ак быть учителю, в кабинете которого нет не только компьютера, ксерокса для размножения заданий, монитора, видика, проектора, но и просто встроенного шкафчика для книг, а в самой библиотеке школы – и самих книг по истории культуры, искусству, философии, нет первоисточников?
Именно в таких – типичных для многих школ – условиях работает недавняя выпускница Новосибирс кого педагогического университета, двадцатишестилетняя победитель ница городского конкурса в Новосибирске ╚Учитель года-2000╩ Елена Викторовна Ушакова.
Выстроенная не так давно на пересечении древних оврагов, 202-я школа еще недавно на фоне угасающих лачуг казалась дворцом. Сейчас на нее наступает современное строительство, меняющее неузнаваемо облик города: ничего подобного Шевченковскому жилмассиву до сих пор не строили. Школа оказалась зажата в ущелье бесконечных терракотовых 12-этажек, ее серое здание в грубых швах блочных соединений как бы съежилось. На другом конце этого парада жилищных кооперативов, если продлить его через улицу Кирова до высоты, некогда занятой городским Дворцом пионеров, вздымается потрясающей красоты и высоты уникальное сооружение из ╚черного зеркала╩, как говорят дети, настоящий дворец нового стиля, нового века. Но он теперь – не для детей, а для денег: ╚Внешторгбанк╩. А школа поблекла, обеднела. За последний год из нее, как сообщила завуч, ушли 14 педагогов.
Три года металась в поисках если не истины, то хотя бы выхода из безденежья и безнадежности и Елена – изящная, обаятельная, художественно одаренная, владеющая отлично и английским, и компьютером. Когда получила предложение поработать в банке – рабочий день значительно меньше, а зарплата на порядок выше учительской, – чуть не сломалась. Какой молодой женщине не хочется ощутить на своих плечах тонкие шелка, модные меха, вдохнуть томительный аромат французских духов? Съездить в отпуск к морю? К тому же мужу, научному сотруднику СО РАН, где, как известно, работают бесплатно, предстояла защита кандидатской, маме через несколько лет предстояло жить на одну пенсию… ╚Твой долг – думать о близких╩, – говорил Лене один наставительный голос. ╚Но мне хорошо только с детьми! Это мое родное. Другая среда – это же гибельно для моей души!╩ – отчаянно сопротивлялся другой. Не в силах сделать мучительный выбор, она едва не заболела. В конце концов – орел или решка – решила переложить выбор на плечи мужа. ╚Выбирай, где ты будешь счастлива, – буднично ответил он. – Для меня это главное╩. И все решилось – дети!
Что иначе и не будет, можно понять из анкеты, заполненной ею на конкурсе в лирико-философском эссе ╚Дом моей души╩:
Ц ╚Значимые роли и статусы: учитель, друг, жена.
Ц В окружающей жизни больше всего радует: возможность заниматься любимым делом.
Ц Больше всего огорчает: несовпадение потребностей и возможностей.
Ц В людях больше всего ценю: умение сохранить в себе ╚ребенка╩, оптимизм.
Ц В людях не принимаю: хамства и меркантилизма.
Ц Любимый фильм: ╚Тот самый Мюнхгаузен╩.
Ц Любимая книга: ╚Маленький принц╩.
Ц Любимые писатели: Экзюпери, Хемингуэй, Цветаева.
Есть в этом эссе, состоящем из лирических миниатюр, и глава ╚Мастерская╩: ╚Здесь в любое время рядом со мной ученики. Это их непоседливость, энергия, любопытство, несогласие с привычным вдохновляют меня на поиски новых идей… Главная потребность человека – в творчестве; чтобы мир стал прекрасным, а человек счастливым, надо развить творческий потенциал, который есть в каждом. Эта мысль лежит в основе всех наших с детьми работ, находок, проектов╩.
На таком романтическом фундаменте Елена и стала возводить свою мастерскую в школе. Яркие детские праздники, КВНы, интеллектуальные игры, конкурсы эрудитов и ярмарки фантастических идей – это ее стихия. Еще в студенчестве любимым занятием была работа в детских лагерях, где они – новосибирцы – обогатили методику Игоря Иванова.
В ╚Письме учителю╩, включенному в конкурсные материалы, она написала: ╚…Настоящий учитель тот, кто помогает тебе взглянуть на вещи по-другому, задуматься над тем, над чем ты раньше не думал; учитель – тот, кто помогает тебе стать другим, лучшим… Так случилось со мной от встречи с книгой ╚Педагогика как любовь╩. Оказалось, в школе можно учить любить! Любить в другом ученика и учителя, любить в себе учителя и ученика… Чем больше любви, тем меньше страха, тем больше счастья, тем меньше зла; чем больше творчества, тем меньше рабства. Я хочу дать своим ученикам не только знания, умения и навыки – с этим справится и машина! Я помогу маленькому человеку стать человеком с большой душой╩.
Но на новых улицах торжество вал не только новый архитектурный стиль, на романтику мощно наступал союз меркантилизма и прагматизма, снова разделяющий людей на хозяев и рабов. Не любовью, но расчетом и страхом было окрашено новое время. А дети, как известно, больше похожи на своих сверстников и на свое время, чем на своих родителей и учителей. Она поняла, что одной пионерской романтики мало. И принялась создавать свою педагогику.
Когда первые восьмиклассники доросли на ее уроках до одиннадца того класса, это были уже другие люди – они не только понимали, но и прогнозировали в своих исследова ниях общественные отношения в современной России.
В этом году вместе с пятыми и шестыми классами она взяла классное руководство в седьмом (╚удивительно чуткие дети╩, – говорит) и непредсказуемые, ╚штормовые╩ восьмые.
Восьмые мне посчастливилось посмотреть у Елены Викторовны все – от ╚А╩ до ╚Г╩. Не было двух одинаковых уроков, но одинаковы ми оставались ее тон, доброжела тельность, все претерпевающая и понимающая любовь.
А классы очень отличались друг от друга. В одном – всех тянули за собой эрудиты, знавшие все не только про Ивана Грозного, но и про турецкого султана Грозного, создавшего мощное государство. В другом классе тон задавали две соперничающие группировки – им она предложила защищать противоре чащие друг другу тезисы. В третьем – два ярких лидера не ладили меж собой, и каждый пытался привлечь всеобщее внимание. В каждом классе, конечно, пара-две невыносимо влюбленных, которым и урок не помеха, два-три анархиста, что превыше всего ценят острое словцо, а на доске тема ╚Религиозная и общественно-политическая мысль в России XVI века╩.
Наблюдать, как Елена Викторовна высвобождает интеллект, организует детскую мысль с помощью проблемных ситуаций, решения эвристических задач, – редкое удовольствие. И как самим-то детям открываются особенности их мышления, варианты истины – возможной истины.
Вот, подводя итоги правления Ивана Грозного, она предлагает каждому сделать собственное заключение, используя написанные на доске ключевые слова: ╚единое государство, бояре, потрясения, настойчивость, жестокость, враги, государственный порядок╩. Объявляется конкурс на более полную характеристику. И творчество закипело. Именно творчество: не было двух одинаковых работ. В каждой – своеобразие автора. Из одних и тех же слов родилось множество вариантов истины. Например, варианты употребления слова ╚потрясение╩. Маша: ╚Потрясения, перенесенные Иваном Грозным в детстве, дали горькие плоды – его подозритель ность и необузданную жестокость╩. Паша: ╚Потрясение бояр от разгрома независимого Новгорода, где стариков и детей убивали лишь за то, что они новгородцы, породило страх╩. Женя: ╚Русский народ испытал неизгладимое потрясение от лютых казней и свирепости Ивана Грозного╩. И так по всем ключевым словам.
Но самое интересное начинается потом, когда Елена Викторовна на каждую парту кладет карточку с высказываниями о правлении Грозного великих историков – Ключевского, Соловьева, Карамзина. И дети вдруг обнаруживают родство своих мыслей с великими! ╚И я так же хотел сказать!╩ – раздается то и дело. В следующий раз их логическая и семантическая грамотность еще подрастет: появилась уверенность.
– Лучшие люди на свете – это дети, – говорит Елена, – а еще лучше – мои учителя. От общения с ними нельзя было не стать учителем. В школе моим кумиром была учительница истории Мария Ивановна Гребнева, талантливый организатор детской жизни, прошедшая выучку ╚Артека╩. В институте блистатель ный лектор Игорь Викторович Островский воспитал во мне историка; незаурядный человек и обаятельная женщина профессор Зинаида Алексеевна Чеканцева стала образцом профессионала; мои коллеги из лаборатории ╚Текст╩, созданной настоящим новатором Юрием Троицким, увлекли освоением новых технологий. Технология развития аналитического и критического мышления через работу детей с источниками стала моей любимой. На ее основе я составила неплохую историческую библиотеку – мы с мужем со студенчества покупали одни и те же книги, оказалось всего по два экземпляра, я перенесла их в школу. Составила на основании трех учебников собственную авторскую программу по средним векам, хорошо пошло дело.
Конечно, ей повезло с учителями – мама, преподаватель литературы, была первой среди них. Но срабатывает, видимо, еще и способность учиться всюду и у всех, озаряясь собственными идеями и открытиями. Горячо мечтает о хорошем курсе ╚Мировая художественная культура╩ в Интернете, чтобы не через сухую абстракцию развивать эмоции, эстетические и интеллектуаль ные чувства, а через потрясение души прекрасным. Тогда слова философа ╚Прекрасное есть сияние истины╩ станут понятны и близки даже тем, кто читает плохо.
…Когда я покидала кабинет вместе с галдящими детьми, рвущимися домой на часовую ╚динамичес кую перемену╩, чтобы пообедать и отдохнуть, Елена Викторовна готовила кабинет к встрече другого класса, раскладывала таблички, напечатанные на обратной стороне диссертационных листов ее мужа (бумаги в школах тоже нет), и на скользкой серой доске писала сыплющимся мелом новые этапы новых споров: ╚Государственная правда╩, ╚Справедливое государство╩…
Комментарии