search
main
0

В Австралии ценят искусство во всех его проявлениях

​В ноябре 2014 года в Австралии прошел крупный международный форум – саммит Большой двадцатки, посвященный анализу макроэкономической ситуации в мире. Австралия председательствовала в «Группе двадцати». Это вызвало дополнительный интерес к информации о различных аспектах жизнедеятельности австралийского общества, культуре, образовании, в том числе и о художественном образовании этой страны.

Современная культура Австралии, во многом несущая в себе британские корни и наследие аборигенов, в последние годы стремительно развивается под воздействием культурных традиций иммигрантского населения (около 30% населения Австралии родились за рубежом, примерно столько же граждан – во втором поколении в семьях мигрантов). Такая смесь культур прекрасно характеризует национальные особенности Австралии, где искусство ценят во всех его проявлениях. Творческие индустрии страны имеют заслуженную глобальную репутацию из-за инновационных идей, а также играют заметную роль в австралийской экономике. Недаром новая национальная культурная политика, принятая в 2013 году, имеет название «Креативная Австралия».Развитие искусства поддерживает правительство Австралии. Большое внимание в стране уделяют художественному образованию подрастающего поколения, в первую очередь в период школьного обучения.Школьная система Австралии состоит из подготовительного класса (в некоторых штатах страны эту роль выполняет детский сад) и следующих за ним 12 классов начальной и средней школы. В среднем австралийские дети идут в школу с шести лет (зависит от штата). До 12 лет они учатся в начальной школе (Primary school), до 16 лет – на первой ступени среднего образования (младшая средняя школа – Junior secondary), до 18 лет – на второй ступени среднего образования (старшие классы средней школы – Senior secondary). По окончании 12-летки австралийские дети получают аттестат Australian Year 12.Традиционно учебные планы разрабатывал каждый штат или территория Австралии самостоятельно, в том числе программы по предметам эстетического цикла. В настоящее время существует единый общенациональный учебный план (стандарт), в который включены пять дисциплин: изобразительное искусство, музыка, танцы, театр, медийные искусства. Предполагается, что в начальной школе предметам эстетического цикла должны уделять не менее 100-120 часов, в средней школе – не менее 160 часов в год, причем в старших классах ученики имеют возможность выбрать специализацию по определенному предмету.По последним опросам, более 90% австралийцев полагают, что искусство должно быть важной составляющей образования каждого ребенка. Педагогический подход в Австралии в эстетическом воспитании ориентирован на развитие индивидуальной креативности детей, которую рассматривают в качестве жизненно необходимого навыка в XXI веке для развития инноваций и роста производительности. Школьников вовлекают в творческий процесс, используя различные элементы искусства. Дети учатся воспринимать произведения искусства, формулировать идеи, создавать свои образцы с учетом социального, культурного и исторического контекста. В начальной школе на творческих занятиях детей учат выражать свои собственные мысли, рассказывать истории, используя элементы изобразительного искусства, театра, танца. В средней школе упор делают на развитие навыков в различных сегментах эстетического образования, а также отводят время на преподавание теории и истории искусства, прежде всего искусства Европы, Австралии и Азии.Помимо обязательной программы по предметам эстетического цикла, в Австралии широко развита практика привлечения профессиональных деятелей искусства к образовательной деятельности, прежде всего в начальной школе и в младших классах средней школы. Наиболее распространенной стала программа «Деятели искусства в школе» (Artists in Schools program), финансируемая национальными и региональными правительственными организациями. Программа предусматривает работу представителей из разных сфер искусства (изобразительное искусство, театр, медиаискусство, литература) в течение от 1,5 до 3 месяцев в школах над определенными проектами, в которых принимают активное участие школьники. В то же время в рамках проектов и школьные учителя получают дополнительные навыки для преподавания тех или иных тем, связанных с искусством. Следует отметить, что с 1-го по 7-й класс детей учит один учитель, который преподает им все предметы. В подобной программе, к примеру, в штате Виктория ежегодно участвуют до 40 деятелей искусства начиная с 1978 года. При этом предполагается, что творческие работники должны иметь специальный сертификат для работы с детьми в школе (Working with Children Check).В эстетическом воспитании детей активное участие принимают известные творческие коллективы Австралии, осуществляющие свои образовательные проекты, как в рамках школьного процесса, так и во внеурочное время. Национальный путешествующий театр «Белл Шекспеар» (Bell Shakespeare) реализует одно-двухнедельные театральные проекты во многих школах по всей стране, знакомя ребят с творчеством Шекспира и других известных драматургов с учетом реалий современной жизни. Образовательные театральные программы предлагает «Сидней театер компани» (Sydney Theatre Company). Музыкальный коллектив «Вива Австралия» (Viva Australia) в школьных образовательных программах стремится привить любовь к классической музыке и вдохновить их к созданию собственных музыкальных произведений. К искусству танца и развитию у детей пластики движений приобщает один из известных профессиональных танцевальных коллективов аборигенов «Бангарра Дэнс» (Bangarra Dance). В качестве примера музейной педагогики можно привести программу по эстетическому развитию «Школа портрета», организованную Национальной портретной галереей для детей разных возрастных категорий начиная с дошкольного возраста. Следует подчеркнуть, что в целом эти программы и аналогичные программы других творческих коллективов Австралии учитывают национальный образовательный стандарт в области искусства.Значительную роль в художественном образовании детей играет государственная корпорация «Уиндмил перформинг артс» (Windmill Performing Arts). В Австралийском законодательстве эта компания обозначена как Австралийская компания детского творчества Австралии (Australian Children’s Performing Arts Company). Компания «Уиндмил перформинг артс» – инициатива, направленная на развитие сотрудничества между творческими работниками, преподавателями, компаниями и учреждениями при запуске нового проекта, установлении партнерских связей, проведении совместных презентаций, организации ознакомительных поездок и проведении исследований. Со дня своего основания в 2002 г. компания организует на национальном и международном уровнях детские представления в таких областях искусства, как театр, опера, музыка, танец, балет и кукольный театр. В основе деятельности «Уиндмил перформинг артс» лежит стремление к всестороннему развитию у детей когнитивных способностей. Для этого компания в партнерстве с университетами и другими образовательными учреждениями инициировала осуществление таких стратегических программ, как профессиональная подготовка преподавателей и творческих работников, проведение семинаров по искусству для семей и исследования в области художественного образования. Одним из проектов, осуществляемых компанией совместно с одним из университетов, стал проект «Детские голоса». Это долгосрочный проект по изучению и документированию результатов влияния спектаклей и концертов на эффективность обучения детей. Результаты исследований компания использует для организации новых представлений, а также для официальной оценки качества художественного образования в Австралии.Хочется также отметить уникальный проект «Комната пения» (Song Room), цель которого воспитание искусством детей из неблагополучных семей. Программа предусматривает еженедельные занятия в школах в течение 6-18 месяцев по предметам художественного цикла с учетом индивидуальных потребностей определенной группы детей. В результате реализации этой программы улучшались психоэмоциональное состояние детей, посещаемость ими школы и успеваемость. Кстати, в рамках этого же проекта недавно заработала первая национальная интерактивная платформа «ARTS: LIVE», предназначенная для всех участников образовательного процесса в области искусств: для учителей, занимающихся преподаванием, деятелей искусства, школьников. Информационные технологии достаточно активно используют в австралийских школах, что позволяет в достаточной степени оптимизировать процесс обучения.Замечательную возможность ознакомить детей с различными видами искусства, вовлечь ребят в творческий процесс предоставляют различные специализированные фестивали. Самый известный – фестиваль Out of the Box. Дословно перевести достаточно трудно, но как один из вариантов – «Особенный фестиваль». Фестиваль, целевая аудитория которого дети в возрасте до 8 лет, проводится раз в два года в Брисбене, столице штата Квинсленд. Основная задача «Особенного фестиваля» – активное вовлечение детей в творческий процесс и культурную жизнь города.Форуму «Группа двадцати» – в Кэрнсе (город в северо-восточной части штата Квинсленд) проходила встреча глав министерств финансов и центробанков стран Большой двадцатки – местные власти посвятили специальный конкурс школьных рисунков «Почему мы любим Квинсленд» (G20 School Art Competition «Why we love Queensland»). Организаторы отмечали, что цель конкурса состоит в том, чтобы участники встречи «Группы двадцати» «…полюбили нашу прекрасную природу…». Можно вспомнить, что Кэрнс – столица Большого Барьерного кораллового рифа, город окружен уникальным влажным тропическим лесом. Эти темы наряду с другими были отражены в детских рисунках, которые были размещены на стенде длиной в 70 м, установленном в конгресс-центре Кэрнса, где проходили заседания руководителей финансовых органов стран Большой двадцатки. Один из членов парламента Австралии отметил, что этот стенд появился «… благодаря креативности и творческому воображению наших детей».Елена ГРИГОРЬЕВА, ведущий научный сотрудник МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте