Общеизвестно, что учительская заработная плата выросла. Однако высокая зарплата учителя пока не стала гарантом эффективности и качества образования, а это должно быть именно так. Ведь зарплата – ключевой индикатор признания авторитета учителя и внимания к нему государства. А значит, результаты признания должны соответствовать эффективности и качеству работы.
Одна из некоммерческих организаций (Varkey GEMS Foundation) провела исследование об отношении общества к профессии учителя в странах, которые принимают участие в международных исследованиях (PISA). Респондентам задавали вопросы о том, насколько в их стране профессия учителя значима и уважаема по сравнению с другими (полицейского, врача, инженера, менеджера), сколько должен получать педагог, насколько эта профессия популярна в обществе. По результатам этого исследования лидером общественного признания профессии учителя стал Китай (100 баллов по индексу), за ним в списке стран следуют Греция, Турция и Южная Корея. США занимают девятое место. Самый низкий статус учитель имеет в Италии, Чехии, Бразилии. В России и странах СНГ это исследование не проводили.Респонденты Китая показали самый высокий индекс значимости признания статуса и престижа учителя в обществе: половина опрошенных готовы поощрить своих детей к получению профессии учителя. Это отражает современную ситуацию стремительного развития Китая, который наращивает свои позиции в развитии образования, о чем свидетельствуют международные предметные олимпиады, студенческие стажировки в ведущих научных центрах мира, ознакомительные практики учителей Китая с лучшими мировыми образцами. И это совершенно не случайно.Да, китайское общество многие упрекают в избыточной традиционности и патриархальности. В эпоху гипермодернизации такой упрек звучит почти как приговор перспективам развития всего огромного китайского социума, но задумаемся о другом. Эпоха «бесконечных перемен», культивируемая в постиндустриальных странах, привела к парадоксальному результату. Настоящего учителя, ценящего и понимающего то, что он делает, верящего в то, что он говорит, перестают воспринимать как нечто серьезное. Теперь учитель вроде бы не имеет права ни на чем настаивать, ни к чему призывать, кроме разве что пресловутой толерантности. Все это приводит к весьма печальному итогу: постепенно разрушается сама основа образовательной трансляции не столько знаний и информации (такую трансляцию может вполне заменить Интернет), сколько возможности непосредственной передачи ценностных оснований культуры, ценностных восприятий бытия. Любые национальные программы развития образования, подкрепленные изрядным финансированием, а именно такие программы реализуют в США, Великобритании, Франции, других странах подобного ряда, обязательно натолкнутся на проблему внутренних оснований деятельности главного действующего лица этих программ – учителя. Ради чего работать? Ради высокой заработной платы? Хорошо, она уже есть. Дальше что? В погоне за новым, в постоянном отрицании старого, традиционного общество оказалось неспособным подготовить учителя, верящего в себя, в свои силы, в свои возможности, верящего в необходимость своего Дела как главного Дела всей мировой культуры. В этом смысле из сферы деятельности учителя вымывается такое набившее оскомину понятие, как мотивация, а без мотивации весь образовательный процесс рушится. Если ученики видят, что учитель лишь «отрабатывает номер», то своими последующими действиями они еще больше снижают степень мотивации работы учителя, и тогда деградация образования становится необратимой. Показательно то, что, например, в США при колоссальных вложениях финансовых средств престиж учителя не имеет высокого статуса прежде всего потому, что в самой философии американского образования педагог никогда не был ключевой фигурой.Обзор этих данных позволяет извлечь еще очень важные и ценные выводы. Первый – нет четко прослеживаемой корреляции между статусом учителя и результатами оценки успеваемости учащихся по программе международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA). Значит, уровень зарплаты напрямую не влияет на результаты и качество образования? А он должен влиять и отражать реальный результат работы каждого! Здесь становятся актуальными мотивационные факторы профессиональной деятельности, личностного и профессионального развития учителя, подготовки учителей в вузе и кадрового отбора. Второй – в целом в большинстве стран отмечают тенденцию снижения престижности профессии учителя (к примеру, в США, Бразилии, Франции, Турции учителя приравнены к библиотекарям; респонденты из Греции, Египта, Швейцарии считают, что профессия учителя приблизительно то же самое, что социальный работник). Эта тревожная тенденция была отмечена и легла в основу рекомендаций Совета Европы на заседании Комитета министров 12 декабря 2012 года: «Для продвижения качественного образования важные меры – содействие общественному признанию учителей и повышение уровня уважения к профессии учителя».В этом, на мой взгляд, заключен самый главный урок, который мы должны извлечь, – в России учитель должен оставаться знаковой фигурой и мотивационным навигатором развития образования. Позволю себе перефразировать крылатое выражение: «Поэт в России больше, чем поэт», отнеся это сегодня к учителю. Именно учитель влияет на формирование идеалов, нравственных ориентиров и ценностей новых поколений. Снижение статуса учителя и ценности учительской профессии в обществе может привести к ослаблению самого общества. Поэтому проблема сохранения престижа и статуса учителя в обществе – приоритетная задача не только развития образования, но и общества и государства в целом. Это признают, оценивают и осуществляют на федеральном государственном уровне, но решительно многое сделано в Москве.Надо подчеркнуть, что за сравнительно небольшой период 2011-2014 гг. проделана прорывная работа Правительства Москвы и Департамента образования по повышению социального статуса и престижа профессии учителя. Повышение заработной платы учителям в системе образования Москвы не только соответствует средней по экономике региона, но даже превышает ее. В среднем заработная плата педагогических работников в Москве выросла на 68% благодаря значительному увеличению и рациональному использованию финансирования. Показатели средней заработной платы по отрасли соответствуют, а по общеобразовательным учреждениям несколько превышают показатели средней заработной платы экономики Москвы, размер которой стабильно превышает среднероссийский уровень почти в два раза. Уже сейчас в столице достигнут уровень показателей 2015-2016 гг., определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 и от 1 июня 2012 г. №761 в части соотношения средней заработной платы работников учреждений и средней заработной платы в регионе. Другой показатель повышения престижа педагогической профессии – увеличение количества молодых педагогов в образовательных организациях и отсутствие вакансий. Кроме этого, эффективно действуют инструменты поощрения лучших педагогических практик и достижений, к которым можно отнести централизованный механизм аттестации педагогических работников, результат которого влияет на устанавливаемую гарантированную составляющую заработной платы – должностной оклад; конкурсы педагогического мастерства, новых образовательных практик, достижений.Для педагогических работников созданы условия непрерывного профессионального развития: открытая и прозрачная многоуровневая система повышения квалификации в сетевых учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования системы образования города; прозрачная процедура аттестации педагогических работников; конкурсное продвижение передовых образовательных практик педагогических работников системы образования в конкурсе профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы». С 2011 года введена система грантов мэра столицы, направленная на поощрение школ, лучших учителей, демонстрирующих наиболее высокие образовательные и воспитательные результаты. В 2013 году мэр Москвы утвердил звание «Почетный работник образования города Москвы» за особые заслуги и вклад в развитие образования в столице, в этом году в городе появятся первые заслуженные учителя Москвы, все это отражает высокий социальный статус профессии педагогов всех специальностей и обеспечивает дополнительные льготы. Информирование и открытость системы образования за последние три года шагнули вперед: в открытом доступе еженедельный селектор, проведение онлайн-педсоветов, пресс-конференции, брифинги, работает учительский лекторий, который позволяет московским учителям общаться с выдающимися современными учеными, политиками, деятелями государства, искусства, культуры. Учителя, в том числе московские, включаются в разного рода общественно-государственные советы, в том числе при Президенте РФ В.В.Путине, голос учителя обретает государственную значимость транслятора современных ценностей образования – главного социального института.Таким образом, мы видим, что совершенно изменилась культурно-историческая ситуация роста социального статуса учителя: законодательно прописан правовой статус педагогического работника, на федеральном и региональном уровнях включены управленческие механизмы повышения социального престижа и финансово-экономической стабильности учителя.Но вот что любопытно – сами учителя фактор повышения зарплаты и признания статуса профессии воспринимают как само собой разумеющееся явление, а не как предмет заботы государства и программ развития городской системы образования. У учителей свое видение преобразований. Мои многолетние наблюдения позволяют увидеть главное противоречие между внутренним отношением к результатам профессиональной деятельности самого учителя и внешними ожиданиями от результатов со стороны общества и системы образования в целом. Педагогическая деятельность (то есть профессиональная деятельность по обучению и воспитанию) – это все же подвижничество, творчество, созидание, общение. Сам учитель опирается на эти параметры привлекательности своей профессии и в большинстве своем именно поэтому идет работать в школу. «Мне очень нравится школьная жизнь, не представляю своей жизни без школьной» – так говорят многие учителя, которые по внутреннему призванию пришли в школу. Но эти внутренние инструменты измерения процесса обучения не в полной мере пересекаются с современными инструментами измерения качества образования, электронной прозрачности и открытости образовательного процесса через электронный журнал, дневник, социальные сети класса или школы. Эта проблема имеет финансово-экономические измерения образовательной услуги: нормативно-подушевое финансирование, НСОТ, базовая и стимулирующая части заработной платы. А еще к этому добавляются квалификационные измерения в системе аттестации учителя и системе его профессионального развития. Профессия современного учителя стала в высшей степени сложной не потому, что перечисленные факторы требуют ответственности за результат, а прежде всего потому, что учитель сегодня перестал быть единственным носителем знания: открытое информационное пространство позволяет ребенку добыть любое знание самостоятельно. Сегодня учитель должен замотивировать ученика на процесс учения, познания, развития, то есть научить учиться. Это ребенок без учителя – воспитателя – навигатора никак не может. Но это возможно только в непосредственном общении, взаимодействии, влиянии в условиях новых технологических возможностей.Надо признать, что значительные изменения социально-экономических показателей, увеличение финансирования системы образования пока находятся в разрыве с факторами развития человеческого капитала. Психологические изменения происходят значительно медленнее, чем информационные, инфраструктурные и финансово-экономические.Государство сделало все необходимое, чтобы зарплата учителя была достойной. Город делает все возможное, чтобы достижения лучшего педагогического опыта, образовательные достижения учеников повысили престиж и статус учительской профессии. Лучшие образовательные практики и достижения учителей отмечены грантами, наградами, конкурсными прорывами. Означает ли это, что система ждет отдачи в результатах и качестве? Безусловно, да. Но как показывают анализ и наблюдения, происходит это не напрямую. Наряду с социально-экономическими механизмами должны работать другие форматы работы с учительским, ученическим и родительским сообществами. Ведь именно учитель в ежедневной кропотливой работе с учениками и семьей, родителями становится транслятором новых ценностей и смыслов образования. Мы недооцениваем его роль. Учитель не исполнитель и не фигурант предоставления образовательной услуги, такая трактовка задач задевает достоинство учителя более всего. «Чего изволите» не учительский репертуар! Сегодня надо всем миром формировать здоровое общественное мнение и отношение к профессии учителя как нравственной миссии воспитания поколения. Учитель должен стать ключевой фигурой и двигателем реформ образования. Творческая свобода и достоинство учителя – общественно значимое богатство.
Комментарии