– У Голландии есть свой опыт децентрализации образования. Процесс дерегуляции, усиления автономии в нашей стране продолжается и оказывает большое влияние на учителей, на учебный процесс. В Голландии есть как частное, так и государственное образование. При этом во всех типах образовательных учреждений страны должны соблюдаться одинаковые стандарты.
В течение последних 20 лет в Голландии ведется дискуссия о качестве образования. Как правительство, так и население в целом заинтересовано в результатах этой дискуссии. Процесс дерегуляции начался в 1985 году, когда правительство предоставило больше самостоятельности образовательным учреждениям. Школы получили очень много свободы, большие финансовые ресурсы, а также частные пожертвования. В результате они стали более мобильными в выборе преподавателей и смогли предоставлять лучшие услуги.
Дерегулирование и автономия не ведут к ухудшению качества образования. В последние годы стало ясно, что центральное регулирование не может решить специфических проблем, с которыми сталкиваются школы. Но это не означает, что наш профсоюз поддерживает все те начинания, которые заложены правительством Нидерландов. Правительство гарантирует минимальный базовый уровень образования: все учебные заведения должны проходить строгую проверку и соответствовать нормам, которые существуют в стране. Но ошибка правительства заключается в том, что оно думает только о качестве образования, забывая о положении и роли учителя в обществе. К сожалению, не всегда учитель стоит во главе или в центре происходящих процессов как профессионал.
Образование осуществляется с помощью профессиональной группы – учителей. Это значит, что если принимаются какие-то изменения в системе образования, то необходимо прежде всего консультироваться по этому поводу с учителем. Совет директоров школ и различные другие советы отвечают за состояние школьных зданий, правильное составление расписания, но учителя отвечают за все остальное – за учебные планы, качество и другие аспекты процесса обучения. Чтобы обеспечить такое совместное управление, нужно работать сообща. Думаю, должна применяться специальная политика, чтобы еще больше заинтересовать учителей в учебном процессе.
Политика по отношению к кадрам должна быть направлена на то, чтобы повысить качество образования. Нужно вкладывать средства и другие ресурсы для создания условий для работы учителя. Когда учителей привлекают к управлению, к выработке стратегии и тактики в образовании, процесс развития становится совсем другим, поэтому наш профсоюз постоянно говорит о профессиональном статусе учителя. У нас есть специальный документ, в который включены все основные аспекты, предусматривающие не слепое подчинение нормативным документам, а постоянное разрешение проблемных ситуаций. Образование и переподготовка учителей находятся в рамках этого документа.
Профессиональная группа, которую представляет собой учительство, должна играть важную роль в процессе дерегуляции. Кадры учителей – краеугольный камень системы образования, только на нем зиждется успех и прогресс образования. Эта профессиональная группа играет очень важную роль в процессе обучения, также как и врачи в здравоохранении, бухгалтеры в экономике, юристы в юриспруденции и так далее. К сожалению, в образовании роль учителя не всегда оценивается должным образом, он занимает очень скромное место в системе, и это нужно пересмотреть. Нужно сделать работу учителя более привлекательной. Это будет возможно только тогда, когда все критерии качества обучения станут реалистичными. Дерегулирование и усиление автономии поможет нам решить эти проблемы, поэтому наш профсоюз делает все, чтобы оставить больше свободы школам в выработке различных решений. Но, к сожалению, учителя до сегодняшнего момента не ощутили больших изменений. И я думаю, положение учителей требует к себе большего внимания в процессе дерегулирования. Только тогда мы сможем достичь главной цели – повышения качества образования.
Сегодня наш профсоюз реализует несколько проектов в России. Для нас это хорошая возможность сравнить две системы образования. Все возрастающая автономия образовательных учреждений в регионах – положительный момент, который ведет к усилению роли профсоюза, распространению ноу-хау, передовых методов. Курсы обучения для разных групп членов наших профсоюзов также усиливают наши позиции и в будущем приведут к созданию образовательных центров. Мы должны иметь собственную систему лекторов-модераторов, которые будут распространять передовой опыт.
Комментарии