search
main
0

В центре работы – инновационные технологии профессионализации

Престиж учебного заведения, его привлекательность для будущих студентов складываются из многих факторов. Среди них – качество образования, возможность трудоустройства, профессионального и карьерного роста молодых специалистов.

Информация к сведениюКолледж малого бизнеса №48 осуществляет подготовку специалистов по следующим направлениям.Среднее профессиональное образование: Коммерция (квалификация – менеджер). Документационное обеспечение управления и архивоведение. Гостиничный сервис. Туризм. Экономика и бухгалтерский учет. Парикмахерское искусство. Стилистика и искусство визажа.Начальное профессиональное образование: Продавец, контролер-кассир. Парикмахер. Секретарь.2010-2011 учебном году было принято решение создать на базе колледжа Центр профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства выпускников. Центр включает в себя три службы: профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и маркетингового исследования рынка труда, взаимодействия с потенциальными работодателями и трудоустройства.На начальном этапе деятельности центра были созданы учебные планы и программы элективных курсов «Ты и твоя будущая профессия», «Введение в профессию «парикмахер» и «Введение в профессию «продавец, контролер-кассир». Эти программы составлены таким образом, чтобы старшеклассники могли получить представление о специфике таких типов учебных заведений, как колледж; о профессиях и специальностях, по которым ведется подготовка в нашем колледже; о требованиях, предъявляемых к специалистам, о современном рынке труда. Кроме того, в рамках этих курсов мы предложили старшеклассникам современные методики определения психологических типов профессий Е.Климова, формирования профессионального самосознания и профессионального поведения Л.Митина, эти курсы ребята проходят как на базе школ, так и на базе колледжа.Интересным новообразованием в рамках деятельности центра стало создание агитбригад. Основная цель агитбригад – информирование учащихся общеобразовательных учреждений о профессиях и специальностях. В рамках деятельности агитбригад – подготовка сценариев и проведение мастер-классов, презентаций профессий и специальностей, участие студентов в окружных и городских конкурсах профессионального мастерства, выставках и ярмарках вакансий. Например, проведение викторины для школьников «Счастливый случай», патриотического мероприятия «Великие имена в названиях улиц Северо-Западного округа» позволило увеличить число слушателей подготовительных курсов.Неотъемлемым элементом профориентационной деятельности стал сайт колледжа. Он помогает родителям и абитуриентам получать наиболее полную и достоверную информацию по имеющимся в колледже профессиям и специальностям, по трудоустройству и многому другому. На сайт можно отправить электронное заявление для поступления на подготовительные курсы и в приемную комиссию. Новостной блок сайта представляет информацию о самых последних проходящих в колледже и за его пределами разного рода мероприятиях.Профессиональное становление человека начинается в учебном заведении. Основная форма такого становления личности – профессиональное воспитание как освоение некоего профессионального опыта и формирование навыков конкретного вида деятельности. В этом мы усматриваем связь профориентации и профессионализации.Наш педагогический опыт свидетельствует о том, что один из путей решения такой задачи – создание профессионального музея-студии по профессии «парикмахер». Отличительные черты обучения в музее – неформальность и добровольность. Студенты могут максимально реализовать свои профессиональные способности и удовлетворить профессиональные интересы. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков на базе музея, занятий в творческой лаборатории.Уровень профессионализации студента служит определенным индикатором его ценности как специалиста. Это находит выражение в постоянном стремлении его к самосовершенствованию: умению быстро реагировать на изменения в рамках разных родов и видов трудовой деятельности, готовности к переквалификации, получению дополнительных знаний. Студентам были предложены программы курсов «Инновационный менеджмент», «Новые технологии в торговле», «Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций».В рамках службы маркетинговых исследований рынка труда совместно с работодателем был создан портрет выпускника по профессии «продавец, контролер-кассир», на основе исследований внесены необходимые изменения в рабочие программы, формы и содержание подготовки выпускников. Алгоритм составления портрета современного специалиста заключается в анкетировании работодателей по направлениям: содержание подготовки, качество подготовки, предпочтения при приеме на работу, личностные характеристики специалиста, обработка данных, составление таблиц; составление портрета специалиста (образование, содержание, компетенции).На основе проведенных исследований были сделаны необходимые изменения в содержании рабочих программ по спецдисциплинам и производственному обучению, например, темы «Обслуживание экстра-класса», «VIP-обслуживание» были внесены в программу по производственному обучению; тема «Основы мерчендайзинга» – в раздел «Выкладка и размещение товаров»; промоушн-акции – в план внеурочной работы по производственному обучению. Для овладения учащимися коммуникативными умениями была переработана программа по предмету «Деловая культура», проведены обучающие семинары с мастерами производственного обучения по внедрению коммуникативных умений в образовательный процесс.В нашем колледже создана мультимедийная языковая лаборатория для наиболее эффективного использования программы English Discoveries Expert, разработаны и апробированы рабочие программы по дисциплине «Профессиональный английский язык по специальностям «туризм» и «гостиничный сервис» с учетом использования программы English Discoveries Expert, которые позволяют ребятам переводить оригиналы текстов по специальностям, оформлять документы, вести деловую беседу, переговоры.На следующем этапе профессионализации основной задачей стало внедрение проектной деятельности в производственное обучение. Одной из форм такой деятельности стала презентация, которая дала положительные результаты по формированию ключевых компетенций и которую используют все мастера производственного обучения, преподаватели спецдисциплин колледжа. Цели и возможности использования презентации как формы практико-ориентированного обучения – это введение обучающихся в профессиональную деятельность; мотивация на профессиональную деятельность; формирование ключевых компетенций; начало формирования профессиональных компетенций; формирование навыков исследовательской деятельности.Важное направление в профессиональной подготовке обучающихся – их участие в конкурсах профессионального мастерства. В процессе подготовки к таким конкурсам студенты анализируют большой объем информации, тесно контактируют с социальными партнерами, мастерами производственного обучения, преподавателями, что способствует формированию у них профессиональных и коммуникативных навыков.Наши студенты принимали активное участие в конкурсах «Московские мастера-2010» по профессии «парикмахер» (2-е место – О.Хорохорина), «Московские мастера-2011» по профессии «парикмахер» (2-е место – С.Багу), АРТ-ПРОФИ МОДА-2010 – номинация «Парикмахерское искусство и визаж», коллекция «Национальные прически» (1-е место), АРТ-ПРОФИ МОДА-2011 – номинация «Парикмахерское искусство и визаж», коллекция «Ретро куклы» (3-е место), Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива», городской олимпиаде по специальности «туризм» (1-е место), городском конкурсе компьютерной деловой игры «Никсдорф Дельта» (3-е место), конкурсе «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи города Москвы» (3-е место).Актуальным методом профессионализации также стало создание электронного портфолио молодого специалиста – своего рода коллекции творческих и практических работ, которая дает возможность работодателю увидеть результаты интеллектуального труда выпускника колледжа – претендента на работу, то есть его достижения в разных областях, оценить его творческий потенциал. Под руководством преподавателей группа студентов подготовила и успешно реализовала проект «Создание электронного портфолио студента колледжа» по специальностям «государственное и муниципальное управление», «парикмахерское искусство», по профессии «парикмахер».Важное направление профессионализации – использование проектных методик в учебном процессе. Один из проектов – создание учебной лаборатории «Студенческое туристическо-экскурсионное бюро» (СТЭБ), такая лаборатория позволяет организовать учебный процесс в режиме реально действующего предприятия. В рамках СТЭБ студенты разрабатывают маршруты, проводят экскурсии, организовывают стажировки за рубежом.Педагогический поиск привел нас к идее создания проекта «Учебно-контрольный файл». Необходимость в этом возникает в том случае, когда преподаватель использует личностно ориентированные технологии, в частности блочно-модульную. Основной принцип, лежащий в основе этой технологии, – ориентация на результаты обучения, которые измеряются компетенциями в сфере какой-либо деятельности. Термин «компетенции» мы понимаем как способность применять знания, умения и приобретенные навыки в конкретной практической деятельности. Использование такой технологии позволяет студентам включаться в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, в рамках которой студент должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять его обучение: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Такая методика предполагает, что студент будет осуществлять свою деятельность по определенному алгоритму, это позволит ему формировать прежде всего умение учиться. Именно для этой цели и создаются учебно-контрольные файлы, в состав которых могут входить целевой план действия, банк необходимой теоретической информации и списки дополнительной литературы для более глубокого изучения темы, методические рекомендации, блок практических заданий, методическое руководство обучающимся по работе с учебно-контрольным файлом, зачетная ведомость, контрольная ведомость.Преподаватель современного среднего профессионального учебного заведения – это компетентный, творчески работающий специалист. Благодаря высокой профессиональной компетентности, опыту, работоспособности педагогический коллектив успешно внедряет в учебный процесс инновационные педагогические технологии. Одним из критериев профессионального роста преподавателей и распространения передового педагогического опыта стало наличие печатных работ, статей, участие в городских конкурсах. Преподаватель русского языка и литературы Л.В.Ладатко – автор учебника «Этика и культура управления»; преподаватель делопроизводства В.Малыгина апробировала новый учебник «Документационное обеспечение управления»; преподаватель географии Л.Туркина написала рецензию на учебник «География туризма». Пять преподавателей колледжа участвовали в конкурсном отборе на соискание Гранта Москвы в сфере образования: Н.Кушнер и А.Вознюк получили Грант Москвы за разработку программы «Здоровье»; Т.Сытник – за подготовку студентки, занявшей 2-е место в городской олимпиаде по английскому языку, Л.Ладатко и О.Коростылева стали лауреатами Гранта Москвы за создание проекта «Центр профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства выпускников»; преподаватели физической культуры. В 2011 году преподаватель истории Б.Неменов стал победителем городского конкурса «Электронные образовательные ресурсы».Применение широкого спектра педагогических технологий дает педагогическому коллективу возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности студентов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте