Цель: проверить уровень знаний о природе Африки, развивать интерес к географической науке, побуждая учащихся к изучению дополнительного материала за страницами учебника; закрепить навыки работы с разными видами карт атласа, контурными картами; развивать навыки сотрудничества, сопереживания.
Оборудование: физическая карта мира, карта природных зон, картины природы Африки, атласы.
Организация деятельности учеников:
1. Определение названия команд, капитанов, целей работы. Представление команд.
2. Конкурс капитанов (2 балла): Где бы ты смог организовать катание на лыжах в Африке? Какие реки можно перейти вброд, не замочив ног? Какое озеро в Африке можно назвать сестрой Байкала?
3. Разминка. Команды задают вопросы друг другу. (2 балла).
4. Конкурс почемучек (2 балла). Каждой команде достается по два вопроса:
а) Какая река в Африке самая многоводная? Почему?
б) Почему в Африке находится самая большая пустыня Сахара?
а) Почему в Африке преобладает равнинный рельеф?
б) Почему Африка самый жаркий материк?
а) Почему в саванне богат животный мир? (Очень много крупных животных).
б) Почему на полуострове Сомали пустыня, хотя он омывается океанами?
5. Знаете ли вы карту? (Приложение 2). 5 баллов.
Работа с контурными картами. Каждой команде достается одна из тем: озера, реки, горные системы, высшая точка.
Отметить на карте озера: Ньяса, Танганьика, Чад, Виктория, залив Гвинейский, канал Суэцкий.
Отметить на карте реки: Конго, Нил, Замбези, Нигер, водопад Виктория.
Отметить на карте горы: Атлас, Драконовы, Капские; нагорья: Эфиопское, Восточно-Африканское, Килиманджаро.
6. Собрать “Ромашку” из семи лепестков. (5 баллов).
Выбрать из 9 лепестков 7 с названиями животных по природным зонам. Горилла, бегемоты, кистеухие свиньи, львы, носороги, верблюды, кенгуру, лама, зебра.
7. Конкурс климатологов (опорные схемы – угадай пояс). Показать на карте климатические пояса: экваториальный, субэкваториальный, тропический. (4 балла). (См. схему)
Остальные члены команды ищут географические ошибки, допущенные в тексте. За каждую найденную ошибку – 1 балл.
Первое задание. Рюи Блаз, герой одноименной пьесы В.Гюго, говорит: “Вы к тиграм в Африку послать меня хотели”. А в детской книжке написано про тигра: “Он прячется в джунглях, в зарослях, таится около тропы, по которой идут к водопаду антилопы и зебры”.
Какие зоогеографические ошибки здесь допущены?
Второе задание. Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке. Был март, чувствовался приход весны. Слои снега еще лежали под соснами, которые были зелеными, т.к. никогда не сбрасывают листву. Пингвины отбирали пищу у зайцев. Кругом громко каркали вороны. Нам было очень интересно.
Третье задание. Прибыли мы в пустыню Намиб рано утром. Вся природа благоухала свежестью и сочной зеленью после обильного ночного дождя.
Кругом возвышались гигантские деревья, по которым с быстротой молнии прыгали забавные мартышки. Стоял летний месяц июль. Долго мы оставаться здесь не могли и поэтому продолжали путешествие по Нигеру к Атлантическому океану.
8. Конкурс художников (по 3 человека) – 3 балла.
Дети рисуют по очереди: верблюда, жирафа, слона.
9. Представить описание растений, животных – 3 балла.
10. Если будет время провести выступления художественной самодеятельности по одному номеру от каждой команды. (В оценочных листах дети сами ставят оценки).
Подведение итогов конкурса. Определение победителей, эрудитов (личные места), награждение “сладкими” призами.
Александра МЕЩЕРЯКОВА,
учитель географии
Усть-Илимск
Комментарии