным группировкам экстремистской направленности, музейная педагогика объединяет 137 музеев, развита поисковая деятельность. Школы осуществляют тесное сотрудничество с социально-реабилитационными центрами «Алтуфьево», «Отрадное», «Возрождение», которые ведут работу с трудными подростками, с Центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Традиционные ежемесячные встречи начальника Северо-Восточного окружного управления образования Валентины Кобозевой с родительской общественностью по районам позволяют выявить наиболее острые проблемы ОУ, ученических коллективов. Введение должности школьного инспектора позволяет оперативно решать многие вопросы на месте, предупреждая критические ситуации. Тесное взаимодействие с окружными управлениями здравоохранения, культуры, социальной защиты, по делам семьи и молодежи, спорта, поддержка заместителя префекта СВАО Валентины Заботиной и, конечно, особое внимание, которое проявляет префект СВАО Ирина Рабер, помогают сделать воспитание детей и подростков общим делом людей, заинтересованных в будущем Москвы и России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте