search
main
0

В будущее с электронным журналом и электронным дневником

Как входят в школьную жизнь электронные дневники и журналы, новое оборудование, ИТ-технологии? На этот и другие вопросы «УГ-Москва» отвечает заместитель директора Зеленоградского методического центра по информатизации учитель математики и информатики Ольга НЕВСКАЯ.

– Электронный дневник и журнал стали приметой нашего времени. Но как к ним относятся в педагогическом сообществе и в семьях учеников? – Электронные дневники в Зеленограде используют уже 6 лет. Их начали внедрять в 2006 году вместе с появлением городской школьной информационной системы, поддерживаемой Департаментом образования, и параллельно вхождением наших школ в экспериментальную площадку по информатизации. Сначала это были четыре образовательных учреждения, сегодня их вместе с окружным методическим центром уже 16. 2012 год – завершающий в работе этой экспериментальной площадки. Могу сказать, что в конце 2010-2011 учебного года половина школ нашего округа (26) ввела электронные дневники и журналы, причем многие из них – активно и во всех классах. Уже изданы нормативные документы об обязательном внедрении электронного дневника и электронного журнала, соответственно с августа 2011 года мы начали активную работу по подключению всех образовательных учреждений к городской школьной информационной системе, то есть к электронному журналу и дневнику. В каждой школе, которая еще не успела войти в этот проект, были выбраны 3-4 класса, где работали активные учителя, у которых в кабинете есть Интернет и компьютер. Эти педагоги начали внедрять в своих классах электронные дневники, раз в месяц мы проводили в округе семинары для администраторов и учителей (до декабря 2011 года состоялось шесть таких семинаров), проходили также вебинары, организованные Департаментом образования. Окружные семинары мы проводили силами стажировочных площадок – школ №1692, 1528 и 618. Учились все желающие, к декабрю 2011 года все задуманное осуществилось, в некоторых школах было охвачено уже не несколько классов, а все сто процентов учащихся. Вся эта работа проводится для предоставления зеленоградцам возможности получать государственные услуги, в том числе и в области образования, в электронном виде. – Какова картина сегодня? – На сегодняшний день учащиеся и родители всех школ Зеленограда зарегистрированы в электронном дневнике и журнале. Работа в разных учреждениях идет с разной степенью интенсивности, так как с декабря 2011 по февраль 2012 года проходили большие поставки техники, не везде еще были проведены внутренние сети, не ко всем классам подключен Интернет. Таким образом, по объективным причинам не все сто процентов учителей имеют возможность вносить оценки в электронный журнал и электронные дневники. Там, где учителя не могут этого делать, оценки вносят классные руководители. Наша задача заключается в том, чтобы к концу 2011-2012 учебного года во всех школах округа все сто процентов учителей могли сами вводить данные в электронный журнал. – Есть ли какое-то недопонимание родителей? – Вообще, по причине массового внедрения электронных журналов есть некоторое беспокойство родителей по поводу сохранности персональных данных. Это отдельные обращения, но они поступают к нам регулярно, примерно раз в несколько недель. Вопрос по персональным данным – очень непростой вопрос. У некоторых родителей, к примеру, создается впечатление, что доступ к их данным есть у каждого, кто зарегистрирован в электронном журнале. Но, во-первых, та информация, которая хранится в электронном журнале, в соответствии с Федеральным законом №152 «О персональных данных» – это не персональные данные. Во-вторых, все права в системе электронного журнала разграничены. Каждый ученик и его родители имеют доступ только к своим оценкам. Классный руководитель имеет доступ к оценкам всего класса. Учитель-предметник – к оценкам только тех классов, где он ведет уроки. И лишь администратор школы, на которого приказом директора возложены права и обязанности, связанные с организацией работы по ведению электронного журнала, имеет доступ ко всем данным. Работа электронного журнала, конечно же, должна регулироваться определенными документами. Поэтому окружной методический центр подготовил и опубликовал на сайте методические рекомендации для школ по разработке локальных актов, регламентирующих работу электронного журнала. В каждой школе было принято Положение об электронном журнале, которым определяется порядок внесения оценок, а также права и обязанности всех участников этого процесса. Кроме того, в каждой школе сформирован пакет документов о персональных данных, согласно которым все персональные данные, которыми располагает школа, имеются у нее с согласия родителей, а то должностное лицо, которое имеет к ним доступ, может быть оператором персональных данных. – То есть необходима более детальная разъяснительная работа с родителями? – Да, это очень важно, ведь родители – полноправные участники образовательного процесса. И если мы внедряем в школах электронный журнал, то надо иметь в виду, что столько же времени мы должны посвятить и работе с родителями по этой теме, обсудить ее, а может быть, даже и посадить их за компьютеры во время родительского собрания. Не исключено, что не все родители ИКТ-компетентны, надо просто показать им то, что применяется в школе, как говорится, в действии. То же самое с информационным пространством учителя. Необходимо, чтобы родители прочувствовали это. Учитель не должен думать, что, поскольку родители взрослые люди, они и сами все прекрасно понимают и во всем разбираются. – Вы мама двоих детей школьного возраста, как вы оцениваете пользу от электронного журнала, если им пользуетесь? – Младший ребенок у меня учится в школе №1701, это одна из первых школ нашего округа, которая начала работать над внедрением электронного журнала, старший – в школе №618, которая стала стажировочной площадкой. Все оценки учеников в этих школах на сто процентов выставляются в электронный журнал. В идеале в каждой школе мы стремимся к тому, чтобы оценки выставляли в электронный журнал в тот же день, но, как я уже говорила, на данный момент по некоторым причинам не все еще пришли к этому. К примеру, учитель начальной школы, где учится мой сын, выставляет оценки за 2-3 дня, меня, как родителя, это устраивает. Важные оценки (за контрольную работу, к примеру) я узнаю раньше, чем ребенок приносит их в дневнике. В 618-й школе учителя также оперативно срабатывают с выставлением оценок. В общем, хочу сказать, что как маму школьников меня эта система устраивает, в электронный журнал захожу практически ежедневно. В электронном журнале есть еще очень удобная функция – это прикрепление файлов с какими-либо долгосрочными заданиями. А вот такая возможность, как портфолио учащихся, то есть прикрепление их работ, а также дипломов, грамот, используется пока не в полной мере, не во всех школах это делают в электронном журнале. Но, по моему мнению, этой работе следует уделять больше внимания, ведь наличие портфолио ученика – это один из показателей качества и результативности работы педагога. – Получается, сейчас два журнала в школе дублируются? – Да, педагоги ведут два журнала – электронный и бумажный. В электронном его варианте возможна такая ситуация, как исправление оценки. То есть ученик получил двойку, к примеру, учитель ставит ее в электронный журнал, а через 2-3 дня исправляет ее, если ученик приложил определенные усилия. Все это должно быть регламентировано в Положении об электронном журнале. Однако бумажный журнал может совсем исчезнуть из употребления, так как законодательство не запрещает нам вести только электронный журнал, в Москве такие примеры есть. В нашем округе мы пока следуем традиции и не отказываемся от бумажного журнала. В электронном журнале часто появляются замечания, к примеру, «не сделал домашнее задание». Таким образом, родитель может вовремя принять меры. В наш век Интернета и компьютеризации информирование с помощью электронного журнала, на мой взгляд, гораздо более актуально. – Ребенок может видеть свои оценки? – Да, у ребенка свой логин и пароль, у родителей – свой. Это отдельные пользователи. – Как дети относятся к электронному журналу? – Сначала они выражали некоторое недовольство. Но сегодня в Зеленограде это настолько массовое явление, что школьники уже смирились и считают, что электронный журнал в порядке вещей. А вот в одной из телепередач я видела такой сюжет: девочка, ученица 10-го класса, говорила о том, что, как человек достаточно взрослый, она имеет право сама решать, когда показывать родителям оценки, а когда нет. То есть электронный журнал в этом праве, по ее мнению, ущемляет. Но родители – это законные представители ребенка, поэтому быть в курсе его успеваемости – их обязанность. – Мне кажется, все то, о чем мы говорим, предполагает необходимость психологических изменений. – Безусловно, измениться должна психология не только учителя, но и детей, и родителей. Взять для примера обращение, которое недавно к нам поступило. Родительница недоумевает, зачем детей с первого класса обучают вводу текстов с клавиатуры, она задает нам вопрос: «А как же мелкая моторика, как же те достижения, те методы, которые накоплены нашей школой десятилетиями?» В действительности десятипальцевый метод вовсе не означает, что отменяется обычное письмо шариковой ручкой в тетради. Мелкая моторика будет развиваться, как это и было раньше. Обучение быстрому и грамотному вводу текста с клавиатуры необходимо для того, чтобы облегчить ребенку процесс обучения в будущем. Я хочу сказать, что, как бы мы ни хотели закрыть на это глаза, от работы с информацией никуда не уйти. Ребенок с 1-го класса, если не раньше, начинает работать с ней. В средней, старшей школе ему предстоит обрабатывать большие объемы информации. Чтобы грамотно, быстро, качественно это делать, ему нужно уметь быстро вводить текст и владеть навыками, связанными с работой в информационном пространстве, а также с различными видами информации, отражением ее в видео, фото, тексте, то есть в разных аспектах. В наше время без этого трудно и обучаться, и работать. В современном обществе без информации и работы с ней не прожить. – Как выстроено формирование ИКТ-компетентности на протяжении всего обучения в школе? Это действительно стройная система? – Поступив в первый класс, ребенок начинает осваивать базовые общепользовательские навыки работы с компьютером и информацией. Он учится создавать проекты, в которые входят различные медиаобъекты (видео, фото, звук). Но для того чтобы проект был реализован, ребенку необходимо сначала собрать и обработать информацию в различных ее форматах. К моменту окончания начальной школы ученик уже будет уметь не только создавать, но и представлять свой проект (продукт деятельности). В средней школе полученные навыки ИКТ-компетентности помогают ребенку в освоении школьных предметов, которые становятся все более сложными и разнообразными. Проекты, которые создают учащиеся на этой ступени, более совершенны с технической и информационной точки зрения. Это соответствует стадии психологического развития подростка, когда он становится способен анализировать информацию, делать выводы, продумывать пути решения, работать над долгосрочными проектами. К этому возрасту (8-9-е классы) в курсе информатики учащиеся начинают осваивать основы алгоритмического мышления. И это становится базой для профильного обучения в старших классах. Таким образом, постепенно, от первого к последнему классу школьник становится ИКТ-компетентным, способным решать разные задачи, использовать различные источники информации и технические средства. Это подготавливает его к жизни в современном информационном обществе – дальнейшему обучению и успешной карьере. Окончание в следующем номере «УГ-М»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте