search
main
0

В чём причины подростковых самоубийств?

Едва ли не каждый день СМИ сообщают нам о том, что здесь или там кто-то из подростков покончил с собой, выбросившись из окна, отравившись ядом, повесившись, приняв летальную дозу снотворного… При этом многие самоубийства как будто происходят по некому стандартному сценарию, словно дети копируют поведение своих сверстников, избравших точно такой способ сведения счётов с жизнью. В чём причина этой захлестнувшей страну эпидемии суицида?

Комментарий эксперта

Онлайн-редакция \”УГ\” попросила эксперта прокомментировать ситуацию. Что должны знать и учитывать в общении с детьми родители и педагоги?

Ольга КОНОВАЛОВА, семейный психолог, старший тренер Высшей школы психологического консультирования:

– Период с 11 до 16 лет, который называют подростковым, характеризуется явно выраженной неустойчивостью психики ребёнка. И неустойчивость эта проявляется во всём, начиная от самооценки, взглядов на мир, мнений и вкусов, до физического состояния. Во многом это обусловлено гормонами, но не только.

Дело в том, что подростки, не имея жизненного опыта, воспринимают возникающие перед ними трудности как нечто непреодолимое. А поскольку они в этом возрасте склонны к крайностям, то нередко в качестве решения проблем видят уход от них, что нередко принимает радикальную форму – то есть уход из жизни, где нет вообще никаких проблем.

Вспомните, насколько воинственно дети реагируют на критику в свой адрес! Ведь негативизм, отрицание, отвержение всего, что им говорят взрослые, – это ещё одна особенность подросткового периода. Протест против навязываемых им норм воспитания выливается в стремление поступать не так, как им советуют родители и учителя. А вот сверстники, близкие друзья и одноклассники, для них становятся куда большими авторитетами. Наверняка вы замечали, что порой говоришь что-либо ребёнку, а он тебя либо не слышит, либо поступает наоборот. Но потом вдруг приходит и взахлёб рассказывает, что ему-де кто-то из друзей посоветовал то-то и то-то, и это так здорово! А вам обидно, ведь вы же говорили то же самое…

Неудивительно, что подростки, отрицая идеалы, правила и ценности взрослых, так охотно перенимают их от других ребят. Но их ни в коем случае нельзя обвинять в бессмысленности поведения, отсутствии логики, непоследовательности. Наоборот, именно в этот период им так важно найти смысл во всём. И они могут отказаться выполнять какие-либо задания, которые им дают учителя, потому что не понимают, зачем вообще им это нужно, у них отсутствует мотивация к обучению. Точно так же им важно найти смысл жизни. И если ни взрослые, ни друзья не сумели им в этом помочь, ребята нередко решаются на отчаянный шаг.

Ещё одна важная психологическая особенность подростков – видеть всё в мрачном свете, воспринимать, прежде всего, плохое. В принципе, это тоже связано с негативизмом, а поскольку сейчас везде – на телеэкране, в газетах, радиосообщениях, Интернете и т.д. – огромное количество всевозможных гадостей, такая информация самым пагубным образом отражается на психике детей. Согласитесь, если кругом говорят об убийствах, насилии, смерти, о конце света, если в книгах, фильмах, компьютерных играх ребёнок видит трупы, кровь, разрушение, это создаёт атмосферу безысходности, беспросветного уныния, избавиться от которого он может, взяв за образец поведение других детей, решивших уйти из жизни.

Хочу заметить, что, как правило, это желание обычно возникает спонтанно, а поскольку подросткам свойственна импульсивность, они вполне могут решиться на что-то внезапно, даже неожиданно для себя. Спровоцировать ситуацию могут какие-то обидные слова, оскорбления, действия. В совокупности с неуверенностью, страхом, отсутствием поддержки, скрытностью, это даёт опасный эффект.

В подростковом периоде общение играет особую роль. Ребята испытывают огромное желание поделиться своими переживаниями, высказать своё мнение, услышать оценку своего поведения, рассказать о чём-то сокровенном, будучи уверенными, что их поймут и не осудят. Но в идеале это должно быть именно живое, а не виртуальное общение (например, в социальных сетях). В Интернете дети просто не в состоянии выразить все свои эмоции, и это связано не только с техническими возможностями, сколько с отсутствием ощущения полного психологического контакта с собеседником, ощущения того, что он видит и слышит тебя и только тебя.

В условиях современных городов люди живут довольно закрытой и замкнутой жизнью, нередко не имея представления о том, как зовут соседа по лестничной клетке или подъезду. Дети перенимают такую модель поведения как норму, а дефицит общения пытаются удовлетворить с помощью компьютера. И тут таится ещё одна опасность. Дело в том, что взрослые, в большинстве своём, умеют критически воспринимать полученную ими информацию, а также могут провести грань между явью и выдумкой. У подростков такое качество отсутствует, поэтому они так легко верят в то, что им преподносят с экрана. Играя в компьютерные игры (среди которых преобладают всякие “бомбилки” и “стрелялки”), ребята постепенно утрачивают грань трезвого восприятия между реальным и виртуальным миром. И если в обычной драке мальчик, получив по уху, тут же ощутит боль, а значит, поймёт, что то же самое ощущает и тот, которого он ударил, то в игре этого просто нет. Более того, нет даже ощущения, что смерть – это необратимо, ведь если у тебя есть несколько “жизней”, ты вполне можешь пожертвовать одной из них, и уж, конечно же, не будешь ценить чужую. Такую модель поведения они переносят и в реальность, что в значительной степени объясняет волну подростковой жестокости и преступности, которую мы наблюдаем. Поэтому если ребёнок вдруг на кого-то обиделся и решил отомстить ему, бросившись с крыши дома, он вполне мог надеяться, что всё это “понарошку”, не “взаправду”.

Зачастую о смерти дети имеют некое романтизированное представление, которое им было преподнесено в фильмах, книгах, песнях. Расстаться с жизнью из-за неразделённой любви – это так красиво, так возвышенно, считают одни. И если твой друг решает умереть, надо остаться с ним до конца, чтобы даже смерть не помешала вашей дружбе, считают другие. Не умея выстраивать границы, не имея чётко сформированной Я-концепции, страдая зависимостью от мнения сверстников и не встретив взаимопонимания со стороны родителей, подростки подвержены “стадному чувству”, попадая под чужое влияние. И это ещё одна причина самоубийств в их возрасте.

В качестве профилактики суицидального поведения подростков можно посоветовать родителям и учителям относиться к детям с пониманием. Дети ведь ведут себя так не потому, что специально стремятся довести нас до белого каления. Нет, просто у них это действительно очень сложный период жизни. И им, на самом деле, крайне важно ощущать вашу поддержку, даже если внешне они это и отрицают. Важно быть в курсе того, чем интересуется ваш ребёнок, какие у него отношения складываются с педагогами, одноклассниками, друзьями, даже врагами – чтобы вовремя отреагировать на опасные проявления и мысли. Не следует упускать его из вида, однако и навязывать ему своё общение также не стоит. И уж, конечно же, не нужно действовать силовыми методами, “закручивая гайки”. Поверьте, эффект от этого может быть только негативный, а полученная моральная травма сохранится на всю жизнь.

Впрочем, замечу, что за рубежом те психологи, которые специализируются на работе с подростками, имеют самую высокую квалификацию. Это означает также и то, что если вы видите проблему и не знаете, как с ней справиться, не нужно бояться обратиться за помощью к профессионалам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте