В честь 60-летия художника и педагога Владимира Бурдина в Брянском городском выставочном зале 23 декабря открывается его персональная выставка картин “Сопричастность бытию”.
Владимир Бурдин – живописец-монументалист, член Союза художников России, преподаватель изобразительного искусства в ДШИ № 10 города Брянска, успешно сочетающий профессиональное творчество с педагогической деятельностью. Его работы хорошо знают и в нашей стране, и за рубежом. Нынешняя выставка – это своеобразный итог всей его творческой деятельности за пять последних лет.
В экспозицию вошли портреты, натюрморты – в том числе и военные, – пейзажи, реалистичные и абстрактные картины, изображающие библейские сюжеты, исторические и современные эпизоды жизни.
Рисовать Владимир начал в три года. В детстве он жил у бабушки в деревне Дымово Почепского района, где хаты всегда белили к Пасхе. Однажды Марфа Федоровна побелила печку и пошла в церковь, а когда вернулась в сопровождении подруг, увидела огромного гуся, изображенного на стене печи. Его маленький Володя намалевал черным углем, который сам из печки вытащил. Бабушка стала было ругать внучка, но за юного художника вступились восхищенные подруги.
– Так это же вылитый гусак бабки Полюховны! – Воскликнули они. – Похож на него, как две капли воды!
В шесть лет Володю отдали в Питерский художественный лицей или среднюю художественную школу имени Б.В. Иогансона при институте имени И.Е. Репина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б.В. Иогансона при Российской академии художеств). В 1985 году он окончил дирижёрско-хоровое отделение Орловского филиала Московского государственного института культуры по специальности “Руководитель академического хора”. С этого же года учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной на отделении дизайна. В 1992 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), мастерская монументальной живописи профессора А. Л. Орловского, специальность “художник-монументалист”.
– В основе творческого метода Владимира Бурдина лежит процесс трансформации окружающего нас предметного мира, который как будто расщепляется на атомы, его составляющие, чтобы потом вновь композиционно и ритмически соединиться в рамках одной взятой картины. При этом каждый такой атом в произведениях Бурдина – это определённый художественный модуль, принимающий на холсте облик иногда корпусного мазка или цветового пятна, а иногда экспрессивных красочных брызг и линий. Из этих самых модулей заново формируется целостное, замкнутое в самом себе пространство картины – своего рода вневременной пространственный континуум. Часто кажется, что художественный образ конструируется сам по себе, прямо у нас на глазах из этих сверкающих микро- и макрочастиц, словно какая-нибудь мозаика или витраж, – говорит один из его учеников Сергей Обыденный.
По мнению Владимира Бурдина, во время работы художник не думает, какая идея должна быть у картины, потому что в каждом творении простые зрители и искусствоведы видят собственный смысл. А мастер должен радовать или огорчать, вдохновлять красотой окружающего мира или показывать его болевые точки, обнажая пороки общества.
Ему самому близки по душе художники Осим Самедов и Иван Лубенников. У остальных Владимиру нравятся только отдельные работы. Своим ученикам мастер советует прорисовывать все детали и стараться почувствовать цвет.
– Основа живописи – теплохолодность, – говорит живописец. – Если она отсутствует, то это уже не живопись, а раскрашивание. Есть люди, которые чувствуют теплохолодность от природы. Особенно женщины – у них это от природы заложено. У меня такого не было. Меня учили в лицее.
За свою жизнь этот яркий живописец создал тысячи картин. Несмотря на большое количество идей новых, Владимир возвращается и к уже написанным работам, совершенствуя их. Работает мастер много, никогда не дожидаясь вдохновения и считая, что настоящий профессионал может творить и без него.
В написании картин Владимиру Бурдину помогает увлечение фотографией, появившееся ещё в детстве. Интересные моменты жизни он запечатлевает на фото, а после переносит на полотно.
В детской школе искусств Владимир Александрович преподает рисунок, живопись и композицию. На вопрос, всех ли его учеников можно научить рисовать, педагог отвечает утвердительно, объяснив это тем, что детей изначально принимают на основании творческих экзаменов. Хотя и это не настоящая причина. На самом деле дети сами просто действительно хотят научиться писать картины. Интересно, что многие ребята, прошедшие четырехгодичный курс обучения, решают продолжить свое художественное образование, потому что видят прогресс от полученных знаний.
Ходят в школу с целью научиться рисовать и взрослые с нулевой подготовкой, но со временем и у них много чего получается. Главное, считает художник, это желание и сообразительность.
У педагога-Бурдина ученики не только учатся рисовать, но и начинают разбираться в истории живописи, различают жанры и стили, в целом хорошо знают теорию. Самые талантливые участвуют в конкурсах, занимают призовые места и побеждают.
До детской школы искусств Владимир Бурдин преподавал в Брянском художественном училище, а затем в БГУ имени академика И.Г. Петровского на кафедре дизайна и художественного образования. У него и тогда было много талантливых учеников, которые реализовались в профессии и стали известными. Так, Александр Миронов окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств, стал скульптором и переехал в Америку. Этот же вуз окончил и замечательный скульптор Олег Шмыров. Еще один ученик Владимира Александровича Сергей Обыденный – сегодня известный в Брянске искусствовед, преподаватель высшей категории, член творческого союза художников России.
По мнению Владимира Александровича, сегодняшние выпускники художественных школ в основной своей массе не хотят поступать в вузы, а стремятся в колледжи и техникумы, чтобы быстрее получить профессию и начать зарабатывать.
У художника Бурдина на все есть свои принципиальный взгляд и мнение.
– Как и всякий современный, прогрессивно мыслящий художник, Владимир Бурдин – подлинный новатор-профессионал. Его путь – это глубокое переосмысление традиционных художественных концепций, постоянный поиск новых тем, сюжетов и образов. Его привлекают нестандартные композиционные решения, он свободно и мастерски экспериментирует с различными художественными материалами и техническими возможностями живописного языка. Неслучайно большая часть его работ построена на взаимодействии различных живописных фактур. Изящная, декоративная, почти филигранная техника письма сочетается подчас с мощной и часто брутальной трактовкой формы, – подчеркивает Сергей Обыденный.
Сергей подчеркнул, что в своих произведениях его наставник будто задает зрителю вечные фундаментальные вопросы Бытия, где искусство – это всего лишь зеркало мира, который не столько нам дан, сколько задан.
Выставка Владимира Бурдина продлится до 10 января.
Фото автора и из личного архива художника.
Комментарии