search
main
0

В борьбе идей гибнут люди Учебные предметы важны только тогда, когда они делают детей еще более человечными

Усилия современного образования направлены на развитие гражданского самосознания и ответственности. Много проблем существует в мире. Знание, воля, энергия помогают их разрешать, но насилие, страх, ненависть, предрассудки и предубеждения преодолеть не так просто. Именно они разделяют людей, разобщают их, отравляют человеческое существование, человеческую жизнь заполняют дикие и ужасные проявления. Например, терроризм – проблема, влияние которой на человечество в последнее время поистине велико, и поэтому она требует тщательного исследования, взвешенного подхода. Она сегодня оказалась в центре внимания общества и СМИ. Трагические события в России и США должны стать предметом детального исследования политиков, журналистов и ученых, но и образование не может оставаться в стороне. С помощью школы не только создается общественное мнение, в основе которого неприятие международного варварства, но и возможности для развития индивидуального чувства ответственности, знания опасности, стойкого неприятия насильственных способов разрешения конфликтов. Это является основой для воспитания учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Современная политика, наука, образование ведут поиски эффективных путей противостояния идеям и теориям ненависти, насилия, преодоления диких предрассудков и предубеждений. Один из классиков мировой литературы, А.Камю, написал, что “мрачные образы, которые смотрят на нас с темного зеркала истории (а теперь и из настоящего), в конечном счете – это мы сами”. Образование сегодня должно бросить вызов проявлениям зла, которые существуют в нашей жизни. Иосиф Бродский, замечательный поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе, однажды сказал: “Жизнь устроена так, что то, что мы называем Злом, способно к практически повсеместному присутствию хотя бы потому, что склонно выступать в наряде добра. Вы никогда не увидите, как оно ступает к вам на порог с возгласом “Привет, я Зло!”. Никогда человек не сможет успешно бороться со злом, пока не сможет осознать и понять его соседство с нашими благими устремлениями. Современное общество наполнено враждебными представлениями. Люди пронизаны ксенофобией, которая делит общество на “своих” и “чужих”, на “наших” и “ненаших”, на “мы” и “они”. Люди решительно забыли, что все они одной крови, что все люди – братья. А страх, ненависть и насилие разделяют нас. Реальность представляется жестокой. Человек легко деградирует, теряет свое достоинство и нравственные качества. По меткому замечанию польского сатирика С.Леца, “в борьбе идей гибнут люди”, но стоит сделать важное уточнение к данной фразе – если идеи эти несут в себе ненависть и жестокость. Школа должна научить детей выявлять идеи, в основе которых лежат предубеждения и предрассудки, которые раскалывают общество и делают всех людей врагами.
Если люди желают побороть страх, ненависть и насилие, то подлинным вкладом в образование детей будут уроки внимания и понимания человека, заботы о его внутреннем мире и чистоте его помыслов. Оно должно помочь разобраться и объяснить чувства и мысли детей, научить их быть активными, вдохновить их на мужественные, смелые поступки и научить противостоять пассивности и конформизму. Детей следует научить ценить свои гражданские права и свободы, быть ответственными за свои поступки, научить анализировать факты и мнения, решения и действия, принимать взвешенные, разумные решения. Если мы не пытаемся понять мир, полный насилия, то мы не вправе надеяться на то, что сможем разумно жить в нем и изменить его к лучшему.

Материалы к уроку
“Глобальные проблемы человечества. Международный терроризм”.
Старшие классы
Цель: исследование проблемы мирового терроризма, его влияния на человека, человечество и о средствах противостояния насилию и ненависти.
Задачи:
1. Помочь учащимся осознать всю важность проблемы мирового терроризма, его влияния на человека и человечество.
2. Научить учащихся анализировать сложные противоречивые общественные явления, обнаруживать причинно-следственные связи, оценивать средства противостояния насилию и ненависти, формировать собственную позицию по отношению к терроризму, ответственно и взвешенно принимать решения, а также четко и ясно передавать личную точку зрения по поводу глобальных проблем.
3. Развивать у детей стремление и приверженность к ненасильственным средствам разрешения конфликтов. Учебные средства: видеофрагменты с документальными или художественными кадрами, на которых запечатлены события, отражающие события, связанные с международным терроризмом, словари, в которых имеются определения понятия терроризм, Уголовный кодекс РФ, газеты.

Ход урока:
Учащиеся просматривают видеофрагмент или газеты со статьями, посвященными реальным событиям. Преподаватель задает вопросы: какие события становятся самыми горячими новостями и привлекают внимание всех граждан, попадая на первые полосы газет и в теленовости? Какие события последних дней, месяцев, лет вызывают наибольшую тревогу всего человечества?
Учитель объявляет классу о том, что на уроке предстоит обсудить проблему международного терроризма, причину его распространения, силу влияния и методы борьбы с ним. Преподаватель может воспользоваться различными вариантами организации учебного занятия: а) беседа, б) дискуссия в форме ток-шоу; в) моделирование заседания Совета Безопасности ООН.
Определение понятий терроризм, международный терроризм, террор.
Учащимся предлагают определение терроризма. Ответы можно записать на доске и в итоге сформулировать общее определение.
Терроризм – это особая форма политического насилия, характеризующаяся крайней жестокостью; это невидимая война; это одно из самых опасных преступлений нашего времени, направленное против человеческой жизни и порядка в стране и в мире; это разрушение всех моральных ценностей; это особая форма вооруженной борьбы, направленная на запугивание мирного населения и разрушение жизненно важных объектов, и т.д. Определения, сформулированные учащимися, полезно сравнить с теми, которые можно найти в различных словарях.
“Терроризм – есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях”. Уголовный кодекс РФ.
“Международный терроризм – насильственные акты, совершаемые против отдельных граждан или объектов, в том числе находящихся под защитой международного права (убийства глав иностранных государств и правительств, их дипломатических представителей, взрывы помещений посольств и миссий, представительств организаций, штаб-квартир международных организаций), взрывы в общественных местах, на улицах и вокзалах и др.” Большой Энциклопедический словарь.
“Террор – физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам”. Словарь русского языка С.Ожегова.
Учитель вместе с учениками выделяет основные признаки понятий и обсуждает их. Сначала можно рассмотреть опасность, которую несет терроризм для человека, общества, государства и мирового сообщества, выделить основные последствия. Затем возможно обсуждение причин проблемы и выделение главных из них. После этого преподаватель организует учебную деятельность учащихся по поиску средств противостояния терроризму, используется метод мозгового штурма и составляется список возможных способов преодоления данного негативного явления. Полезно обсуждение эффективности средств борьбы с терроризмом, которое можно начать с ранжирования способов с самого эффективного, и таким образом исследовать вопрос эффективности средств противостояния. Педагогу следует быть чрезвычайно осторожным и взвешенным, помогая учащимся рассмотреть позитивные и негативные последствия каждого из обсуждаемых способов противостояния терроризму.
Вывод: Зло не возникает на пустом месте, оно вырастает и множится с позволения самого человека, который разрешает проникать ему внутрь себя и жить там.
Домашнее задание
Оно по форме и содержанию может быть самым разнообразным: эссе по проблеме урока; создание личного плана безопасности; рекомендации по противостоянию терроризму в микрорайоне, городе, селе; написание меморандума или речи для выступления на Совете безопасности РФ или на Генеральной Ассамблее ООН.
Важно, чтобы учащиеся еще раз подумали о проблеме и проявили свое творчество и использовали его для взвешенного и ответственного принятия решения по одной из самых важных проблем человечества. Речь, которую написали учащиеся для выступления на Генеральной Ассамблее ООН, посвященной проблемам международного терроризма:
Уважаемые Дамы и Господа, уважаемые участники Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций! Сегодня люди живут с тревогой в сердце и душе. Проблема терроризма в наше время становится одной из важнейших для мирового сообщества.
Терроризм – самая страшная болезнь человечества. Для него трудно найти адекватный ответ, но, безусловно, с ним надо бороться, объединив силы всего прогрессивного человечества, используя как глобальные средства – изменение международной политики, создание условий для мирного сосуществования и ненасильственного разрешения конфликтов, так и частные средства, направленные на духовный рост человека, создание атмосферы сотрудничества, солидарности, терпимости и уважения.

Юрий АНТЮХОВ,
учитель обществознания
Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте