Введение ФГОС НОО и принятие ФГОС ООО со всей очевидностью актуализировали для нас, практиков, проблему обеспечения перспективных и преемственных связей между начальной и основной школой.
В настоящее время наиболее острым аспектом этой проблемы, на мой взгляд, стала преемственность планируемых результатов образования на каждом из этих этапов. Успешное достижение обучающимися планируемых результатов обучения непосредственно связано с диагностикой школьных достижений, с оценкой качества образования. Система оценивания результатов образования предполагает активное проведение мониторинга качества образования, систематическое использование контроля, проверки, оценки, отметки и диагностики в ходе организации и проведения учебного процесса. В ФГОС НОО и ФГОС ООО, документах и публикациях, посвященных их реализации в области педагогического менеджмента, даны определения понятия «качество образования», безусловное достоинство которых, во-первых, то, что качество образования непосредственно увязано с целями обучения, а во-вторых, подчеркнута необходимость определения качества образования на различных этапах образовательного процесса. Однако мне ближе такая трактовка этого понятия, в которой качество образования рассматривается как соотношение «цели и результата, как мера достижения цели, при том что цель (результаты) задана только операционально и спрогнозирована в зоне потенциального развития школьника». Иначе говоря, образование, полученное школьником, признается качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика.Важно, что действующие сегодня государственные образовательные стандарты стали эталонами качества не обучения, а образования, так как качество образования характеризуется не только «количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающих поколений». Именно это обстоятельство принципиально по-новому ставит проблему преемственности в оценке, контроле и проверке результатов образования, когда предметом проверки перестают быть только ЗУНы как предметный результат, а возникает необходимость объективного оценивания метапредметных и личностных результатов.Говоря о преемственности образовательных этапов, необходимо четко понимать и то, какие образовательные результаты должны быть обязательно сформированы в конце предыдущего этапа, какие результаты должны стать их приращением на последующем этапе. Остановлюсь лишь на одной группе планируемых стандартом результатов, а именно – на формировании универсальных учебных действий в начальной школе и их развитии в основной. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования предполагает: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование: – знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; – речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; – различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение:- способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; – логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; – начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; – базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе, а не в начале обучения в основной. Средства контроля и оценки УУД в начальной школе – типовые задачи, для выявления индивидуальных достижений учащихся в овладении всеми группами УУД: регулятивными, познавательными и коммуникативными.Регулятивные универсальные учебные действия в начальной школе имеют особое значение, так как все они представляют собой компоненты учебной деятельности, которая признана важнейшим психическим новообразованием младшего школьного возраста. Среди познавательных универсальных учебных действий особое место занимают логические, так как именно на их основе формируются предпосылки для развития теоретического мышления у младших школьников. Уже в первом классе прогимназии начинается работа над формированием у детей логических универсальных учебных действий. Немаловажно для развития младших школьников становление у них действий анализа и сравнения. Действие анализа формируется на основе задач по выявлению частей объектов, этапов процессов, выделению составляющих из целого, определению признаков. Действие сравнения формируется на основе установления сходства и различий. При этом учителя начальных классов помнят, что младшие школьники различия обнаруживают гораздо легче, чем сходства, поэтому на установление ими сходства педагоги обращают особое внимание. Обязательным результатом обучения в начальной школе должно стать формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Наиболее распространенные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных действий – рассказ ученика по иллюстрациям, впечатлениям от увиденного или прочитанного. В начальной школе мы целенаправленно учим детей выдвижению разнообразных предположений, создавая для этого различные условия. Продолжение этой работы – решение задач на аргументацию и обоснование высказанных мнений и суждений. Особенно интересны эти задачи с точки зрения формирования аргументации суждений от лица других людей, сказочных героев. В основе этих задач лежат не только речевые умения детей, но и такое важное новообразование младшего школьного возраста, как эмпатия. Понимание и принятие чужой позиции или мнения в будущем станет важным фактором для формирования толерантности обучающихся. Все это наиболее значимые методические особенности формирования и оценки УУД в начальной школе, их понимание и учет в деятельности педагогов основной школы могут и должны стать основой обеспечения преемственности в их формировании.Главными ориентирами преемственности, на мой взгляд, должны быть принципы: развития как целенаправленного качественного приращения соответствующих умений становления УУД в начальной и основной школе; расширения, когда помимо УУД, сформированных в начальной школе, выделяются новые – информационные УУД; определенности места развития УУД в образовательном процессе (урочная и внеурочная деятельность); соответствия структуры и содержания образовательного процесса в основной школе ведущей деятельности обучающихся подросткового возраста – деятельности межличностного общения.Преемственность формирования универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию понимается нами как развитие всего многообразия сформированных в начальной школе УУД: познавательных, регулятивных и коммуникативных. Обязательное условие ее достижения понимание учителями и обучающимися целей и задач формирования универсальных учебных действий и возможностей их применения в конкретных практико-ориентированных ситуациях. Основными принципами формирования УУД в основной школе должны быть: системность развития УУД как компонента целостного развития личности, в основе которого лежат соответствующие им знания и ценностные отношения, а сами УУД – основа для формирования у учащихся позитивного опыта их применения; взаимосвязь универсальных учебных действий, формируемых средствами разных учебных предметов; согласованность рабочих предметных программ и программы внеурочной деятельности в части развития УУД в основной школе; создание в образовательном учреждении развивающей среды, ориентированной на достижение метапредметных результатов в разнообразии форм и видов деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.Полагаю, что в каждом образовательном учреждении необходима единая модель мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающая согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений в этом направлении. Наиболее перспективные формы обеспечения преемственности в формировании УУД в основной и начальной школе, на мой взгляд, это: Образование общей рабочей группы учителей, выпускающих 4-е классы и готовящихся принять 5-е классы. Обсуждение планируемых результатов: УУД, личностных результатов и предметных умений на выходе из начальной школы в основную, договоренность о соблюдении единых технологий их формирования и оценивания. Посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим предметам и коллективное обсуждение увиденного с позиции соблюдения принципов и технологий системно-деятельностного подхода, достигнутых учениками результатов. Разработка и проведение учителями основной школы и педагогами 4-го класса совместных уроков. Диагностика УУД, личностных результатов и предметных умений, психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. Проведение родительских собраний, посвященных проблемам преемственности. Посещение уроков в 5-м классе руководителем методического объединения учителей начальных классов и педагогами бывшего 4-го класса.В ходе мониторинга формирования УУД у учеников прогимназии были выявлены предпосылки возникновения определенных рисков недостижения планируемых результатов обучения: упрощенное понимание отдельными учителями сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; сохранение стереотипов профессиональной деятельности, применение традиционных неэффективных технологий обучения; подмена нового содержания образования старым; принципиальная новизна методического обеспечения достижения и контрольно-измерительных материалов оценки планируемых результатов. Для минимизации рисков в методической работе по формированию у младших школьников УУД в прогимназии была принята антирисковая программа. Для более четкой ее реализации были выделены следующие шаги: Разъяснительная работа с педагогическими кадрами (убеждение их в необходимости кардинальных преобразований в педагогическом сознании, смены целей, содержания и стиля профессиональной деятельности). Разработка совместно с окружным методическим центром новых теоретических и методических подходов к организации переподготовки и повышения квалификации учителей в соответствии с целями и задачами ФГОС. Обновление содержания и форм повышения квалификации и переподготовки учителей на практико-ориентированной основе. Мониторинг педагогической практики по введению ФГОС, контроль и коррекция деятельности педагогического коллектива по выполнению требований стандарта. Просветительская работа с родителями младших школьников, убеждение их в необходимости смены модели образования, расширения их полномочий как законных представителей интересов детей и, как следствие, получение новых результатов образования.Допускаю, что с аналогичными проблемами могут столкнуться и педагоги основной школы при формировании УУД обучающихся и надеюсь, что опыт работы педагогов нашей школы поможет их успешно разрешить.Ирина РЯБИНИНА, директор прогимназии №1752
Комментарии