search
main
0

В будущее с готовностью и радостью

“Новая цивилизация”? Что может быть нового под луной? Может быть, она не под луной, а дальше луны? Может быть, она на том астероиде, что стремительно приближается к нашей планете неизвестно с какой целью? Как это сейчас модно – разыскивать и верить во внеземные цивилизации…
На земле же нового уже ничего не будет. Что бы ни случилось – все уже было однажды. Всегда ново только одно: это наши дети. Подрастая, они каждый день удивляют нас своей новизной: новые черты, новое поведение, новые знания…

Словом “цивилизация” обозначают разные степени, стадии, уровни организации общества. Главное, что отличает разные цивилизации, по одному из определений, – это знания, которые взрослые передают своим детям. Если дети будут знать больше, чем их родители, их цивилизация сделает шаг вперед. Если знания будут ограничиваться, будет застой или регресс. В истории было и то и другое. Суть в том, что по отношению взрослых к образованию своих детей – нового поколения, способного двинуть вперед (или обрушить) цивилизацию своих предков, – можно судить о жизнеспособности общества и о его будущем.
Естественно, говоря о “Новой цивилизации”, мы подразумеваем не инопланетный разум, а наши сегодняшние земные дела. Как-то идут они в нашей нынешней российской цивилизации с ее системой образования, постоянно захлестываемого реформами? На что опереться этой системе, которая, как и всякая другая система образования, не может без участия общества, без добровольных помощников ни обучая воспитывать, ни воспитывая обучать?
…А все начиналось с игры. Несколько школ, несколько сот ребят приняли участие в игре под названием “Новая цивилизация”, в которой была смоделирована ситуация на планете, в которой разные государства должны были договориться между собой. Команды школьников выступали в роли правительств и делегаций разных стран, решая вопросы международного экономического сотрудничества, международной политики и права, обсуждая сложные проблемы человечества: экологические, молодежные, социальные, демократические. Встречи, симпозиумы, конгрессы… Это мы, взрослые, не всегда принимаем всерьез подобные мероприятия, потому что не ждем от них выгоды для себя. Но не таковы дети: им это очень интересно, и они бескорыстно и с увлечением окунаются в эти игры, тренировки, тесты, встречи и симпозиумы.
Те, кто затевал эту игру, не подозревали, во что это выльется. Игра впервые зародилась в лицее “Подмосковный”. Один из его руководителей, а ныне директор молодежных программ “Открытая Россия” Анатолий Ермолин, и педагоги задались целью дать лицеистам глубокие экономические знания, воспитать уважение к закону и уверенно стоять на ногах в наше непростое время. Школьной программой это не предусмотрено, она и так перегружена. И тогда придумали игру: лицей превратили в детское государство – с правительством, парламентом, судом чести. Избрали и губернаторов. Игра развернулась не на шутку. Дети, ставшие полноправными гражданами своего государства, были не только избирателями – они сами взялись за жизнеобеспечение “населения”. Изгнали штатных уборщиц – решили обходиться своими силами, уволили поваров – стали готовить сами. Создали министерство продовольствия, заготовочные фирмы (солить капусту на зиму и т.д.). В общем, экономика, кредиты, договоры… Жизнь в лицее, превратившаяся в длительную деловую игру, многому научила ребят, не отрывая их от занятий по школьной программе.
Этим дело не ограничилось. Ребята стали скаутами – юными разведчиками, начались походы, поисковые патрули, разведки по историческим местам, музеям и библиотекам. Лицейская республика стала началом целого детского движения, дав старт программе “Новая цивилизация”, в которой теперь участвуют тысячи российских школ и сотни тысяч ребят. Педагоги, впервые соединив высокоинтеллектуальные и экстремально-приключенческие программы, создали новую воспитательную концепцию. Об этом уже написаны множество статей в газетах и журналах и даже целые книги. Несомненно, эта программа существенно дополняет то образование, которое наши дети получают в школе, более того – она позволяет получить им те знания, которых нет в школьной программе, но они будут необходимы в дальнейшей жизни.
Но ведь если цивилизации, как звезды, зажигают, значит, это кому-нибудь нужно! Детей нужно собрать, одеть, привезти, организовать их жизнь вне дома. Тысячи поездок по стране, путешествия, круизы, марафоны, спортивно-прикладные игры, летние лагеря. Десятки поездок по всему миру, множество международных встреч, фестивали и слеты джамбори. Обмундирование, оборудование, спортивное снаряжение, компьютеры и многое другое. На все это нужны средства, а если эта работа ведется постоянно, из года в год, и с большим количеством детей – то на это нужны очень большие средства. Кому это нужно? Министерству образования? Но у него школа с ее многогранными задачами и хронической нехваткой средств. Местным советам и администрациям? Но у них своих проблем по горло, а бюджеты нерезиновые. Российскому бизнесу? Ау, где ты, российский бизнесмен?
Глухота новых русских к общественным нуждам общеизвестна. Хотя и здесь есть исключения. Но еще далеко до возрождения традиций старого русского предпринимательства (Третьяков, Морозов, Мамонтов, Шанявский, Алексеев и тысячи других имен – в краеведческом музее каждого города вам назовут имена русских купцов и предпринимателей дореволюционного периода, жертвовавших на церкви, культуру и народное образование). Еще далеко до этого. Но тем не менее такие примеры уже есть и в нашей жизни.
Так кто же зажег “Новую цивилизацию” и поддерживает в ней неугасимый живой огонек?
Инициаторы движения в самом начале не предполагали, как широко оно разовьется. Нефтяная компания ЮКОС затеяла его в качестве социальной программы для школьников и молодежи нескольких городов и поселков нефтяников. Это было здоровое желание крупной компании позаботиться о детях своих работников. Менеджером проекта стал один из руководителей компании – Михаил Ходорковский. Приоритетами проекта были определены не будущие перспективы и потребности нефтедобычи в рабочих руках, а опора на лучшие традиции российского народного образования, внедрение самых передовых технологий воспитания и обучения, патриотическое воспитание, подготовка молодежи к жизни в демократическом обществе. В программах использованы “орлятские” и артековские методики, все лучшее, созданное советской школой, а также опыт экономического и демократического воспитания зарубежной школы, всемирного скаутского движения. Собственные ноу-хау – игровые технологии. Автор основных игровых программ и обучающих технологий – доктор педагогических наук, профессор Александр Прутченков.
Когда движение разрослось и превратилось в Межрегиональную общественную организацию детей и молодежи, НК ЮКОС не отступилась, а взяла под опеку “чужих” детей. Так молодежное движение “Новая цивилизация” стало крупнейшим благотворительным проектом компании. Для руководства проектом была создана специализированная структура – фонд “Открытая Россия”, который существует на частные средства акционеров НК ЮКОС и поступления от других физических лиц.
Такой пример социальной ответственности отечественного бизнеса перед страной вселяет надежду. Ведь будущее страны зависит во всевозрастающей степени от тех, кто сегодня сидит за партами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте