Сегодня понятие «метапредметное обучение» приобретает особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Учитель, работающий сегодня только в рамках своей узкопредметной парадигмы, не сможет привести ребенка к запланированным результатам. Именно этому вопросу посвящен наш круглый стол «Проблемы преемственности начальной и основной школы в формировании метапредметных компетенций».
Вэтом году все первые классы приступили к реализации нового стандарта. Основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.
Новая концепция структурирования образовательных стандартов получила уже в педагогическом сообществе бытовое название «Три Т». Суть состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования к содержанию основных образовательных программ; к условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим); к результатам освоения основных образовательных программ.
Основным образовательным результатом считается формирование мотивированной компетентной личности, а главным предназначением стандарта -нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения качества российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.
«Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» – тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы. Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Настоящие Требования инвариантны и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они определяют планируемые результаты начального общего образования. Планируемые результаты – обязательная составная часть основной образовательной программы начального общего образования. Требования задают ориентиры оценки личностных, метапред-метных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты обучения – уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы.
Предметные результаты обучения – освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания.
Метапредметные результаты обучения – способность учащихся решать реальные жизненные проблемы разного уровня сложности в знакомых и незнакомых ситуациях на основе использования предметных результатов. По-другому – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.
Эти результаты переориентируют учителей начальной школы на другие образовательные задачи. Необходимо создавать такие условия, чтобы ребенок учился учиться, то есть формировать у учащихся способность к развитию и самосовершенствованию, учить их добывать новые знания и применять в жизненных ситуациях, контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
Именно метапредметные результаты будут мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Обучая ребенка в начальной школе методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усвоить программы средней и старшей ступеней школы. Формируя ИКТ-компетентность, мы создаем условия для более эффективного обучения с помощью компьютерных и цифровых технологий, что, как показывает практика, мотивирует современного ученика на получение новых знаний. Отрадно, что стандарты второго поколения направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка, и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, -одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все вышеперечисленное обозначено в стандартах как универсальные учебные действия, действия, которые необходимы ученику на всех уроках, как помогающие усвоить предмет. С другой стороны, эти универсальные учебные действия формируются у школьника на основе предметного содержания.
Формирование УУД возможно при специально организованной деятельности детей, когда знания не сообщаются в готовом виде, а добываются ребенком в процессе совместной деятельности учителя и ученика, ученика и ученика. Деятель-ностный подход стал методологической основой и главным отличием ФГОС, реализация этого подхода является основной трудностью для учителя.
В округе на протяжении двух лет 17 школ работают в экспериментальном режиме, выстраивая образовательную среду, которая позволит достичь планируемых результатов. Мы можем представить опыт ЦО №1449, который работает в пилотном режиме по введению ФГОС и на протяжении 10 лет входит в состав городской ЭП по разработке и реализации си-стемно-деятельностного подхода. Педагоги этой школы реализуют надпредметный курс «Мир деятельности», разработанный Л.Петерсон, который способствует формированию мета-предметных компетенций.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть благодаря современному УМК, включающему учебники, учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта. Учебно-методический комплект (УМК) состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы. Все компоненты (учебники и рабочие тетради) УМК создают условия для эмоционального, духовно-нравственного, социально-личностного и интеллектуального развития ребенка, проявления им в различных видах деятельности. Содержание, методы и организация учебного процесса ориентированы на ребенка, на развитие и формирование общеучебных умений и навыков, которые подготовят младшего школьника к дальнейшему образованию и самообразованию. Содержание УМК должно предоставлять учителю возможность формировать метапред-метные компетенции. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, а инвариантная и вариативная части обеспечивают реализацию права каждого ребенка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития каждого ученика.
При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать, что:
• содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;
• содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;
• учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей, развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;
• учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.
До 2011-2012 учебного года учителя начальной школы работали по 10 УМК, а сейчас в связи с введением ФГОС школы округа работают по 4 ОС «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа 2100». По мнению учителей, только два из них в основном соответствуют ФГОС и имеют продолжение в средней школе.
Главная задача, которую ставят государство и общество перед школой, – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые невозможно выполнить этот социальный заказ. Это вопросы преемственности, которые были всегда, а сейчас в условиях введения и перехода на новые стандарты становятся наиболее актуальными.
Отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой. Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно.
Узко понимаемая преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. Долгое время считалось, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.
Отсутствие непрерывности и преемственности между школьным и вузовским или среднетехническим образованием, в частности, в плане развития общеучебных умений. Выходя из школы, выпускник чаще всего не готов к продолжению образования. Он не владеет приемами получения и переработки информации, не умеет самостоятельно работать с материалом и очень часто пытается по школьной привычке все выучить, то есть зазубрить.
Непонимание того, что комплект учебников не может быть случайным, произвольным набором, а должен иметь общую методологическую основу, опираться на единую систему психолого-педагогических принципов, иметь одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство; этим требованиям отвечают лишь учебники, написанные в рамках определенной образовательной системы.
Непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа – от первого до выпускного класса – и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы – все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространств, ведь у них общие ученики.
Решение всех этих проблем позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующимся на идеях гуманизации и гуманитаризации образования.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Основная задача государственного стандарта нового поколения – определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования. Уже сейчас можно сказать об актуальности, своевременности государственного стандарта. Каким станет процесс реализации, покажет практика. Многое зависит как от педагогов, так и от родителей.
К сожалению, мы отмечаем, что рядовой учитель зачастую далек от понимания того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Некоторые педагоги пробуют успешно реализовать метапредметность через использование проектного метода во внеурочной деятельности. В учебном же процессе целенаправленное формирование метапредметных компетенций вызывает много вопросов.
Сколько нужно времени на то, чтобы освоить метапредметные технологии? Разным педагогам – от 3 до 5 лет. Принижать сложность нельзя, но и говорить, что это совершенно невозможно, тоже неправильно. Метапредметные технологии позволяют педагогу критически осмыслить проблемы, которые он у детей фиксирует. Традиционная практика: педагог в программу встроен и по ней идет. Лучшие учителя все делают правильно. Но педагогу важно задуматься: а носителем каких культурных способов стал он сам? На первом этапе он может не освоить метапредмет-ную технологию, но за счет нее у него открывается третий глаз, глубокое видение предметной действительности, это подвигает к тому, чтобы деятельностно работать с тем, что у нас стало содержанием предметного преподавания: базовые понятия, другие ключевые модели, идеализации и категории. Уже это колоссальный сдвиг, которого традиционное педагогическое образование и система повышения квалификации не дают.
Еще одна важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение, которое начинает затрагивать самого педагога. Что значит для педагога изменение в собственном мировоззрении? Он вдруг начинает понимать, что есть не просто успевающие или не успевающие дети, что зачастую не очень хорошие результаты связаны с его собственным незнанием некоторых культурных способов, с невозможностью выделить, как он ими пользуется. Это происходит не потому, что педагог плохой, его так обучали в свое время, так была программа построена.
Если возвращаться к национальной образовательной инициативе, то там есть хорошие идеи. К примеру, перед учащимися ставится задача, чтобы они учились жить в высокотехнологичном мире, а для этого им просто необходим метапредмет «Знание», который показывает границу сегодняшнего знания. Новые технологии можно формировать только на основе нового фундаментального знания. Старые же технологии ведут не к развитию, а к заимствованию. Некоторые педагоги обычных, неспециализированных, школ начинают с этим работать.
Комментарии