search
main
0

В будущее входим, оглядываясь на прошлое

Наша школа стоит на пороге своего 33-летия. Для истории школы, возможно, срок и невелик, но он показал, как важны традиции, как бесценна преемственность поколений, как важна история – наставница жизни.

Педагогика – самая творческая профессия. Люди, выбравшие эту стезю, не ведают покоя, не знают, что значит не думать о работе. Цель нашего труда благородна – подготовить ребенка к самостоятельной, наполненной смыслом жизни. Но, как известно, в будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.Много задач стоит перед учителем, но краеугольным камнем работы школы мы всегда считали развитие духовно-нравственных ценностей, формирование морально-этических принципов учащихся, подготовку их к активному участию в жизни страны.Что сегодня, в наше такое непростое, без преувеличения смутное время считать духовно-нравственными ценностями и морально-этическими принципами? Как ни пафосно прозвучит, это в первую очередь патриотизм.Патриотизм – многогранное понятие, которое включает в себя очень высокие ценности и убеждения: любить Родину, не быть продажным («Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это – Россия. Но глупые дети все растратили. Это – русские» (В.Розанов) – как горько звучат слова, но как верно!), хранить ей верность, уважать свою историю, ценить, беречь бесценные достояния культуры, духовности своего народа.Путь к высоким ценностям начинается с маленьких дел – с бережного отношения к тому, что сделано руками других, с поддержания в порядке своего дома, двора, школы, с уважения к тем, кто рядом с тобой. Каждый должен понимать, что величие народа складывается из маленьких повседневных добрых дел.Детство и юность – благодатная пора для формирования чувств патриотизма, любви, а значит, бережного отношения к тому, что окружает ребенка, способности действовать и мыслить в интересах школы, города, страны, болеть душой за все происходящее, умения отстаивать свои убеждения.Педагогика знает много форм по воспитанию молодого поколения. И одна из них – школьный музей. Многие школы имели или имеют музеи. Музеи переживали взлеты и падения. Ломать, как известно, не строить. Совсем недавно музеи были жертвами новой идеологии – работа сходила на нет или, того хуже, они прекращали свое существование. Наш школьный музей как был, так и остался центром, оплотом патриотического воспитания наших детей. Слово «музей» происходит от греческого «muse ion» – «храм». Действительно, наш школьный музей – храм: мы входим в него с особым, трепетным чувством.С 1995 года началась работа по созданию музея и продолжается по сей день: поиск, хранение, изучение, систематизация подлинных памятников истории ВОВ и истории нашей малой Родины – нашего любимого района Лианозово. Поэтому и называется музей «Наше Отечество». Вдохновителем, хранителем бесценных раритетов, душой, руководителем долгие годы была Валентина Осипова. Валентина Степановна координировала военно-патриотическую деятельность школы (вот уже 2 года, как Валентина Степановна ушла от нас, светлая ей память). Музей осуществляет связь времен. Прошлое не исчезает бесследно.Экспонаты музея – это частицы истории нашего Отечества. Подлинные исторические документы помогают воспитывать учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности. Вы убедитесь в этом сами, если остановитесь у витрин, экспонаты которых красноречиво, образно говорят о том, что было, о том, что передано нам, с чем нам идти дальше. Вот листки оберточной бумаги, исписанные уже выцветшими чернилами. Но еще можно прочитать эти письма. Настоящие письма, написанные солдатом перед настоящим боем. О чем они? О чем думал этот солдат, возможно, в последние минуты своей жизни? О чем писал солдат своим родным, ведь он знал, что эти слова могли быть его последними словами, значит, они должны быть самыми главными. Читаем: «Большевик не умирает, а побеждает. Я хорошо научился бить врагов, и от моей меткой пули врагу не уйти, без победы над врагом я домой не приеду.До тех пор пока будет в груди биться сердце, я буду бить врага». И как наказ: «Выполняйте свою положенную производственную работу в колхозе, будьте лучшими ударницами, этим вы поможете Красной армии бить врага. Своим трудом вы приближаете победу над врагом!» Ребята понимают, что эти строки не из книги, придуманной писателем, не из фильма, прозвучавшие из уст героя. Вот еще одно письмо, тоже на оберточной бумаге: «Доверие Советского правительства и любимой Родины я оправдаю с честью. Не дрогнет рука и не отступлю назад перед фашистской гадиной, не опозорю вас и свой народ. Пока будут силы и будет биться в груди сердце, буду беспощадно бить немецких бандитов и гнать их с родной земли. Ожидайте с Победой! 9.12.42 год. Коля Правосудов (политрук)». Это слова человека, который любил, хотел жить, работать, мечтать, но погиб, защищая Родину. Лучшее средство для того, чтобы привить любовь к Отечеству, – показать, что эта любовь была у отцов.Вот кусочек какого-то темного вещества. Это шлак – останки заживо сожженных узников Бухенвальда. Его привез нам Алексей Медведков, узник концлагеря. Дважды раненного 19-летнего паренька взяли в плен на каторжные работы в Заполярье. «Сказать, что мы пережили нечеловеческие условия, – не сказать ничего. Голод и холод не давали забыться ни на минуту», – вспоминает Алексей Иванович в своей книге «Казематами смерти», которую он подарил нашему музею.Вот еще одна книга – «Маленькие рассказы о большой войне». Автор этой книги – ветеран Великой Отечественной войны Вячеслав Скухторов, коренной москвич. В ноябре 41-го ушел он 18-летним пареньком на фронт, был радистом, штурмом брал город – крепость Кенигсберг, награжден множеством боевых наград. На Олимпиаде-80 был спортивным судьей. Долгие годы возглавлял Совет ветеранов Лианозова.Вот курительная трубка. На ней насечки, более 120. О чем они говорят сегодняшним ребятам? Рядом более 20 боевых наград, письма с фронта. Все это в 1999 году передано в наш музей по завещанию Николая Елисеева – мичмана, разведчика, десантника, снайпера. Снайпером он был отличным: насечки на его курительной трубке говорят о количестве убитых им фашистов, которые, как чума, погубили десятки миллионов ни в чем не повинных людей. Взгляд останавливается на портрете молодого человека. Владимир Марков. Годы жизни: 1963-1995. Какая короткая жизнь! 32 года… Погиб от рук бандитов при исполнении служебного долга. Здесь же его грамоты за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке. Владимир Марков – выпускник нашей школы, майор налоговой полиции. Владимир не мог не задержать бандита, не мог не исполнить свой служебный долг, пусть ценой своей жизни! Не нужно придумывать героев. Они жили и живут рядом, будучи ими воистину.Всегда стоят цветы у Стены памяти. На ней более 700 фамилий участников Великой Отечественной войны – жителей Лианозова. Список пополняется. Всем миром, всем народом, всей землей поклонимся за тот Великий бой!Наши дети не просто знают имена пионеров-героев, своих ровесников, превыше всего ценивших свободу Родины, они на примере их жизни, их подвигов учатся стойкости, мужеству, самоотверженности. Все экспонаты музея подлинные. Поэтому подолгу стоят перед витринами и ученики младших классов, и умудренные жизненным опытом посетители музея, пропуская через свою душу боль, ужас и горечь потерь.Фрагменты диска от пулемета и снаряда, каска и котелок, планшет и плащ-накидка солдата, в которой он сражался, защищая Сталинград. Лампа-коптилка для освещения окоп и бутылка с горючей смесью, билет на поезд времен Великой Отечественной войны и многое другое. Безмолвные свидетели напоминают и всегда будут напоминать нам и всему миру: «Выдержали! Выстояли! Победили!» Мы убеждены, что память о павших защитниках Отечества будет жить в сердцах нашего народа вечно.За успехи в военно-патриотическом воспитании наша школа первой получила копию Знамени Победы, святую реликвию, на вечное хранение. Не скрывали своих чувств, слез седовласые ветераны, все учащиеся школы, учителя, родители, гости, стоявшие в едином строю замерли, когда знаменная группа торжественным маршем, чеканя шаг, гордо внесла это знамя в школу. Преклонив колена и целуя знамя, передали его учащимся на вечное хранение. Это была особая минута – минута сопричастности с историей, минута единения сердец поколений.9 мая 2002 года почти весь район собрался на празднике «Салют Победы». Ветераны, обращаясь к потомкам, призывая их к верности перед Родиной, честно защищать ее в лихую годину, передали капсулу с обращением к потомкам. Как великую святыню, дети пронесли капсулу над своими головами, каждый дотронулся до нее не только руками, но и сердцем. Затем ветераны замуровали ее в Стене памяти с наказом: вскрыть через 20 лет. В память об этом была заложена аллея Памяти.Музей – неисчерпаемый кладезь для работы по патриотическому, нравственному, духовному воспитанию, учебной и коммуникативной деятельности. Здесь возможны традиционные и инновационные формы и способы взаимоотношений с учащимися, организации проектной деятельности. Здесь проводятся Уроки мужества – встречи с участниками ВОВ, ветеранами-интернационалистами, нашими выпускниками, прошедшими службу в рядах Российской армии, проходит просмотр фильмов с последующим обсуждением, семинары, диспуты на вечные темы «Что такое мужество?», «В жизни всегда есть место подвигу», «Твой любимый герой», «Семья в истории страны», тематические классные часы, традиционные единые классные часы, посвященные битве под Москвой, дню снятия блокады Ленинграда, Курской дуге, Сталинградской битве – основным вехам войны.Музей – центр творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают приемами и навыками музейной профессиональной деятельности. Ребята участвуют в поисково-собирательной работе, изучении, описании и классификации материала, создании композиций, проведении экскурсий, конференций. Особо хочется сказать о нашей дружбе с ветеранами ВОВ, с пожилыми людьми, чье детство пришлось на страшные годы войны. Эти люди не гости в нашей школе. Они наши мудрые друзья. Бесценны их воспоминания, душевная теплота, уроки мудрости. Мы устраиваем для них концерты, праздничные обеды, приглашаем на наши праздники, диспуты, конференции.Много труда мы вложили в создание своего музея. Это позволяет нам гордиться нашим музеем. Каждый, кто приходит сюда, соприкасается с историей нашей великой страны, с историей нашего любимого Лианозова. Музей учит самостоятельно оценивать события, происходящие в нашей стране и в мире, быть творцом славной истории своей Родины, а не равнодушным обывателем. Всегда современно будут звучать слова нашего соотечественника Д.Фонвизина:Ты должен посвятить Отечеству свой век,Коль хочешь навсегда быть честным человеком.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте