Проблемы с памятью в наше время возникают не только у людей преклонного возраста. Последствия перенесенного коронавируса, постоянные стрессы, обилие информации, которую приходится интенсивно перерабатывать нашему мозгу, приводят к симптомам деменции и в довольно ранние годы. Поэтому сейчас как нельзя более актуальными становятся научные разработки, связанные с восстановлением и сохранением функций памяти. Так, недавно команда ученых из Университета Торонто (Канада) создала специальное программное приложение, призванное улучшить память тех, кто страдает деменцией или ранней стадией болезни Альцгеймера. Информация об этом опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).
В сущности, все методики для улучшения памяти сходятся на одном – мозгу нужны постоянные тренировки. Вопрос только в том, какие из них окажутся наиболее эффективными?
Казалось бы, в наше время у человека всегда есть доступ к информации. Мы читаем печатную прессу, смотрим телевизор, сидим в Интернете, а значит, мозг постоянно чем-то нагружен. Однако далеко не всегда разрабатываются именно те отделы мозга, которые отвечают за память.
Приложение HippoCamera просто устанавливается на смартфон. Разработчики утверждают, что оно имитирует функцию гиппокампа – участка мозга, ответственного за процессы памяти. Также программа повышает уровень кодирования хранящихся в мозге воспоминаний, закрепляя, например, информацию о ежедневных событиях, делая ее более насыщенной и полной. Тестирование приложения заняло десять недель. В ходе испытаний добровольцы должны были записывать посредством программы короткие видео продолжительностью до 24 секунд. Затем им давали восемь секунд на то, чтобы в аудиоформате описать событие из видео, которое они должны были запомнить. Далее участникам рекомендовалось воспроизводить события из видео на регулярной основе для закрепления памяти о них.
Какое-то время спустя исследователи просканировали мозг испытуемых с помощью МРТ в процессе выполнения ими тестов на память. А через три месяца после завершения обучения участников попросили еще раз вспомнить события, о которых шла речь в роликах. Оказалось, что добровольцы, прошедшие обучение, смогли запомнить на 50% больше деталей, касавшихся данных событий, чем те, кто такого обучения не проходил. По мнению авторов разработки, она может оказаться полезна не только для тех, у кого диагностированы деменция или болезнь Альцгеймера, но и для людей с любыми формами нарушения памяти.
Еще одно ноу-хау по улучшению памяти «изобрели» сотрудники Института передовых наук и технологий Бекмана (США). Речь идет… о чтении. Но отнюдь не любых текстов. Детали исследования описаны в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Psychology.
Вообще-то о пользе чтения для памяти уже говорилось не раз. Так, невролог Виктор Санторини провел исследование, в котором приняли участие 300 пожилых добровольцев. Специалисты наблюдали за ними в течение шести лет. За это время большинство участников скончались. После их смерти мозг каждого был проверен на предмет патологических изменений.
Оказалось, что у тех, кто читал больше среднего, на 32% реже возникали сложности с памятью. У тех же, кто не читал совсем, когнитивные нарушения развивались на 48% быстрее, чем у тех, кто находился по этому показателю на среднем уровне. Очевидно, чтение «тренирует» нейронные связи.
Но, наверное, вы встречали людей, которые вроде бы и много читают, тем не менее с памятью у них не очень. Выходит, метод не работает?
Выводы делать рано… Дело в том, что с возрастом неизбежно происходит ухудшение эпизодической и рабочей памяти. Первая отвечает за воспоминания о тех или иных событиях нашего прошлого. Вторая – за то, что происходит здесь и сейчас. Если мы забыли о давней встрече с тем или иным человеком – это нарушение эпизодической памяти. Если мы готовим обед и забыли, куда только что поставили миску с начищенной картошкой, – это нарушение рабочей памяти.
Именно эпизодическая память позволяет нам помнить содержание предыдущих глав книги, которую мы читаем в данный момент времени, и анализировать этот контент. Рабочая память помогает отслеживать содержание абзацев, которые мы только что прочли.
Исследователи из Института Бекмана решили изучить причинно-следственную связь между чтением и памятью. Они набрали группу добровольцев преклонного возраста и выдали им планшеты, куда были закачаны книги различных жанров – от легких триллеров и серьезной художественной литературы до научно-популярных изданий.
На каждый планшет было также установлено специальное приложение, отслеживавшее процесс чтения пользователями и проводившее их опросы. Испытуемые должны были читать по полтора часа в день пять дней в неделю, а сам эксперимент длился в течение восьми недель. Также функционировала контрольная группа, занимавшаяся решением языковых головоломок.
Перед тем как начать эксперимент, были оценены когнитивные навыки всех участников, включая рабочую и эпизодическую память. После его окончания добровольцы снова прошли тесты.
Выяснилось, что у первой группы улучшились показатели обоих видов памяти. Но наиболее заметно они выросли у тех, кому содержание прочитанного показалось увлекательным. Можно предположить, что во время чтения, если содержание нам интересно, наш мозг тренируется в запоминании контента, а это аналогично тем же процессам касательно реальной жизни. Если же читаемый текст нам не особо интересен, то чтение может и не пойти на пользу мозгу.
Но не следует останавливаться на какой-то одной-единственной методике. Если вы хотите в старости иметь хорошую память, то развивать ее лучше различными способами. Не исключено, что сработает именно комбинация методов, а не какой-то один из них.
Ирина ШЛИОНСКАЯ
Комментарии