search
main
0

В аварийной ситуации поможет… притча

Педстаж замдиректора по научной работе столичной прогимназии-лаборатории “Пересвет”, кандидата педагогических наук Софьи Филипповны Ивановой – без малого полвека. Не счесть родительских собраний виденных-перевиденных за этот невероятный срок…

Да уж, насмотрелась. Еще моя мать стала, так сказать, жертвой родительских собраний. Помню, какой расстроенной всякий раз она с них возвращалась. По рассказам родителей одноклассников, вечно стояла в углу. В прямом и в переносном смысле. Цековский работник, как и отец, нацеленная на “мировую революцию”, – до меня ли ей было? И я “вела себя” соответственно. “Infant terrible” для всей школы – хулиганила, отчаянно дралась, была заводилой любого безобразия.
– Но это же непедагогично – “гвоздить” прилюдно.
– По меркам своего времени. Родительские собрания всюду шли по шаблону. Расстилалась “простыня” – классная “ведомость”. Против каждой фамилии – цветной указатель – красный, желтый, черный.
“Вот они, наши маяки и наши “звездочки”, – перечисляет отличников воспитатель. И “звездные” родители сияют.
“А эти – бич, беда, крест наш”, – теперь учитель идет по черному списку. На каждую фамилию народ оглядывается. С осуждением. Не дай Бог кого нет: “Видите, как плохой ученик, и родители в школу не ходят”.
– И правильно делают. Кому охота добровольно становиться “мальчиком для битья”.
– Добровольно на собрание никто никогда и не ходил. В 30-е в школу вызывали повестками, требовали расписки в дневнике.
– В 60-х, когда я была школьницей, подобных “законов” не существовало.
– Были свои шаблоны. Но весь разговор по-прежнему “вертелся” вокруг проблемы успеваемости.
– Боюсь, завтра даже и об этом просто не с кем будет говорить. Родители заняты с утра до ночи, учителя то и дело меняются – тоже нужно семьи кормить… Ситуация ухудшается на глазах: еще каких-нибудь лет пять назад было много неработающих матерей. Сегодня работают практически все бабушки. Тем интереснее опыт вашего педагогического коллектива, сумевшего вернуть родителей в школу и сделать их своими сотрудниками. Если еще и учесть, что “Пересвет”, скаламбурю, – появился на свет в начале последнего безумного десятилетия?
– Ну я все-таки должна сказать, что наша прогимназия особая, мы рассматриваем ее как школу-лабораторию. Она нетипична даже в отношениях с родителями. Потому что задумывалась как школа-дом, школа-семья и создавалась совместно с родителями.
Внутренние перемены родительских собраний начались с перемен в их “внешнем облике”. Прежде всего развернули столы с партами. Эта ситуация и в мыслях не представлялась – и люди повернулись лицом друг к другу. Оказались в круге, а это невольно объединяет. Сразу начинает складываться “коллективчик”. Тут все знают, чем “дышит” класс.
А уж сегодня, когда сделано несколько выпусков, когда сформировалось сообщество, содружество со своими традициями, нормами поведения, субкультурой, на собраниях не спрашивают: “А мой-то там как?”. Все вопросы успеваемости и возможности ее улучшить решаются в индивидуальном порядке, с глазу на глаз. На родительских ставим общие вопросы:
– атмосфера в классе;
– отношения девочек и мальчиков;
– внимание к внешнему виду…
– Как часто проходят собрания?
– У каждого класса – по своему плану, примерно раз в четверть. А вообще по мере надобности. Помните нашествие томагочей. Прибегает ко мне классный руководитель: “Софья Филипповна, беда – весь класс только тем и занят, что их обихаживает”. Родители за голову хватаются: что делать? “Давайте, братцы, бороться”, – говорю.
– Как? Запрещать, что ли?
– Замещать. Как всегда, замещаем. Вот и тут классный руководитель вместе со школьным психологом и батюшкой (“Пересвет” – православноориентированная школа. – Е.К.) провели родительское собрание, посвященное игре.
Родители, которые мастерят с детьми самодельные игрушки, готовят и проводят домашние праздники, рассказали, как они организуют игровую деятельность, принесли игрушки… В общем, получился интересный и полезный обмен опытом.
А я рассказала детям страшную историю из своего детства. Случилась она в домике по соседству.
Рано утром родители уходили на работу. Целый день их маленькая дочка оставалась одна в запертом доме. И подружилась она… с крысой. Крыса приходила к ней в гости, девочка с ней разговаривала, играла, кормила… Но это была ее тайна. Как-то в неурочный час домой пришла мать. Она тут же схватила кочергу и убила крысу. Девочка заболела и умерла – так сильно переживала свою потерю.
Я им зачем эту притчу рассказала?
– Понимаете, – говорю, – вы сейчас привыкаете к новому “другу”, кормите-поите, по часам спать укладываете… А в результате вместо того, чтобы любить ближних, людей вокруг, природу, птиц и зверей, отдаете всю душу этому, не знаю, как и назвать это чудище, которое вы всюду таскаете с собой.
Что тут началось… “А мне подарили!” – “А мне купили”. – “Что же делать?” – “Не знаю”. – “А если я ее брату отдам?” – говорит один. “Ты что, – орут, – зла ему желаешь?!” Другой: “Я ее на улицу выброшу”. “А если, – кричат, – бедный подберет, ты ему, значит, такой подарочек подсунуть хочешь?” “В мусоропровод спущу!” – вскакивает с места третий…
Словом, они начали искать способ, как от своего любимчика избавиться.
“Томагочи” кончились, появились какие-то “пузики”. Мы и этих таким же “макаром” ликвидировали…
Елена Комарова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте