В Марий Эл открыли Детский летний университет. Слово «университет» звучит весьма почтенно: предполагается, что это заведение для взрослых образованных людей. Поэтому словосочетание «детский университет» может показаться настоящим оксюмороном.
Если же отнестись к нему со всей прямотой, то есть риск натолкнуться на неоднозначное сегодня отношение к раннему развитию и образованию. Во всяком случае, в том виде, как оно реализуется в большинстве случаев. А уж если детский университет еще и «летний», то многие просто пожалеют ребят как лишенных детства. Однако, как это обычно бывает, все зависит от особенностей идеи, которая лежит в основе проекта, и от тех, кто ее воплощает в жизнь.
Для Марийского государственного университета проект Детского летнего университета стал настоящей новацией, а для республики – важным шагом в развитии дополнительного образования школьников. Это один из пилотных проектов, который проводится в рамках создания вуза нового типа, так называемого Университета 3.0. Это третья ступень развития высших учебных заведений, согласно концепции Национальной технологической инициативы, которая разрабатывается по поручению Президента России Владимира Путина с 2015 года. На первой ступени (Университет 1.0) университеты рассматривались в качестве образовательных центров подготовки специалистов, на второй – как вузы, где важнейшую роль играет научно-исследовательская работа (Университет 2.0). Университет 3.0 предполагает развитие предпринимательских компетенций и коммерциализацию научных разработок.
О том, как пришла идея создания Детского летнего университета и чем сейчас в нем заняты ребята, рассказала его организатор, директор педагогического института МарГУ Елена Кондратенко.
– Как шла работа над проектом Детского университета?
– Идея детского университета обсуждалась давно и частично уже была реализована в виде дополнительных программ и элективных курсов для обучающихся образовательных организаций (например, для ребят из инженерных классов, которые уже не первый год успешно занимаются с преподавателями на базе МарГУ). Над проектом работало очень много специалистов из разных структурных подразделений вуза. Образование, наука и инновационное предпринимательство неразрывно связаны. Их сочетание позволяет современным студентам реализовать свои профессиональные умения и навыки, интересные проекты в реальной деятельности.
– Образовательная программа делится на несколько тематических блоков: «Детективная Великобритания», «Технологичная Япония», «Культурная Индия» и «Многогранная Россия». Почему выбор тематики основан именно на сфере международных отношений?
– Предполагаемая палитра тематических блоков намного богаче, чем смогла вместить в себя пилотная образовательная программа. Мы надеемся, что у воспитанников Детского университета еще появится возможность познакомиться и с археологическим Египтом, и с модной Францией, и со многими другими странами, поскольку девиз этого проекта – «Открывай мир с МарГУ!». Марийский государственный университет – многонациональный вуз, и одной из отличительных особенностей программы является то, что в ее реализации принимают участие иностранные студенты – носители языка, ежедневное общение с которыми позволяет детям не только глубже узнать культуру и традиции изучаемых стран, но и усовершенствовать знание английского языка, понять его роль и значение для познания современного мира.
– Чем уникальна программа Детского университета?
– Уникальность программы заключается в том, что она построена на основах STEAM – подхода. Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, A – art и M – mathematics. В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Общеизвестно, что данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения, которая и была положена в основу разработанных дополнительных образовательных программ для детей. Я не оговорилась: программ действительно несколько, поскольку первый набор Детского университета объединяет детей в возрасте от 5 до 14 лет, и занятия, даже при сходстве тематики, существенно отличаются друг от друга по уровню изложения материала и видам практической деятельности с учетом возрастных особенностей детей.
– Студенты Марийского государственного университета становятся активными участниками программы. Чему они могут научить подрастающее поколение?
– Научить могут многому. Им есть чем поделиться с детьми – и своими знаниями, и умениями, и активной жизненной позицией, и большой любовью к своему вузу – Марийскому государственному университету. Среди студентов есть победители конкурса WorldSkills («Молодые профессионалы России»), которые доказали свой профессионализм на соревнованиях высокого уровня и теперь успешно реализуют его в своей деятельности. Для других студентов, наоборот, Детский университет – это первая уникальная возможность проявить свои творческие и педагогические способности на практике, утвердиться в правильности выбора профессии, попробовать реализовать свои первые профессиональные проекты, посетить мастер-классы опытных педагогов, получить обратную связь от детей, увидеть первые результаты своей педагогической деятельности. Вот и получается, что в Детском университете учатся не только дети, но и студенты.
– Мы уже знаем, что программа летнего университета разнообразна и оригинальна. Скажите, какая тема наиболее необычна именно для Вас?
– Это, наверное, самый трудный вопрос. Когда видишь в расписании такое многообразие занятий и активностей, хочется самой посетить хотя бы некоторые из них и узнать, в чем состоит секрет послания «Эмоджи», как все-таки можно спастись от собаки Баскервилей, как правильно писать письмо английской королеве, как создаются игры с помощью Python и Visual studio, как звучит японская музыка ветра, как работает робот-парктроник и еще 101 секрет, который знают преподаватели и студенты МарГУ и которыми они готовы щедро поделиться со своими учениками.
– Возможно ли, что проведение летней детской программы станет доброй традицией в Марийском государственном университете?
– Я очень надеюсь, что Детский университет не останется «сезонным явлением», а вырастет в отдельную структуру университета, которая будет реализовывать дополнительные программы для детей в течение всего календарного года.
Насколько новая идея позволит сделать МарГУ центром, где эффективно сочетаются подготовка специалистов, научные исследования и инновационное предпринимательство – покажет будущее. А пока дети здесь развиваются играючи. Пожалуй, это одна из самых ценных возможностей детства.
Интервью подготовлено с участием Светланы Смирновой.
Комментарии