search
main
0

В багрец и в золото одетые леса Литературные путешествия

В багрец и в золото одетые леса

Литературные путешествия

У большинства людей чувство Родины – родной страны, Отчизны – дополняется еще чувством родины малой. Эта малая родина со своим особым обликом, скромным и непритязательным, предстает в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с ней, этой личной родиной, человек приходит с годами к большой Родине, которая для всех одна.

Почувствовать единение с мироощущением наших предков, научиться у них любить свою землю можно, только соприкоснувшись с тем миром, в котором они жили, любили и творили. Литературные путешествия – ни с чем не сравнимая возможность соприкосновения с историей, духовной культурой, нравственным миром прошлого.

Чем дальше золотой век великой русской литературы, тем труднее представить и почувствовать ее. Посещение русских литературных усадеб позволяет нам преодолеть эстетические и исторические барьеры, постичь и «опыт быстротекущей жизни», и непреходящие национальные и общечеловеческие, вечные, нравственные ценности, связывающие нас в единое целое – народ.

Первым литературным погружением для моих пятиклассников стала поездка в Захарово, где провел детство Александр Пушкин, в поместье бабушки Марии Алексеевны. Именно она рассказывала внуку старинные предания и легенды, сказки и былины, формируя у него поэтические задатки и любовь к родному языку. В шестом классе ребята продолжили путешествия по пушкинским местам. Царское Село – удивительная дружба, учебные классы, скромный быт лицеистов, торжественный зал, где впервые встретились два великих поэта – «старик Державин» и юный Пушкин. «Минувшее… объемлет живо».

Ожидая экскурсию в Санкт-Петербурге на Мойке, 12, в маленьком внутреннем дворике у памятника поэту, ребята читали его стихи – признание в любви городу: «Люблю тебя, Петра творенье…» А после посещения последней квартиры Пушкина долго не отпускали экскурсовода. Как много, оказывается, возникает вопросов там, где чувствуется присутствие великого поэта!

В прошлом учебном году мы отправились в Михайловское, где оживает последняя встреча лицейских друзей и слышатся шаги любимой няни поэта. Чего только стоит вид из окна скромного барского дома! Вот она, Сороть, где любил летним утром плавать поэт.

Красота природы, приволье, бесконечные парковые аллеи Тригорского! Да разве здесь можно не писать стихи?! Таков был вердикт учеников.

В Святогорском монастыре, подойдя к могиле поэта, наши дети стали сразу серьезнее и задумчивее. По-видимому, именно здесь, положив цветы к памятнику, они открыли для себя что-то очень важное. Пока мы помним его, знаем и любим, будут жить наши язык, культура, история.

Мои ученики много путешествуют. В прошлом году мы посетили Тарханы, Суздаль, Владимир, в этом году – Александров, Псков. Съездили в музей-усадьбу Остафьево, где бывал А.С.Пушкин и писал «Историю государства Российского» Николай Карамзин.

Литературные и исторические путешествия в школьном возрасте, посещение дворянских усадеб дарят ощущение неразрывной связи с теми, чье творчество вошло в золотой фонд мировой культуры, и понимание, что мы сотнями нитей связаны с нашими историей, культурой – Родиной.

Мы были бы сиротами, если бы не было Михайловского и Тархан, Ясной Поляны и Спасского-Лутовинова, Овстюга и Константинова, Болдина и Шахматова. Благодаря прикосновению к прошлому наши ученики становятся более интеллигентными, культурными, воспитанными, учатся понимать красоту и быть добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим красоту, которую именно мы должны принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.

Ирина БЕЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №17

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте