Конкурс “Учитель года Новосибирской области” родился раньше российского – в 1989-м, как только сибиряки разузнали о профессиональном движении от своей гостьи – американской учительницы года, социального историка Мэри Биковарис. И вот уже в четвертый раз победителем областного конкурса становится педагог из небольшого рабочего поселка Маслянино. Маслянинский районный методкабинет уже и в прессе стали называть “кузницей победителей”.
О победителе нынешнего областного конкурса Александре Александровиче Буханистове, биологе из 1-й маслянинской средней школы, я и раньше была наслышана: то в Экологическом фонде рассказывали про его технологию нового экологического образования на основе интерактивных методов, то студенты университета, шефы Маслянинского района, восторгались его экологическими эстафетами, фестивалями, экспедициями по краю, исследовательскими и социальными акциями его учеников по спасению малых рек.
Методисты НИПКиПРО и преподаватели педагогического университета рассказывали, что Александр Александрович много лет трудится над созданием и совершенствованием собственной модели системной организации содержания общей биологии. Он автор объемного сборника основных понятий курса, который продолжает расти от урока к уроку. На базе словесно-логического метода и системного подхода создал программу коррекционной работы по курсу “Растения” для 6-7-х классов. Особым спросом у биологов пользуются его авторские программы факультативных курсов для начальной школы “Мир вокруг нас”, которые дают малышу логическую опору и алгоритм рассуждения, погружают его в начала философии и логики.
Коллеги шутят, что в сорок лет Александр Александрович поменял специальность: двадцать лет был первоклассным биологом, а теперь стремительно осваивает социальную психологию и биокибернетику, экологию, антропологию, медицинскую генетику, социологию, философию образования и теорию массовой коммуникации.
Но все-таки, говорят, главный его конек – логика. Даже к малышам на урок он входит со словами “сегодня мы будем учиться хорошо мыслить” и учит их выстраивать с помощью вопросов друг другу (своеобразный интеллектуальный волейбол или эстафета) логические последовательные цепочки, ведущие к открытию. Его педагогическая цель – организация самопознания через диалог, объединение знаний, целесообразной деятельности и самосознания на основе системного мышления и логики. Ничего себе, простенькая задача в условиях совсем небогатой сельской школы!
“А не замучил ли он там детей своим обожествлением логики и философии?” – думала я, отправляясь в Маслянино. Каково же было мое изумление, когда в его конкурсном эссе увидела эпиграф “Смертельный грех учителя – быть скучным!” Когда познакомилась с легким, изящным стилем его педагогических заметок. Когда в районном Доме культуры среди стендовых портретов артистов Маслянинского народного театра обнаружила обаятельно – лукавую улыбку и знаменитые пышные усы Сан Саныча (так зовут его друзья и дети, так маркирует он свои файлы в компьютере). Оказывается, ему особенно удаются комические роли в спектаклях по рассказам Чехова, Ильфа и Петрова, Зощенко и Бабеля – он приводит в состояние гомерического хохота и восторга любую аудиторию.
Мне посчастливилось побывать на уроке биологии в седьмом классе. Осмысливали особенности и роль млекопитающих. Блистательно действовал словесно-логический метод, когда учитель не критикует высказывания учащихся, а побуждает их к новым и новым рассуждениям и догадкам. Его ученики любят рассуждать о роли парадоксов, интуиции и эвристических озарений в истории биологии и умеют слушать друг друга, что уж совсем поразительно, не перебивая, но пытаясь понять.
Спеша объяснить целесообразность отношений хищников и травоядных в природе, один из школяров выпалил:
– Хищники поедают слабых или больных, от этого болезни прекращаются и рождается только сильное потомство. Значит, хорошо и тем, и другим.
В ином классе урок был бы сорван коллективным хохотом. Здесь же лишь улыбка порхнула по лицам – спешили высказать новую мысль. Мыслям было очень тесно…
К такому результату Александр Александрович подводит их исподволь. Вот зачем логические алгоритмы и словарик понятий с первого класса – чтобы дети одинаково понимали одни и те же слова, жесты, эмоции, чтобы осознавали сразу законы грамматики и логики, приобретали семантическую грамотность и культуру умственного труда.
В каждом классе он начинает с тренинга: выработаем правила совместной работы. В малых группах каждый пишет на своем листочке: “будем внимательно слушать, короче говорить”, “Объясни, что ты хотел сказать” и т.д. 5-й класс видит основу сотрудничества в точности и лаконичности. 7-й составляет сложную таблицу: творчество, доверие, признание успеха, взаимопонимание, чувство юмора, доброжелательность… И эти правила становятся привычкой.
Изумило меня и необычное “путешествие” начальных классов в Африку с Сан Санычем: оказывается, поэзия, искусство, романтика и строгая логика вполне уживаются на одном уроке. Как уживаются они в прекрасном человеке, обаятельном артисте, смелом естествоиспытателе и путешественнике, учителе сельской сибирской школы Александре Буханистове, которому я всем сердцем желаю стать обладателем “Хрустального Пеликана”.
Галина ФРОЛОВА
поселок Маслянино,
Новосибирская область
Комментарии