“Нас будут штурмовать!”
22 февраля в 7 часов утра по распоряжению начальника ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерала Власова здание христианской школы пикетировал ОМОН. Это было сделано на основании судебного решения, предписывающего высвободить помещения дома по Чернорецкому переулку, и передать их в ведение главного управления внутренних дел. Здание христианской школы теперь де-юре принадлежит поликлинике ГУВД, которая в свою очередь оказалась “бездомной” в результате расширения Эрмитажа.
Дирекция христианской школы отказалась выполнять решение суда и намеревается подавать апелляцию. Но на всякое де-юре всегда найдется свое де-факто. И когда одни хотят учиться, другим надо лечиться. Поэтому 22 февраля ОМОН детей в школу не пустил. Тогда самые отчаянные из них во главе с завучем и несколькими преподавателями пробрались в здание школы обходным путем, по крышам близлежащих строений, и, оказавшись внутри, плотно забаррикадировались. В окнах школы появились флаги, шары, лозунги: “Мы будем держаться до последнего”, “Защити нас, губернатор”. Связь с народом добровольные заложники держали по телефону и через форточки. Запасы еды у них были (при школе есть своя кухня), так что отстаивать свои права они могли долго.
А омоновцы мерзли на улице. Двое суток мерзла на улице и группа поддержки “выселенцев”, состоящая из родителей, учителей, бывших выпускников христианской школы. Атмосфера была накалена до предела.
Они были настроены воинственно и от завоевания “своего” здания отказываться не собирались.
На улице перед школой все разговоры крутились вокруг возможного “штурма”. Группа поддержки добровольно осажденных, на вторые сутки впавшая уже в настоящую истерику, всеми способами пыталась вывести ОМОН из равновесия.
Первым терпение лопнуло у милицейских боссов.
Одна группа омоновцев сдерживала натиск с улицы, вторая под предлогом “паспортного контроля” высадила дверь черного хода и вошла в школу. Дети легли на пол и отказались “добровольно очистить помещение”…
Поздним праздничным вечером 23 февраля по распоряжению районного прокурора омоновцам пришлось безрезультатно покинуть здание. Однако на следующее утро они вернулись и продолжили блокаду школы.
Кто в доме хозяин?
Какова юридическая подоплека вокруг этого злополучного дома в центре Петербурга?
В мае 1991 года Ленгорисполком передает аварийное здание (жилой дом вблизи Александро-Невской лавры), признанное двумя годами раньше пригодным только к сносу, в безвозмездное и бессрочное пользование общественной организации “Открытое Христианство”. Условие сдачи – провести в здании капитальный ремонт за счет средств организации. Договор был подписан 24 июня.
К восстановлению здания подключаются коллеги общества из-за рубежа. В Петербург едут волонтеры, прибывают грузовики со стройматериалами, в адрес общества идут пожертвования из Голландии, Финляндии и других стран. Общими усилиями здание приводят в пригодное для работы состояние. Но приходит 1994 год, и администрация Петербурга поручает Комитету управления государственным имуществом (КУГИ) пересмотреть договор о безвозмездной передаче здания “христианам”. К этому времени в здании уже работали школа, педагогический институт, дошкольные группы.
И вот дальше начинается увлекательнейшая война документов, которую директор христианской школы Г. Иванова именует не иначе как “хорошо спланированной программой по захвату здания”.
Для начала давайте разберемся с юридическим термином “бессрочный договор”. Именно такой вид договора на аренду здания был заключен с обществом “Открытое Христианство”. С точки зрения обывателя – это “договор навсегда”. С точки зрения юриста – это “договор, для прекращения действия которого достаточно претензии одной из сторон”. Именно такую претензию и заявил КУГИ в январе 1995 года. Христиане с этой претензией не соглашаются, и тогда КУГИ подает иск в Арбитражный суд.
Но вскоре выясняется, что у злополучного здания на момент заключения договора с “христианами” уже был временный арендатор – “Ленметрострой”. На основании этого документа, апелляционная инстанция выносит решение о признании договора о безвозмездной передаче здания обществу “Открытое Христианство” “изначально недействительным”.
Выходит так, что городские власти подписали с “христианами” заведомо бессильный договор, по которому, однако, обязали общество “Открытое Христианство” отремонтировать здание в центре города. Затем подождали 4 года, пока ремонтные работы будут закончены, и заявили: “Ошибочка вышла. Не ту печать мы поставили на документ. Поэтому отдайте нам обратно то, что принадлежит нам по праву”…
В итоге в сентябре 1995 года “Открытое Христианство” осталось ни с чем: и старое здание юридически им не принадлежало, и в предоставлении нового было отказано. Арбитражный суд Санкт-Петербурга вынес решение о выселении общества из занимаемых им помещений. Хотя по договору в этом случае “христиане” должны были получить новое здание.
Вот тогда и разразился первый международный скандал вокруг здания по Чернорецкому переулку, доведенный до ушей самой королевы Нидерландов. Петербургский филиал общества “Открытое Христианство” опекался голландской стороной. И во избежание нежелательного общественного резонанса дело о принудительном выселении “христиан” как-то замяли. В течение последующих четырех лет общество и христианская школа при нем преспокойно существовали по старому адресу.
Однако, как выяснилось, комитет управления госимуществом вовсе не сдал своих позиций. Городская милиция решила открыть свою поликлинику и искала для этого здание. И комитет не замедлил пустить в ход эту карту: милиция сможет свести старые счеты комитета с “христианами”.
Что может быть удобнее, чем передать спорное здание в распоряжение милиции – уж она-то найдет возможность постоять за себя, без оглядки на заграницу и общественное мнение.
Так и столкнулись лоб в лоб дети и омоновцы.
В осажденную омоном школу уже звонили представители других школ и детских садов, которые подверглись точно такому же насильственному выселению. Но они не рискнули бороться.
Закон – сила – нравственность
Конфликт, в который оказались втянуты Петербургская христианская школа и властные структуры города, – сложный и неоднозначный. В нем много лазеек для противоборствующих сторон. Если в целом охарактеризовать позицию каждой из сторон, то получится следующее: ГУВД и КУГИ настаивают на том, что общество “Открытое Христианство” и школа при нем незаконно занимают здание и должны быть выселены в принудительном порядке. “Христиане” настаивают на изначальной незаконности действий государства и на сегодняшней незаконности и аморальности действий ГУВД. Таким образом, позицию одной стороны можно именовать “закон плюс сила”, позицию другой – “закон плюс нравственность”.
Не хочу однозначно занимать чью-то сторону, несмотря на то, что положение “обиженных государством” всегда выглядит более привлекательно. Каждый из противников по-своему пытается манипулировать общественным мнением: первый оперирует сухими цифрами выигранных судебных исков, второй – размытыми понятиями о правах человека и ребенка.
Как бы там ни было, по оценкам юристов, у школы есть только одна десятая процента надежды на то, что Арбитражный суд удовлетворит ее апелляцию и признает решение о передаче здания поликлинике ГУВД недействительным. Поэтому скорее всего ОМОН будет выгонять детей из школы уже на “законных” основаниях. Таким образом, в итоге все останутся при своих интересах: государство логичным образом займет удобную позицию “законной силы”, а негосударственная школа встанет на не менее выгодный пьедестал “опальной нравственности”, получив взамен старого здания новую порцию мощной общественной поддержки.
В конце хочу заметить: почему, обращая внимание лишь на юридическую сторону дела, чиновники не хотят замечать того, что дамоклов меч закона в этой большой игре взрослых завис прежде всего над детьми. Обычными детьми, которых в выселяемой общеобразовательной школе учили не только математике и литературе, но и вере в то, что они могут изменить мир к лучшему. И даже при абсолютной правомерности позиции городских властей в этом конфликте возникает сомнение: а целесообразно ли в середине учебного года лишать 150 детей возможности учиться где и с кем им нравится?
Мария ЕРЕМИНА
Санкт-Петербург
Комментарии