Калуга вузами богата. Их около двух десятков на 360-тысячный областной город. Но филиал Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС) оказался наиболее притягательным для многих. Обучение по специальности ⌠Государственное и муниципальное управление■ само по себе перспективно. К тому же в этом вузе, руководимом Павлом Самыловым, столько новаций, интересных наработок, что им могут просто позавидовать иные учебные заведения. Здесь, как это ни громко звучит, воспитывают патриотов. Судите сами.
В самом деле, везде ли мы сталкиваемся с тем, что юноши-выпускники с получением диплома управленца… идут служить в армию? И считают, что служба даст им дополнительную практику, которая в будущей их работе будет крайне необходима.
Директор филиала вырос в офицерской семье. Среди его помощников – офицеры запаса. Когда бывший офицер-ракетчик полковник запаса Валентин Филиппов пришел к Самылову устраиваться на работу и выложил ему свои идеи, поддержку нашел с ходу.
Идей было много. Например, Валентин Степанович предложил организовать… ⌠гуманитарную конверсию■. Ее необходимость продиктована жизнью. Всем известно, что в Вооруженных Силах проводятся сокращения. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы социальной адаптации и переподготовки военнослужащих. Люди с высшей военной подготовкой, богатым опытом руководства большими воинскими коллективами в 40-45 лет порой оказываются на распутье, не знают, как найти себя в гражданской жизни. Филиал Академии госслужбы в Калуге задался целью помочь им.
⌠Полигоном■ для вуза стала дивизия Ракетных войск стратегического назначения, дислоцируемая в Козельске. Это соединение – одно из самых крупных воинских формирований в области. Тогдашний командир дивизии генерал-майор Сергей Каракаев сразу оценил перспективность программы ⌠гуманитарной конверсии■. При всех ее плюсах вуз еще и реализует ее на бесплатной основе. В виде шефской помощи. А надо заметить, что филиалу каждый слушатель ⌠обходится■ в 10 тысяч рублей. Их вуз зарабатывает, не беря у государства ни копейки.
Филиал проводит занятия с офицерами, что называется, на дому. Мы приехали в Козельск как раз в учебный день, когда преподаватели (в основном женщины, ведомые деканами факультетов Светланой Игнаткиной и Еленой Зайцевой) собрали в Доме культуры своих подопечных.
В учебном процессе используется электронная обучающая система, которая развивает навыки работы с современными образовательными компьютерными технологиями. В ее создании участвовали семь учебных заведений страны, в том числе и калужская академия.
17 военнослужащих на тот момент уже получили дипломы академии, 20 стали их обладателями во втором выпуске.
Переподготовкой офицеров запаса занимаются и другие вузы страны. Но, пожалуй, только калужская академия обращает внимание и на военнослужащих срочной службы, солдат и сержантов, готовящихся к увольнению в запас. Программа с ⌠дембелями■ включает в себя основные понятия современной экономики, особенности регистрации и работы предпринимателя, советы по эффективному трудоустройству, особенности налогообложения малого бизнеса, трудовое право…
Занятия проводятся в форме открытой беседы и деловой игры, практикуются тесты. Так, в ходе занятий военнослужащие смоделировали фирму, на примере которой достигли понимания таких рыночных терминов, как ценообразование, налогообложение, издержки производства, инвестиции, конкуренция… В программу входит регулярный контроль знаний в виде ответов на вопросы анкеты.
Преподаватели отмечают качественные изменения в знаниях солдат. Если первый тест на экономическую грамотность выявил примерно 60% правильных ответов, то заключительный – уже 85. С таким проектом приходится встречаться впервые. Не случайно командиры других воинских частей попросили внедрить проект и у них. Согласитесь, хорошо бы не только в Калужской области, но и по всей стране.
Показательно, что обучали солдат студенты-старшекурсники. Они применяли свои знания на практике и сами к тому же многому учились. Не только преподавательскому ремеслу, но и суть воинской службы постигали. Для них в академии внедрен спецкурс ⌠Основы военной службы■. Начинался он со знакомства с ракетным соединением. Впечатления от него студент Вадим Богданов выразил так:
– Устойчивые стереотипы об армии ломались на каждом шагу. Мы побывали в музее истории, возложили цветы на братскую могилу 125 бойцов Великой Отечественной войны, посетили казарму, отведали солдатских щей, узнали, что такое учебная тревога у стратегических ракетчиков…
Экскурсиями дело не ограничивается. Позднее студенты проходят в соединении ⌠курс молодого бойца■. А потом – армия!
Александр БОГАТЫРЕВ,
Александр ДОЛИНИН.
Комментарии