Правительство Московской области рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики. Решение задачи повышения профессионализма педагогов, подготовки и формирования педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, предполагает помимо всего прочего внесение значительных изменений в систему оплаты труда учителей и руководящих работников сферы образования.
Как и все общественные институты, школа нуждается в экономической самостоятельности. За нее до сих пор решают, сколько она получит финансовых средств, на что их можно потратить, каким может быть штатное расписание и какую зарплату выплатить работникам. До сих пор многие руководители не знают годовой бюджет школы, как он формируется, не имеют возможности оперативно распорядиться выделяемыми средствами.
Нормативное финансирование – это один из основных инструментов нового финансово-экономического механизма, позволяющий финансировать не школу как объект, а предоставление школой образовательной услуги, то есть ее деятельность. Норматив нужен финансовым органам, органам управления для объективного планирования и «прозрачного» распределения финансовых ресурсов в сфере образования. Норматив нужен самому учреждению, потому что дает возможность самостоятельно планировать свой бюджет, эффективно использовать выделенные средства, стимулирует повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за функционирование школ возложено на собственника, то есть на органы местного самоуправления, и основным источником финансирования является местный бюджет. Выделяемая из областного бюджета субвенция на реализацию муниципальными учреждениями основных образовательных программ включается в доход местных бюджетов, но использовать ее можно только на установленные цели, то есть на реализацию образовательного стандарта.
Государство определяет образовательную политику, разрабатывает и утверждает образовательные стандарты, финансирует их реализацию муниципальными образовательными учреждениями путем предоставления субвенции на эти цели муниципальным бюджетам. Собственник обеспечивает содержание зданий, оплату коммунальных услуг, благоустройство помещений и территории.
Изменения в системе финансирования направлены на то, чтобы у бюджета не было любимчиков, чтобы все школы находились в равных финансовых условиях. Но существуют опасения, что выжить в новых условиях финансирования могут только городские, крупные по численности школы. А вот как будут существовать и развиваться учебные заведения, в которых от 50 до 120 учащихся, не ухудшится ли положение малокомплектных школ? Над этим вопросом стоит еще поработать.
При расчете норматива учитывается средняя наполняемость классов отдельно в городской и сельской местностях. В связи с тем что наполняемость классов в сельских школах ниже, чем в городских, размер норматива финансирования сельского школьника будет выше, чем городского.
Снижения ставки заработной платы, установленной с учетом уровня образования и педагогического стажа, не произойдет ни в городе, ни на селе. Доплаты за дополнительные виды работ сохранятся.
Расходы на содержание зданий, капитальный ремонт, приобретение оборудования, относящегося к основным фондам, финансируются дополнительно к подушевому нормативу из средств муниципальных бюджетов.
В настоящее время норматив подушевого финансирования вводится только на реализацию образовательного стандарта, который должен получить каждый ребенок на определенном качественном уровне. Дополнительное образование не входит в образовательный стандарт и финансируется из местного бюджета. Формы финансирования дополнительного образования могут быть различными: традиционные (как сейчас), программные, конкурсные, нормативные (муниципальный заказ). При этом нормативное финансирование может быть не только подушевое (в расчете на одного обучающегося), но и на другой основе (например, на класс, на кружок или иную группу учащихся).
Сельские дети в большинстве своем уходят из 9-го класса (родители это объясняют тем, что лучше получить среднеспециальное образование бесплатно, чем высшее – платно), поэтому в 10-11-х классах от 2 до 10 учеников. Как быть в таких случаях?
Сохранять старшие классы численностью до 10 учеников нецелесообразно по двум причинам. Во-первых, невозможно обеспечить достаточный уровень качества обучения по всем предметам. Во-вторых, стоимость обучения ребенка в таком классе в 3-5 раз выше, чем в классе с нормальной наполняемостью (20-25 человек). Будет реализовываться программа развития сети базовых школ, укомплектованных современным оборудованием и кадрами. Базовые школы обеспечат необходимые условия качественного обучения и эффективное использование ресурсов. Но все решения о реорганизации будут приниматься с учетом мнения общественности.
Важнейшим направлением работы по развитию системы оценки качества образования в Московской области является совершенствование процедуры аттестации педагогических кадров с учетом результативности и качества их работы, что имеет основополагающее значение при введении новой системы оплаты труда учителя.
Отсутствие на федеральном уровне нормативной базы, регулирующей вариативные формы и процедуры проведения аттестации, дает возможность регионам самостоятельно определять формы и процедуры проведения аттестации, разрабатывать собственный инструментарий для обеспечения аттестационных процедур. В Московской области разработана региональная модель аттестации педагогических и руководящих работников, соответствующая новой системе оплаты труда, внедряемой в областной образовательной системе.
Для оценки качества и результативности в модели аттестации Московской области применяются наиболее значимые критерии оценки профессиональной деятельности учителя:
– позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
– позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам;
– позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
– использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
– обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, «круглые столы»);
– повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и (или) ученого звания;
– участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.
Нетрудно видеть, что многие предлагаемые критерии основаны на отслеживании динамики достижений учителя на протяжении длительного времени (3 года).
Исходной для модели аттестации Московской области является простая идея о том, что объективно и полно оценить работу учителя по этим критериям могут те, кто практически ежедневно наблюдает за его деятельностью, – администрация, коллеги, родители; по прошествии определенного времени – выпускники школы, способные оценить весомость нажитого в школе образовательного капитала. Нельзя сбрасывать со счетов и рефлексивную самооценку собственной деятельности со стороны самого учителя (на основе собранного им портфолио и планов профессионального саморазвития).
Галина БАШКИНА, начальник отдела экономики образования АСОУ
Комментарии