search
main
0

В царстве барышень

Обычное типовое здание на окраине Петербурга. Но даже при поверхностном взгляде на вереницу классных окон чувствуется: что-то здесь не вписывается в общий стандарт серых школьных коробок. Может, занавесочки на окнах более любовно уложены? Чистенькая территория вокруг. А из одного окошечка смотрит мечтательно на жилой дом напротив милая тургеневская барышня. Понятно, что видит иную реальность, и тем привлекательнее выражение ее юного личика. Не так часто встретишь такую одухотворенность в современном существовании.

Драка из-за мальчишки?

Я испытываю некую робость, отворяя дверь этого странного здания. И не ошибаюсь в ожидании удивительного впечатления. В Александринской женской гимназии царит истинно женский дух. Тепло, светло, чисто. Девочки аккуратно причесаны и скромно одеты. Вежливы. Улыбчивы. Они являют собой неправдоподобную смесь прошлого и настоящего, сочетая унифицированный прогресс и преданность изначальной природе.

Директор гимназии кандидат педагогических наук Елена Михайловна Тихомирова ничего неправдоподобного здесь не находит. Дает возможность насладиться уютом убранных коридоров и, как спелый фундук, щелкает всякий сложный вопрос, возникающий по ходу знакомства с раздельным обучением.

– Первая неправда в том, что у наших выпускниц есть проблемы в общении с лицами противоположного пола. Наши девочки умеют выстраивать отношения со всеми – сверстниками, родителями, работодателями. Они хорошо социализированы и адаптированы к взрослой жизни. Мы, кстати, анкетируем своих выпускниц по истечении времени, выявляя мнение о раздельном обучении. Ведь многое лучше видится на расстоянии, а не внутри системы. Девяносто процентов из них считают раздельное обучение благом в своей жизни. А главным аргументом ставят нравственное начало, в котором выросли. Девочки характеризуют себя как личность, воспитанную в чувстве собственного достоинства, уважающую, ценящую не только себя, но и окружающих, знающую свои цели. У них сформирован адекватный уровень жизненных притязаний. У всех наших выпускниц есть молодые люди, с которыми они встречаются.

Второй необоснованный упрек заключается в отсутствии у девочек опыта отношений с мальчиками. Этот опыт есть! Начиная с восьмого класса у нас обширная программа сотрудничества с пограничным и артиллерийским кадетскими корпусами, суворовским училищем. Существуют совместное обучение танцам, театральные постановки, экскурсии, вечера. Праздники, клуб интеллектуальных игр. Другое дело, что этот опыт «педагогически организован», но это скорее плюс, а не минус. Обучаясь раздельно и встречаясь на культурных мероприятиях, дети начинают относиться друг к другу иначе. Для наших девочек исключено унижение и оскорбление со стороны мальчиков, отсутствует страх показаться некрасивой, неумной, смешной, не формируется система комплексов. У личности появляется возможность раскрыться, реализоваться, полюбить себя такой, какая есть. Не возникает нездоровой конкуренции в борьбе за одноклассника.

Мы – разные

Елена Михайловна предполагает, что несколько предвзятое отношение к раздельному обучению – следствие общественных и педагогических штампов.

– Посмотрите, практически во всех постиндустриальных странах сейчас существует система раздельного обучения, и именно через нее проходит воспитание и формирование национальной элиты. Но главный фактор неоспорим: сегодня вся наука – психология, биология, гигиена, психиатрия, нейрофизиология – доказывает, что мы – разные. Было бы неправильно призывать к массовому раздельному обучению, но и не учитывать разницу нельзя. Возникает очень много дисбалансов, связанных с разными темпами развития: биологического, функционального, физического. Поэтому раздельное обучение обладает целым рядом преимуществ.

Возьмем, к примеру, один показатель – здоровье. При обучении в однородной среде он заметно повышается, то есть сохраняется здоровье определенных функциональных систем: пищеварения, нервной, сердечно-сосудистой. Не фиксируется потеря веса, организм развивается более гармонично, раньше достигаются пики работоспособности, идет уменьшение утомляемости.

Разделяя мальчиков и девочек, мы большую пользу приносим, между прочим, скорее мальчикам, чем девочкам. Особенно в начальной школе. Почему? К возрасту поступления в первый класс у мальчиков и девочек по-разному развивается речевая и мелкая моторика. А вся начальная школа ориентирована на созревшую природу. То есть на девичью. Следовательно, мальчик, приходя в первый класс, изначально менее успешен. В речевом развитии у него задержка, в мелкой моторике тоже. Не случайно в этот период чаще всего происходят дисциплинарные выбросы: мальчик ощущает себя неуспешным. Он только года через три догонит девочку.

К среднему звену девочка входит в фазу полового созревания. Появляется множество факторов, мешающих обучению: повышение артериального давления, быстрая утомляемость, раздражаемость. Она хуже учится. В однополом коллективе девочку можно разгрузить, предложив разнообразные виды деятельности, а в смешанном классе и мальчик, и девочка сосуществуют в полярных периодах развития. Одна переживает физиологический кризис, другой динамичен, активен, импульсивен.

Гусеница для слабого пола

Значимая сторона вопроса – дети, но другая, не менее важная и сложная, взрослые. В частности, учителя. Надо ли и им претерпевать изменения, поскольку они работают не по традиционной схеме обучения?

На это директор гимназии отвечает уверенно: необходимо!

Оказывается, за четырнадцать лет существования образовательного учреждения педагогический коллектив сменился почти полностью. Сейчас он стабилен, дружен и сплочен общей идеей и общими выездами на экскурсии, в театры, на шашлыки, а ведь когда-то далеко не все были готовы принять систему раздельного обучения.

– Профессия учителя консервативна. Это где-то может считаться достоинством, но при работе с мальчиками или девочками нужно целиком пересмотреть свою педагогическую технологию, кардинально изменить методику. Мальчики и девочки – не одно и то же. Я сама преподаю математику и по прошлому опыту знаю: мальчикам достаточно бросить идею, и они ее подхватят и разовьют. У девочек никогда такого не произойдет. С ними надо вместе пройти определенный путь и вместе получить знания. Чтобы девочки твой предмет полюбили, надо включить ассоциативный ряд. Предлагая им основы анализа, функцию, я просто пользуюсь образом и говорю: представьте себе, вот ползет вверх гусеница… Естественно-научные дисциплины им преподавать сложнее, зато в гуманитарных предметах, где требуется речевое развитие, девочки дадут любому мальчику сто очков вперед. Безусловно, если говорить о логическом развитии, о системе мышления, то учителю, работающему с одними девочками, необходимо искать особые приемы. Не случайно в нашей гимназии много молодых учителей. Мы их сами выращиваем, пестуем. Молодым легче работать в режиме раздельного обучения, потому что у них еще не сложились определенные стереотипы, они мобильны, инициативны, настроены на творческую волну.

– А на перечень предметов раздельность обучения влияет?

– Перечень предметов в гимназии такой же, как и в любой другой школе, кроме того, что со второго класса у нас введена дисциплина «дизайн». Почему? Дело в том, что дизайн развивает пространственное воображение, логическое, конструктивное, проективное мышление. Помимо эстетической цели мы преследуем и такую, как организация проектной деятельности.

Для того чтобы девочки лучше осваивали мир и предметные области, важно, чтобы идея или содержание находили подкрепление. Поэтому у нас интеграция, взаимопроникновение предметов. Допустим, русский язык: содержание здесь литературное, а подкрепление из предметов эстетического цикла. Важно создать единый, целостный мир. Учитывая это, мы, открыв школу, сразу отказались от концентрического изучения истории, потому что сначала изучать весь мир, а потом Россию и сравнивать их для девочки тяжело. Ей свойственно рассматривать параллели, а потом анализировать, синтезировать и интегрировать.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте