Мы, кажется, встречались где-то? Наверняка…
Раннее утро 21 апреля. Бесконечные коридоры “Учительской газеты” словно специально созданы для приятных встреч. На каждом повороте знакомые лица. Кто-то не виделся год, кто-то три. А вот и знакомый, о котором ничего не знали целое десятилетие! Как это все совпало: весна 1990 года, первый “Учитель года” и апрель последнего года тысячелетия – опять редакция, старый дом, где родилась идея конкурса. И те же лица, ничуть не постаревшие.
Кажется, что встретились выпускники. Не важно, что эти люди были рядом не десять школьных лет, а десять конкурсных дней. Они знают друг о друге больше, чем об одноклассниках. Они любят те же книги, песни, у них похожие научные интересы и увлечения, как бывает в редких случаях у братьев и сестер или друзей детства. Они понимают друг друга с полуслова.
Ну как живешь, что нового? Редко кто отвечает – да все по-прежнему… Или – знаешь, все так плохо… Хотя, увы, и среди конкурсантов есть люди, не востребованные в своих регионах, даже в своих школах. Но они и в такой ситуации не теряются! Кто-то написал методическое пособие, книгу, начал преподавать на курсах повышения квалификации, в вузе, кто-то сел за диссертацию. Учительская жизнь полна, вот почему общаться с лауреатами конкурса безумно интересно. Журналисты “УГ” – счастливые люди. Ведь мы не просто пишем о конкурсе, мы дружим со многими участниками. А в октябре, встречая друзей, “пируем”, наслаждаясь бесконечными разговорами. И не только в октябре. Четыре слета в чудо-гимназии Валерия Салахова в Сургуте – это тоже общение, а еще мастер-классы, обсуждение современных педагогических методик и технологий, споры и представление идей.
Каждую новую встречу заново открываешь давно знакомых людей. В этом году я собрала небольшую коллекцию языков, которыми владеют учгодовцы. Это не только традиционные английский или немецкий, но также ногайский, кабардинский, татарский, башкирский, турецкий, якутский, осетинский… Или вот увлечения. Беру первую попавшуюся анкету слета – “компьютерное моделирование стохастических процессов”. Да – а – а… Есть не такие сложные. Историк из Улан-Удэ Григорий Соколов, участник конкурса 1993 года, оказывается, собирает старые пластинки. Другие занимаются каратэ и моржеванием, нетрадиционной медициной и ремонтом компьютеров. Так или иначе, почти никого “чистым” педагогом не назовешь. Участница прошлого года Наталья Нежкина, преподаватель ЛФК из Иванова, оказывается, кандидат медицинских наук, терапевт по образованию. Вошедший в 1997 году в “пятнашку” Виталий Широтов – заместитель главы администрации Троицко-Печорского района Республики Коми, почетный гражданин поселка Троицко-Печорск. Еще парочка учителей – депутаты местных советов. Есть даже член районной избирательной комиссии и председатель местного комитета “Общества любителей охоты”! А какая богатая жизнь у преподавателя музыки из Челябинска Эллы Корнишиной, финалиста самого первого конкурса 1990 года. Она и в работе аттестационной комиссии участвует, и областной конкурс “Учитель года” помогает проводить, и хрестоматии, учебники по дирижированию для студентов педучилища создает, и концертную деятельность в городе ведет. За событиями в жизни педагогов просто не угнаться! Учитель музыки и МХК Сергей Краснушкин, лауреат 1997 года, в 1998 году стал певчим Никольского кафедрального собора в родном Оренбурге, а в прошлом году – солистом Оренбургского казачьего хора. Участница того же года, географ Анна Криворучко из Ростова-на-Дону, недавно перешла из школы в областной институт повышения квалификации старшим преподавателем. А Елена Пиетиляйнен, финалистка 1996 года из Петрозаводска, в этом году вступила в Союз писателей России! В общем, каждый учгодовец наверняка бы подписался под словами биолога Юрия Титорова из Кемерова, который на вопрос о хобби ответил: “Интересно жить”.
Не Интер – нет, а Интер – да!
Еще месяц назад название Федерация Интернет-образования для многих участников слета звучало как фраза на китайском языке. Интернет был где-то на Марсе, а современный компьютер представлялся чудом техники – не для этой жизни. Неудивительно – во многих регионах оснащение учебных заведений компьютерной техникой “замерзло” на нулевой отметке из-за отсутствия финансирования. По той технике, которая стоит в школах, можно изучать историю ЭВМ: “Букашки”, “Электроники”. Где-то есть современные “Пентиумы”, но в количестве… одной штуки.
Контрастом к повсеместной картине выглядит великолепный Интерград – учебный центр Интернет-образования, созданный специально для российских учителей федерацией и ее генеральным спонсором – нефтяной компанией “Юкос”. Здесь и десять оборудованных по последнему слову компьютерных классов с выходом в сеть, конечно. Конференц-залы. Столовая. Все, что нужно для нормальных занятий. Одновременно центр может принимать сто человек. Сейчас здесь обучается вторая группа учителей за всю недолгую историю центра. Учителя года – пока не слушатели, а гости этого города современных технологий. Первая лекция – введение в тему. Вряд ли кого-то из лауреатов “Учителя года” надо агитировать за Интернет-технологии. Об информационных и коммуникативных возможностях Всемирной паутины многие наслышаны. Но честно признаются – всегда считали компьютер слишком сложной “штукой”. Значит, дело не только в отсутствии материальной базы? Может быть, наличие компьютерного класса – еще не повод сесть к монитору? Химик из Смоленска, лауреат 1998 года Елена Элькинд размышляет: “Я ни разу в жизни не пользовалась компьютером, совершенно беспомощна как пользователь, не знаю, на какие кнопки нажимать. В то же время я понимаю, что это перспективно, без этого нельзя. Стыдно – наши дети пользуются компьютерами и смотрят на нас, как на птеродактилей. Я ощущаю дискомфорт. Мы безграмотны, не разбираемся в том, чем давно живет весь мир. До сих пор говорим про бедность”.
Говорили о бедности даже учителя года. Такой диалог состоялся между конкурсантом и ведущим секции “Психологические и философские основы виртуального общения”, где обсуждалось в том числе и то, как учитель может помочь ребенку избежать опасностей в Интернете:
– На мой взгляд, разговор идет о каких-то виртуальных проблемах.
– Они возникнут сразу, как только вы подключитесь к Интернету, начнете работать с детьми.
– Как только в школе у нас потолок отремонтируют, чтобы не падал.
Но, наверное, был прав министр образования Владимир Филиппов, когда, поднимая тост за учителей на открытии слета, сказал: “Когда мы открывали Интернет-центр вместе с Валентиной Ивановной Матвиенко, некоторые злорадствующие газеты написали – вот занимаются сейчас Интернетом, нет чтобы голодающим школьникам помочь. Надо делать и то, и другое. Если мы будем все время говорить – как все плохо, от этого лучше не станет”. Министр считает, что нужно начать с компьютеризации всей страны. Это главная цель программы “Поколение.ru”, которая пока идет по плану, опубликованному пару месяцев назад в “УГ”: открыт центр “Интерград” в Москве, идет подготовка к открытию пяти российских Интернет-центров, работают курсы для педагогов, началось сотрудничество с учителями года. Следующий шаг как раз и связан с нашими конкурсантами. Иметь компьютерный класс и доступ в Интернет – полдела. Победители самого престижного в стране учительского конкурса должны были наметить, как использовать Интернет-технологии в классной и внеклассной деятельности, в преподавании различных предметов. Наконец, подумать о том, как избежать негативного воздействия Интернета на детей. Известно, что в сети, как в жизни, есть все – и ресурсы о культуре и литературе, и порнографические сайты, и реклама с предложением наркотиков. Вот такие задачи поставили перед участниками слета, многие из которых, как сказано выше, об Интернете имели весьма смутное представление.
И учителя блестяще с ней справились. Потому что поверили – ситуация может измениться. И медлить нельзя, учиться придется на ходу. Лекции ведущих специалистов в области информационных технологий из РАО, РАМН, других научных учреждений дали представление о том, что такое образовательный Интернет, какими ресурсами и услугами может воспользоваться педагог и школьник. Александр Селянин, историк, директор школы из Костомукши, считает, что эта информация была самой важной: “Я вижу огромную пользу в таких семинарах, как этот. Главная задача – увидеть в Интернете возможности для образовательной работы. С чего-то надо начинать. Я знаю несколько школ, у которых есть выход в Интернет, но только у директора, который оттуда раз в неделю какую-то информацию официальную скачивает или пользуется электронной почтой как средством связи. На самом деле у Интернета – огромные потенциальные возможности изменения образовательного пространства в школе. Мне понравилась идея виртуального государства “Новая цивилизация”, я попытаюсь этот проект в своей школе запустить. У меня уже семь лет существует система самоуправления, мы избираем президента, у него есть свое маленькое правительство, только мы делаем это не на таком уровне, не с таким размахом. В этом году мы хотели расширить сферу деятельности. Проект позволяет вовлечь детей из других школ, вместе войти в эту систему”.
На секциях по различным предметам школьной программы и по интересам – проекты в Интернете, дистанционное образование, психологический акспект – учителя приняли несколько принципиальных решений.
Во-первых, необходимо создать виртуальные методические объединения по предметам, где специалисты могли бы общаться и где публиковались бы результаты телеконференций. Во-вторых, необходимо перевести в электронный вид необходимые учителям официальные документы. В-третьих, педагогам нужна информация о различных Интернет-проектах, и к этой работе надо привлекать не только виртуальные, но и традиционные средства массовой информации. В-четвертых, при аттестации педкадров нужно учитывать, что педагог работает с новой технологией. В-пятых, сделать базовой уже существующую в Интернете страницу конкурса “Учитель года” и предложить всем участникам присылать свои идеи, разработки на этот сайт, создать банк Интернет-проектов, направленных на социализацию личности, определиться с первоочередным проектом, объединяющим всех участников конкурса и учеников (“задел” уже есть – проекты “Новая цивилизация” и “Гражданин”). В-шестых, там, где подключиться к Интернету сложно, нужно использовать так называемое оф-лайновое распространение материалов, то есть изучать электронные копии образовательных сайтов. В-седьмых, создать группу разработчиков дистанционных курсов с непременным участием учителей.
Основательно продуманные рекомендации подготовили участники секции “Психологические и философские основы виртуального общения”. Они считают, что в любом проекте, который будет разрабатываться в рамках программы “Поколение.ru”, должна быть обеспечена психолого-педагогическая поддержка учеников, работающих с ресурсами Интернета. А для этого необходимо:
1. Провести специальные практико-ориентированные психолого-педагогические исследования, связанные с учебно-познавательной деятельностью учеников в Интернете.
2. Обязательно включить профессиональных психологов в команду разработчиков образовательных сайтов и прочих программных средств учебного назначения.
3. Организовать работу на базе созданных или создающихся Интернет-центров психологов-консультантов, которые будут проводить как индивидуальную работу с учениками, родителями и педагогами, так и различные групповые психологические тренинги.
4. В рамках работы экспериментальных площадок осуществлять психологический мониторинг и разрабатывать соответствующие методики: мониторинг деятельности учеников в Интернете и так далее.
5. Осуществлять психологическую диагностику индивидуальных особенностей личности ребенка, работающего в Интернете, чтобы выявить познавательные, профессиональные интересы, определить индивидуальный стиль познавательной деятельности – выработать индивидуальную образовательную траекторию.
Самая большая секция “Дистанционное образование” не только выдвинула свои предложения, но даже создала, пока что как проекты, несколько виртуальных уроков, модель для проведения любого урока виртуального характера, а также выработала теоретические подходы к проведению в Интернете олимпиад для школьников. Кстати, материалы этой секции скоро появятся в нашей “Методической кухне”.
И, наконец, главное предложение касалось все-таки “железа”. Чтобы освоить Интернет и внедрить в образование все вышеперечисленное, каждому участнику слета необходим компьютер и проплаченный доступ в Интернет. Исполнится ли эта мечта учителей года, пока неизвестно, но директор программы “Поколение.ru” Анатолий Ермолин внимательно выслушал все рекомендации и ничего не возразил на этот пункт.
Два дня в Интерграде – как открытие новой планеты. Первый визит в Интернет, первая в жизни напечатанная строчка в редакторе “Word” и даже… первая брешь в привычном взгляде на мир. Учитель музыки и МХК из Оренбурга Сергей Краснушкин, участник конкурса 1997 года, был убежденным противником дистанционного обучения. Как можно чему-то обучать на расстоянии? “Здесь я понял, что это не так уж плохо. Вот учитель музыки Виктор Шилов (учитель года-99) представил интегрированный урок для дистанционного обучения “Учись петь, как Робертино Лоретти”. Я хотел возразить, даже вопрос подготовил. Но он меня убедил, что можно музыке обучать на расстоянии. Я привезу в школу идею, что это возможно. И не только в школу. Я сейчас вхожу в коллегию управления образования нашей Оренбургской области. Почему эта идея важна? Закрываются малокомплектные школы, и дистанционное образование может спасти ситуацию. Там, где школ не будет, ребята смогут учиться на расстоянии. И еще. В этих маленьких школах часто не хватает специалистов по каким-то предметам. А ведь детей нужно готовить по всей программе. Часть предметов можно вести традиционным способом, а часть – виртуально. Это лучше, чем музыку, например, будет преподавать непрофессионал, с чем часто приходится сталкиваться. Это выход! Можно будет выбирать, у кого учиться, где учиться, выбирать качество своего собственного образования”.
Семинар в Интерграде не только дал новые знания и пищу для размышлений, но и внес коррективы в жизненные планы учителей. В ближайшие полгода все 150 лауреатов и победителей “Учителя года” проведут три недели в Интерграде, изучая компьютеры и Интернет, а также превращая свои авторские программы, разработки, учебники, находки в виртуальную реальность. Каждый будет заниматься в удобное для него время. Но скорее всего на курсы педагоги соберутся незадолго перед конкурсом “Учитель года-2000”. Верные себе, учителя и тут дали сотрудникам Интернет-центра свои рекомендации. Галина Омельченко, преподаватель физики, Карачаево-Черкесия, участник 95-го года: “Нужно тех людей, которые умеют что-то делать, собрать отдельно. “Чайников” – отдельно. Общий обзор тоже нужен. Эти курсы – полезные, я услышала о тех вещах, о которых не знала. Обзор нужен, чтобы задуматься: а что тебе вообще нужно, над чем дальше работать?” А кто-то из молодых учителей предложил: давайте в память о слете переделаем название – не Интернет, а Интерда!
Москва и москвичи
Семинар в Интерграде завершился, разъехались “пятнашки”, остались “пятерки” финалистов “Учителя года”. А программа слета исчерпалась только наполовину. Из Интернет-центра “Учительская газета” и Федерация Интернет-образования передали учгодовцев из рук в руки московским учителям. Экскурсия по Москве, фотография на память около Московского университета, прогулка по Московскому городскому Дворцу творчества детей и юношества на Воробьевых горах, бывшему Дворцу пионеров, и, конечно, визиты в московские школы. Хозяева первого дня “московской программы” – Юго-Западное окружное управление образования – похвастали комплексом, в который входит кадетская школа, школа с еврейским этнокультурным компонентом и школа-интернат с великолепной системой дополнительного образования – палатой ремесел. А вечером насыщенного дня победители и лауреаты “Учителя года” были приглашены на закрытие Московского городского конкурса “Учитель года-2000” в Концертный зал “Россия”.
На церемонии наших учителей приветствовали как почетных гостей. Участники слета поняли – попали к своим. Замечательный концерт, симпатичные коллеги на сцене. И вдруг… Объявлен победитель. Взволнованная Любовь Петровна Кезина, начальник Московского комитета образования, обращается к учителю года Москвы Ирине Хачатрян с напутствием: “У нас есть надежда, что вы достойно представите Москву. Будучи учительницей химии, Ирина Николаевна может вести урок в стихотворной форме, заранее ничего не придумывая. Как мне сказали, у нее есть театр по химии, есть опера по химии, она прекрасно разбирается в музыке и сама музицирует, прекрасно владеет французским языком. Меня всегда это настораживает. Мы выдвигаем на наших московских конкурсах претендентов на российский, которых не могут там оценить. Агапова выдвинули, экономику преподавал, тогда еще экономики не было в России. Марию выдвинули Филиппенко, латынь преподавала, не нашлось экспертов, которые бы оценили ее, вне конкурса прошла, в “пятнашку” не попала. Поэтому просьба такая, Ирина Николаевна, – не перестарайтесь, ладно? Чтобы для вас хоть эксперта нашли. А то там как заговорите стихами – и все”. Раздался смех и аплодисменты. Только учителя года сидели в оцепенении. Позвать в гости, чтобы намекнуть – вы не обольщайтесь, мы-то знаем, кто на самом деле лучший? Что имела в виду начальник московского образования? Все были сбиты с толку. Жалко было победительницу. Каково ей придется на всероссийском конкурсе, когда окажется, что, как всегда, каждый второй претендент на победу пишет стихи, каждый третий – музыку, многие музицируют и ставят спектакли на школьной сцене?
Кезину знают и уважают российские учителя, тем более бывшие конкурсанты, ведь Москва – родной дом для учителей года. Об этом педагоги сказали на следующий день, во время визита в Московский комитет образования. И попросили уточнить – неужели Любовь Петровна действительно считает, что на всероссийском финале жюри не совсем адекватно оценивает представителей столицы? Любовь Кезина: “Я сказала – не жюри оценивает, а мы неадекватно выставляем своих конкурсантов. Нам хочется видеть учителей от Бога. Очевидно, мы немного опережаем время. У меня к жюри нет вопросов, у нас вопросы к самим себе”. Кажется, ситуация “смягчилась”. И вдруг, уже на прощание, Любовь Кезина пожаловалась: “Нам помешали встретить вас так, как мы хотели. Мы планировали пригласить вас на неделю, составили программу. Потом вдруг вмешивается “Учительская газета” вместе с Федерацией Интернет-образования с семинаром, и нам говорят – ваши только три дня”. Так педагоги с удивлением узнали, что на семинар в Интернет-центре их собрали… благодаря МКО, хотя свою независимую акцию “Учительская газета” вместе с Федерацией Интернет-образования запланировала давным-давно. Что по школам учителей собирались водить в субботу и воскресенье – именно в эти дни проходило обсуждение проблем Интернет-образования.
К сожалению, никто не задал вопроса: “А почему московскую часть слета закрыли в среду, а не, например, в пятницу?…”
Впрочем, все эти недоразумения не могли испортить настроения бывшим конкурсантам. Тем более что программу москвичи предложили действительно замечательную. Каждый округ блистал талантами. Юные артисты из Центра творчества детей и юношества им.Косарева поразили профессионализмом, гала-концерт “Дети Москвы – юбилею Победы” запомнился великолепием и размахом.
Очень понравились российским учителям московские школы. В измайловской гимназии #1508 нашим конкурсантам показали уроки и рассказали об особенностях этого учебного заведения – модульных уроках, системе педагогической поддержки ребенка, исследовательской деятельности гимназистов. А еще провели “круглый стол”, где гости взяли правление в свои руки и поделились с хозяевами опытом. Увы, показать себя на уроках российские педагоги не смогли – это, к сожалению, не было предусмотрено программой. Всех поразил центр образования “Москва-98” в Новой Олимпийской деревне. Учителя ходили по спортивным залам с новенькими тренажерами, классам с современной мебелью, любовались бассейном и просторными холлами, столовой и великолепным актовым залом, смахивающим на филиал оперного театра. По-хорошему завидовали детям и педагогам. И надеялись – в их регионах когда-нибудь появится нечто подобное. Тогда слеты каждый лауреат “Учителя года” будет проводить у себя по очереди раз в месяц, предварительно разослав приглашения по e-mail или обсудив программу слета на телеконференции. Первый шаг к мечте учителя года уже сделали.
Оксана РОДИОНОВА
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии