Сначала небольшая предыстория этой заметки: Министерство образования Московской области информировало школы города Черноголовки о том, что в 2016-2018 годах по сводному плану будут проводиться мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения нобелевского лауреата Александра Исаевича Солженицына. Учителя литературы нашего города тоже отправили в министерство свои предложения.
…Впервые имя Солженицына я услышала в переполненной восторженными, счастливыми первокурсниками (к которым принадлежала и я) аудитории университета. На филологическом факультете. Это был 1974 год. Элегантный умница – декан факультета журналистики – в пламенной речи поведал нам об изменнике Родины, авторе «пасквиля» («Архипелаг ГУЛАГ») на нашу страну – писателе Солженицыне!Так вошла эта фамилия в мою жизнь впервые. Я добросовестно и дословно все записала – это было просто информационной бомбой – и довела эти захватывающие сведения до старшеклассников, став учителем школы. Уверена, что и декан искренне был уверен в том, что говорил.А потом в студенческом общежитии нам давали на ночь по очереди (на комнату) читать затрепанный номер «Роман-газеты» с напечатанным и изъятым из библиотек «Иваном Денисовичем» (это надо было хранить в тайне). Я тогда не поняла, почему запретили-то?Гласность! Помню первые статьи о Солженицыне в «Учительской газете» (до сих пор храню вырезки). Куплено и читается собрание сочинений – плохая бумага, знаменитый серый переплет. Том за томом… Помню, когда прочитан был «Архипелаг…», летнее солнце казалось черным.Благодаря публикации в «Новом мире» автобиографического произведения «Бодался теленок с дубом» открылся Солженицын просто как человек: ранимый, гонимый, страдающий, преследуемый. И люди рядом с ним. Другие, не верящие в царящую вокруг ложь. Дико и страшно было узнавать о том, что делали с интеллигенцией. Подруга написала, что Солженицын был проездом из ссылки в Иркутске, встречался с читателями, выглядел очень усталым. Народу – тьма, она долго стояла, зажатая толпой, чуть не на одной ноге, где-то на подоконнике, чтобы его услышать…Кадры документального фильма, где он, старый, смертельно больной, но спокойный, величественный, мудрый, в общем-то, завещает жене продолжить его работы. Поразило, как спокойно и буднично у него прозвучало, что он сам уже это вот точно не успеет: «Придется тебе». И объяснял, как сделать лучше…За душу берут кадры фильма, где журналисты приходят в его дом, а жена ведет их в кабинет, куда ни разу после его смерти не могла зайти. И она говорит об этом волнении: «Как я там сейчас смогу оказаться?» И это так по-человечески понятно и трогательно: распахивая двери, она как бы проходит по памяти: вот здесь он сидел по вечерам, вот здесь выходил смотреть, как заходит солнце… Светлые слезы, думаю, появились при этом не у меня одной.Всегда тихо на пригорке моего любимого Донского монастыря, где упокоился Александр Исаевич. Всегда горит скромная, но неугасимая лампадка. Всегда цветы…Рядом церковь, «в соседях» недалеко художник Василий Перов. Через тропинку – прототип Софьи Фамусовой у Грибоедова. И очень много друзей и родственников Пушкина, возлюбленная Лермонтова, мать Тургенева, бабушка Толстого, писатели, поэты – элита дворянства. А вот нобелевский лауреат – один. Великая русская литература и культура… Обхожу всех. Иду к нему от Каппеля, Ивана Шмелева. Стою. Молчу. Очень тихо кругом. Иногда художники с мольбертами рисуют старинную церковь рядом.Здесь покоится «великий нравственник», как сказал о нем Валентин Распутин. Простите меня, Александр Исаевич. Думаю, давно простил. Нас всех. А вот «как нам обустроить Россию»?.. Ну а план мероприятий к юбилею Александра Солженицына у меня получился такой. Привожу его здесь для коллег.I1. В школьных библиотеках – выставки книг Солженицына (и о нем), портреты, иллюстрации к произведениям и т. д. 2. На 1-м этаже – коллажи, плакаты, информационные буклеты, посвященные юбилею.3. В кабинетах литературы – стенды, посвященные юбилею.4. Конкурс газет о юбиляре (можно на конкурсной основе).II1. Классные часы: «Солженицын – убежденный государственник» (Владимир Путин), «Нобелевская премия – за нравственную силу» (Франсуа Мориак) и другие.2. Линейки по параллелям «Солженицын – нобелевский лауреат».3. Уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки о Солженицыне:- по биографии («Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Награды Солженицына», «Медали, ордена, звания, премии» и др.);- о творчестве (литературные притчи, повести и рассказы, романы, историко-документальные исследования, воспоминания, эссе, публицистика, пьесы, сценарии).4. Лекции, лектории о жизни и творчестве Солженицына: «Духовные ценности в произведениях Солженицына», «Роль Солженицына в духовной истории страны» и т. д. 5. Беседы и дискуссии на темы «Бодался теленок с дубом», «Легенда советской России» и т. д.6. Викторины по произведениям Солженицына.7. Кинолекторий о юбиляре (телефильм Станислава Говорухина «А.Солженицын и читающая Россия» и другие фильмы). III1. Конкурс сочинений «Проблемы нравственного выбора в произведениях А.И.Солженицына», «Открою томик Солженицына…», «Великий нравственник, справедливец, талант» (Валентин Распутин).2. Конкурс презентаций на тему «А.И.Солженицын. Личность. Творчество. Время».3. Семинары («Страницы «Архипелага ГУЛАГа» и т. д.).4. Литературные гостиные «Как пламень, русский ум опасен…».5. Уроки русского языка, устные журналы «Словари Солженицына», «Не обычай дегтем щи белить, на то сметана», «Солженицын в защиту русской речи» и т. д.6. Проекты «Солженицын – «литературное чудо» (Николай Чуковский)» и др.7. Конкурс докладов «Вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…» (Анна Ахматова о произведении Солженицына «Матренин двор») и др.8. Концерты, конференции «Личность его – героическая. Благородная и стоическая» (Андрей Тарковский).Наталья ПЕРЕПЕЛКИНА, учитель литературы школы №75 города Черноголовки Московской области
Комментарии