В Киеве по инициативе Всеукраинского профсоюза образования прошло совместное заседание президиумов двух отраслевых профсоюзов – России и Украины. Российскую сторону возглавляла заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова, украинскую – председатель профсоюза Леонид Сачков. В работе совместного президиума принял участие и лидер Профсоюза работников образования Белоруссии Александр Бойко. В выступлениях участников не раз звучало, что эта встреча не просто желание поделиться опытом, успехами, а порой и трудностями в работе. Главное – определить шаги на пути взаимовыгодного сотрудничества, и в первую очередь в области подготовки профсоюзных кадров. Тем более что основы для такого взаимодействия есть. Наши профсоюзы имеют давние дружественные связи, которые, несмотря на изменение политической и экономической ситуации в бывших советских республиках, не ослабли. В качестве примера можно привести сотрудничество Донецкой организации профсоюза образования и Московской городской организации профсоюза, которому исполнилось 15 лет.
Совместный президиум – еще один важный шаг по укреплению межпрофсоюзных связей, зафиксированный уже на федеральном уровне. Как отметила Татьяна Куприянова, «для развития и достижения успеха нам необходимо работать совместно, делиться опытом, дополнять друг друга. Надеемся, что наше заседание станет началом совместной последовательной и системной работы по различным направлениям не только на региональном, но и на федеральном уровне».
С основными докладами на заседании выступили Татьяна Куприянова и Леонид Сачков, а дополнили их коллеги из территорий. Опыт российских регионов представили Анна Голубева, председатель Брянского обкома, и Людмила Пуртова, лидер Марийского республиканского комитета, а с украинской стороны выступили София Сидорова – руководитель Крымского республиканского комитета профсоюза, Лея Горшкова – председатель Донецкой областной организации и Александр Яцунь – председатель Киевского горкома.
Смену надо готовить заранее
Леонид САЧКОВ, председатель Профсоюза работников образования и науки Украины:
– Наш профсоюз объединяет 2 миллиона 66 тысяч работников образования и студентов. Это самая крупная общественная организация в Украине. Но дело не только в численности, важно и качество профсоюзных рядов. В нашем профсоюзе работают профессионалы, благодаря чему он уважаем, с ним считаются властные структуры. Наш профсоюз – лидер во многих начинаниях по социальной защите, лидер в активных действиях. Но не считаться с новыми условиями работы, с необходимостью повышения квалификации и обновления профсоюзных кадров нельзя.
Время идет, мы стареем. Приходит момент и случается, что передать наработанное некому! Надо готовить смену. Это серьезный процесс, порой болезненный, но необходимый. Без целенаправленного подбора и подготовки кадров сегодня не обойтись, и мы предприняли в этом направлении ряд шагов.
На всех уровнях профсоюза создается кадровый резерв, предусмотрена его подготовка и самое главное – стажировка. На уровне республики и областей уже подобрано определенное количество людей. Но, если общественность не будет их знать, если они конкретными делами не покажут, на что способны, если не «пропустят через себя» нашу профсоюзную работу, – смысла в создании такого резерва нет.
На профсоюзную должность сегодня подобрать человека очень сложно. Например, у нас в Центральном комитете две вакансии – правового инспектора и специалиста по социальным вопросам, и мы уже год не можем найти людей! Не очень охотно идут люди в профсоюзные функционеры. Почему? Причин много, как субъективных, так и объективных. Здесь и недостатки в подготовке кадров, и невысокая престижность профсоюзной работы, и недостаточные социальные гарантии освобожденных работников. К сожалению, все наши нормативы и закон о профсоюзе прямого действия не имеют. Над этим мы сейчас работаем и надеемся, что сможем изменить ситуацию, в том числе за счет подготовки и переподготовки наших кадров.
В системе Федерации профсоюзов Украины есть институты, которые имеют сильный профессорско-преподавательский состав, действует разветвленная система областных курсов повышения квалификации, учебно-методические центры. Они ближе всего стоят к людям и пользуются популярностью. Мы используем эти возможности, но также пытаемся проводить семинары по повышению квалификации силами аппарата ЦК, привлекая для этого специалистов разных областей – министерства образования, министерства финансов, министерства труда и социальной защиты. Проведено уже 3 таких семинара, запланировано 8. Мы рассчитываем обучить около 1000 человек, что, конечно, катастрофически мало. Особое внимание мы уделяем такой категории работников, как вновь избранные председатели районного звена, ведь зачастую на эту работу приходят люди из системы управления, далекие от профсоюзной идеологии.
В этом году впервые провели семинар для главных врачей вузовских и учительских санаториев-профилакториев, которых в Украине достаточно много. В мае намечен методический семинар для технических инспекторов. В связи с частой сменой нормативной базы мы проводим ежегодное обучение главных бухгалтеров, чтобы «догнать» всю ту бюрократическую процедуру, которая связана с финансово-экономической деятельностью.
Еще одна проблема – председатели профкомов, особенно студенческих. Зачастую там работают «переростки», которые давно вышли из студенческого возраста. Когда тебе за 50 лет, контакт с молодежью установить непросто. Поэтому мы уделяем особое внимание подбору и расстановке именно этой категории кадров.
В целом на обучение профактива в 2006-2007 годах было израсходовано свыше 1% сведенного бюджета профсоюза. За вторую половину 2006-го – первое полугодие 2007 года только Центральный комитет провел 5 семинаров для профсоюзных лидеров, председателей ревизионных комиссий и главных бухгалтеров областных комитетов, технических инспекторов, реализовал два международных образовательных проекта во Львове и Варшаве. Состоялся обмен делегациями ряда городских, районных организаций отраслевого профсоюза с коллегами из России и Польши.
В республике проводятся региональные и межобластные семинары для формирования общей стратегии и тактики борьбы за права просвещенцев. Все областные комитеты и советы профсоюза не реже, чем раз в полугодие, устраивают семинары-совещания для председателей районных и городских комитетов. А они в свою очередь обеспечивают обучение председателей профкомов школ, дошкольных и внешкольных учреждений. В целом на протяжении 2006-2007 и первого квартала 2008 года во всех звеньях профсоюза проведено более тысячи семинаров, на которых побывало свыше 46 тысяч слушателей – профсоюзных работников и активистов всех уровней.
Такова ситуация на сегодняшний день. Но мы стремимся к развитию системы обучения профсоюзных кадров и серьезно рассчитываем на совместную программу с российским профсоюзом, которую планируем наметить в ходе заседания.
Переговоры ведут знатоки
София СИДОРОВА, председатель Крымского республиканского комитета Профсоюза работников образования и науки, депутат Верховной Рады Украины:
– Многое можно сказать о специфике нашей автономии, но сегодня речь не об этом. Главное, что наш профсоюз образования, как и по всей Украине, отличает не только численность (в нем состоят 94,5% работников), но и организованность. Будь то социально-экономическая защита учительства или обучение кадров, – по всем направлениям мы работаем в рамках общей профсоюзной политики и системы. Но есть у нас и свои специфические отличия, о которых мне хотелось бы рассказать.
Несколько лет назад мы приняли решение: профсоюзный лидер должен иметь психологическое образование. Наша работа связана в первую очередь с людьми, а уже потом с нормативами и документами, поэтому психологические знания просто необходимы! Половина наших работников поступили в университет на факультет психологии, многие его уже окончили, получили диплом, и, поверьте, такая подготовка очень помогает в работе. Тем более, что сегодня мы представляем и защищаем интересы учителей уже не на баррикадах, а за столом переговоров в рамках социального партнерства с властью. На все семинары профактива мы приглашаем психологов, проводим тренинги по коммуникативному общению, и это дает плоды!
У нас есть собственный пансионат «Учитель», где ежегодно все председатели первичек проходят 3-4-дневное обучение. Здесь созданы все условия не только для учебы, но и для комфортного отдыха. Когда люди приезжают в свой пансионат, встречаются единой командой и знают, что здесь по льготным ценам могут отдохнуть и члены их семей, – это еще и хорошая реклама для профсоюза. Конечно, не каждый обком имеет такую базу. Но то, что мы сберегли ее и смогли развить, – доказательство того, что вместе мы можем сделать многое.
Престиж учительской профессии – престиж образования – престиж профсоюза – звенья одной цепи. Мы не стали ждать, когда общество и государство заметят учителя, мы пошли другим путем. Например, несколько лет назад мы издали книгу об учителях «К имени святому прикасаясь», в которой собрали 100 творческих портретов лучших педагогов. Здесь и стихи о школе, и размышления о профессии. Книга рекламировалась по радио, телевидению и была направлена в каждое образовательное учреждение, в каждую библиотеку. Мы хотели донести до людей, что необходимо поддерживать образование, создавать условия для обучения и достойно оплачивать труд тех людей, в чьих руках будущее страны.
Эта книга вызвала большой интерес и резонанс. Сегодня многие районные организации готовят подобные издания. Ученики, их родители, общественность хотят сказать слова благодарности Учителю и обратить внимание властей на те проблемы, которые есть сегодня в образовании.
Сегодня поддерживать имидж профсоюза сложнее, чем во времена «повальных» путевок или забастовок. И такие имиджевые мероприятия, несмотря на их кажущуюся «легкость», приносят пользу профсоюзному движению. Они говорят о том, что профсоюзные работники не «тянут одеяло на себя», а через пропаганду работы преподавателей, определяя и формируя общественное мнение, заботятся о будущем образования и страны.
Уроки для самых маленьких
Александр ЯЦУНЬ, председатель Киевской городской организации Профсоюза работников образования и науки Украины:
– В рамках информационной работы наша организация «пошла в школу». Уже второй год мы учим ребят истории профсоюза, рассказываем о своей работе. В прошлом году в 12 опорных школах города, согласовав методические вопросы с главным управлением образования, наши специалисты провели 12 авторских уроков. Одна из тем, например, звучала так: «Трудовые права несовершеннолетних». Ученики 9-х классов уже работают – моют машины, разносят газеты – и должны знать свои права. Они должны быть защищены, и кому как не профсоюзу вооружать их знаниями? Уроки понравились ребятам, и это для нас главная оценка. Они рассказали своим родителям, что такое профсоюз, как он работает, таким образом, мы опосредованно формируем позитивное общественное мнение в отношении профсоюза. В этом году мы охватили уже все школы города. Подготовлено уже 600 уроков, разработаны методические рекомендации, которые утверждены ученым советом педагогического университета. Процесс продолжается. ЦК нашего профсоюза проинформировал Федерацию, которая взяла этот опыт на вооружение – к осени 35 тысяч электронных носителей с профсоюзными уроками будет распространено по Украине во всех отраслевых профсоюзах.
Активно действует у нас совет молодых педагогов. Он необходим, потому что молодым специалистам требуется больше внимания, чем другим членам профсоюза. Вопросы закрепления молодых кадров заложены в отраслевое соглашение между главным управлением образования и профсоюзом. В каждом районе мы договариваемся с главой администрации о дополнительных мерах поддержки выпускников педвузов. Например, молодому педагогу при поступлении на работу выплачиваются «подъемные» – 3 тысячи гривен (600 долларов). 300 долларов выпускник получает в сентябре и 300 – в конце учебного года. Через совет молодых педагогов мы решаем вопросы их самореализации, адаптации после бурной студенческой жизни в педагогических коллективах.
Жилье – следующий острый вопрос после заработной платы. В Киеве на очереди стоит 1200 учителей. В 2006 году мы получили 10 квартир, в 2007-м – 63, в соглашении на 2008 год решаем вопрос о 100 квартирах. Но это бюджетное жилье. Мы предложили городу программу по социальному жилью: педагог работает 15 лет и получает жилье навсегда. Кроме того, мы предложили главе администрации каждого района вместе с райсоветами выделять сумму из бюджета для строительства общежитий гостиничного типа. У нас 3000 учителей от 25 до 50 лет, которые нужны школе, но не имеют киевской прописки, не могут без регистрации встать на учет. Такие общежития помогут решить эту проблему.
Работаем мы с городскими властями и по поводу муниципальных надбавок для учителей. В прошлом году была установлена надбавка к должностным окладам педагогов в размере 20%. В этом году мы записали в региональное отраслевое соглашение уже 40% надбавки. Опять же в прошлом году из бюджета города было выделено 80 миллионов гривен на дополнительный должностной оклад в качестве премии к Дню учителя. В этом году мы предусмотрели в соглашении дополнительный оклад и к празднику Пасхи. Деньги уже выплатили. Это не потому, что у Киева большой бюджет. Вы сами понимаете, что он может идти и на другие цели. Буквально каждый шаг надо выверять, отстаивать, выстраивать отношения таким образом, чтобы образование от этого только выигрывало. У нас с местной властью не панибратские отношения. Они жесткие и конструктивные. Нас знают, с нами считаются. В декабре 2006 года, когда власти хотели в 3,5 раза повысить тарифы на услуги ЖКХ, мы вывели на улицы 15 тысяч учителей. Мы выступили в защиту всех киевлян, и повышения не последовало.
С 1990 года при Киевском горкоме активно работает студенческая профсоюзная организация. Мы объединили не только тех студентов, которые входят в нашу отрасль, а всех, кто учится в Киеве. Это более 200 тысяч человек. Объединили для того, чтобы они не были разобщены разными политическими партиями и течениями, которые думают о студентах только перед выборами. Молодежью, ее проблемами надо заниматься постоянно. Активно сотрудничаем с Советом ректоров, вместе подписываем соглашение с киевской городской властью, и здесь опыт Москвы очень интересен.
Наша концепция состоит в том, что мы, профсоюз, не равнодушны ко всему происходящему в Киеве. Считаем, что кроме уставных дел мы должны заниматься и теми проблемами, которые беспокоят простого жителя города, его семью. А это и терроризм, и проблема экологии, и такие негативные явления, как наркомания, алкоголизм, особенно в подростковой среде.
Нам надо чаще встречаться, обмениваться опытом, чтобы двигаться вперед. Профсоюзы образования не должны иметь границ, как не имеет границ образование, проводниками которого мы являемся.
Курс – на инновации
Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– Вопросы кадрового укрепления для Профсоюза работников народного образования и науки РФ всегда были и остаются в числе приоритетных. Большое внимание этим вопросам уделено в Программе развития деятельности профсоюза, принятой на 2005-2010 годы.
Регулярно проводится обучение председателей территориальных организаций профсоюза, раз в два года мы обучаем их заместителей, правовых и технических инспекторов труда, главных бухгалтеров, специалистов по оргработе, по работе с вузами и по другим направлениям деятельности (всего более 300 человек). Проводится обучение председателей первичных профсоюзных организаций сотрудников и студентов вузов; профсоюзных тренеров-преподавателей, руководителей профсоюзных кружков в рамках российско-шведского и российско-голландского проектов.
В апреле 2008 года впервые проведено обучение кадрового резерва на должности председателей территориальных организаций профсоюза.
Ежегодно в рамках Всероссийского конкурса «Студенческий лидер» свою квалификацию повышают более 200 председателей и активистов студенческих профсоюзных организаций.
Особое внимание мы уделяем переподготовке профсоюзных лидеров среднего звена. Через учебный центр «Гармония» Центрального комитета прошли переподготовку 1076 профсоюзных руководителей муниципального уровня, что составляет 41% от их общего числа. Остальные председатели городских и районных комитетов профсоюза прошли обучение на постоянно действующих семинарах при республиканских, краевых и областных организациях.
В целом в рамках формирования единого образовательного пространства в профсоюзе только за 2007 год различными формами обучения было охвачено 322,5 тысячи активистов, в том числе все штатные работники, включая и аппарат Центрального комитета. Широко используются возможности Академии труда и социальных отношений (АТиСО), Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Института профдвижения при АТиСО, филиалов академии и 40 учебных центров профобъединений в субъектах РФ.
Эффективным средством информирования работников о деятельности профсоюза и мощным средством повышения квалификации наших кадров стала газета «Мой профсоюз», которую мы выпускаем совместно с «Учительской газетой», а также сайт профсоюза в интернете, где размещены и странички территориальных организаций.
В профсоюзе принят ряд нормативных документов, в том числе требования к содержанию программ подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров. Мы участвуем в конкурсе «Активное обучение – активный профсоюз», который проводит Федерация независимых профсоюзов России. Разработаны проекты целевой программы «Кадровая политика профсоюза», Положения об аттестации профсоюзных кадров, Концепции формирования нового имиджа профсоюза, кодекса этики члена выборного профсоюзного органа и других документов, которые сегодня активно обсуждаются в территориях и, надеемся, будут приняты в этом году.
Сегодня в регионах действуют разнообразные образовательные программы, применяются современные информационные технологии и новые формы обучения.
Знания побуждают к действиям
Лея ГОРШКОВА, председатель Донецкой областной организации Профсоюза работников образования и науки Украины:
– Пять лет назад на базе нашей организации проходил Всеукраинский семинар по мотивации профсоюзного членства. Перед этим Центр социологических исследований обкома провел анкетирование, чтобы выяснить, какие приоритеты в мотивации выделяют сами работники. Многие респонденты указали, что успешность организации во многом зависит от того, кто ее возглавляет, и знает ли каждый сотрудник о том, чем она занимается. То есть на первом месте оказались грамотный, профессиональный лидер и состояние информационной работы. По итогам семинара мы сделали вывод, что обучению кадров, информационной работе и пиару, то есть умению «показать товар лицом», следует уделить более пристальное внимание.
Мы приняли Программу информационного обеспечения областной организации, которая действовала до 2004 года. Этой программой было утверждено положение о комиссии по информационной работе, определен объем ее работы, направления деятельности и задачи.
Определив приоритеты, мы увидели, что нам очень многого не хватает, чтобы охватить информационной деятельностью все наши звенья, и стали предпринимать организационные шаги – от разработки подобных программ в структурных подразделениях профсоюза до обеспечения их необходимой техникой и методикой. Мы провели конкурс на лучшую информационную работу в областной организации, отметили лучших. Выиграли Всеукраинский конкурс на лучший корреспондентский пост и лучшего корреспондента – им стал Владимир Иванович Подмарков, который принят в члены Национального союза журналистов Украины.
В июне 2005 года президиум обкома констатировал, что первая программа выполнена полностью, но на этом мы не остановились. Новый состав обкома принял Программу информационного обеспечения деятельности областной организации до 2009 года. Она предусматривает создание целостной информационной системы и проведение собственной информационной политики. Ее суть можно выразить так: «Информация – это знания, побуждающие к действиям, основа мотивации профсоюзного членства».
Но реализация этой программы невозможна без кадровой подготовки. Опираясь на те знания и опыт, которые мы приобрели благодаря сотрудничеству с Московской городской организацией профсоюза, мы подготовили цикл семинаров для всех категорий профсоюзных работников и проводим конкурс на лучшую систему обучения. Мы поняли, что именно система обучения кадров – самое главное. Не разовые семинары, а плановая работа по подготовке кадров по всем направлениям, рассчитанная как минимум на пятилетку, сможет дать устойчивый результат.
Комментарии